Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Перформативный театр, возникший на волне сексуальной революции и студенческих волнений 1960-х, к настоящему моменту достиг того возраста, когда его уже можно и нужно осмыслять как культурный феномен. Завершенный недавно по проекту Wizja и nsMoonStudio музей Тадеуша Кантора в Кракове отражает эту искусствоведческую тенденцию.
Тадеуш Кантор (1915-1990) был когда-то назван «самым глобальным из польских художников и самым польским из художников». Уже при жизни одни считали его гением, а другие называли мистификатором. Сегодня никто не сомневается, что он был одним из величайших творцов искусства ХХ века – хотя по-прежнему трудно объяснить, в чем заключался феномен его воображения. Будучи универсальным художником – живописцем, сценографом, поэтом, актером, перфомером – мировую известность он приобрел как человек театра. Главным детищем Кантора был театр Cricot 2; в котором создал немало шедевральных спектаклей.
Центр документации искусства Тадеуша Кантора Cricoteka существует с 1980 года и был основан по инициативе самого художника. Изначально он помещался прямо в театре Cricot 2. В 2005 году возникла идея реконструкции зданий бывшей электростанции на берегу Вислы для создания здесь новой штаб-квартиры музея. В 2006 на международном архитектурном конкурсе было отобрано два польских архитектурных бюро– Wizja и nsMoonStudio, которые совместными усилиями и осуществили проект. 12 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие новой штаб-квартиры музея Cricotekа.
Здесь хранится уникальная коллекция из нескольких сотен объектов и костюмов, созданных для спектаклей театра Cricot 2, чертежи и проекты Кантора, видеозаписи, фотодокументация, и, наконец, тысячи отзывов, критических статей и исследований на разных языках в газетах, журналах и книгах со всего света – реакция на многочисленные гастроли Тадеуша Кантора и его актеров, и эта часть собрания постоянно расширяется и пополняется. Таким образом, Cricoteka совмещает функции архива, музея, галереи и научного центра.
По мысли авторов проекта художественный образ музея выражает поиск индивидуального пути в творчестве. Архитекторы постарались отразить свойственную перформативному искусству проблематику пересечения границы между актером и зрителем, между творцом и созданием, вовлекая каждого посетителя в коллективную игру. Чтобы попасть в музей посетитель должен подняться сначала на планшет сцены – новое здание представляет собой фактически огромную театральную коробку, внутри которой старая электростанция превращается в театральную декорацию. Пейзаж с Вислой и ее берега также присутствуют на этой «сцене» в виде зеркального отражения, а то, что потолок еще их и переворачивает «с ног на голову», предлагает новый мотив для творческой реализации – это то самое «столкновение», которое согласно творческому методу Кантора позволяет создавать новое из хорошо известных элементов окружающей действительности.
Характерная форма и фактура здания музея, декорированного перфорированными листами металла, стала доминантой в панораме набережной. Масштаб постройки найден таким образом, что она снижает негативное влияние на окружение недавно построенных неподалеку высотных зданий, переводя их из статуса акцентов в фоновый режим.
Пространства нового музея на берегу Вислы – как внутренние, так и открытые – предназначены для проведения спектаклей, выставок, шоу, хэппенингов и перформансов, что предлагает новые возможности для самореализации и времяпрепровождения жителям Кракова и его гостям.
Официальные сайты архитектурных бюро: wizja.krakow.pl, moonstudio.com.pl
В городе Жоры (Польша) завершилось строительство примечательного объекта. Его форму архитекторам из катовицкой студии OVO Grabczewscy Architekci подсказало имя населенного пункта, а вид здания в свою очередь навел заказчиков на мысль изменить его основное назначение.
Здание, ставшее визитной карточкой небольшого (неселение — 62 000 человек) южнопольского города, первоначально задумывалось как промо-павильон. Расположенный на въезде, он должен был представлять все лучшее, что есть в Жорах. Получившие муниципальный заказ архитекторы решили обыграть в репрезентативной постройке название и символику города. Zory в переводе означает «огонь». В 12 веке место для поселения было расчищено от зарослей огнем. С давних времен в память об этом в Жорах проходит Фестиваль Огня. Стилизованное пламя стало и логотипом города. Архитекторы заключили, что промо-павильон тоже должен олицетворять собой «имиджевую» стихию, и это выразилось как в объемно-планировочном решении, так и в облицовке сооружения.
Костяк здания формируют три автономные бетонные стены ломаной конфигурации. Благодаря покрытию листовой медью, собранной на двойном фальце, вся граненая структура живет, «горит» и «танцует» подобно языкам пламени, и днем, особенно в отблесках солнечного света, и в темное время суток – в лучах декоративной подсветки.
Реализацию проекта осложнял целый ряд факторов. Выяснилось, что выделенный пустырный участок рядом с Воеводской автомобильной трассой скрывает неприятные технологические сюрпризы. Здесь проходила коллекторная система города и нефтепровод, которые пришлось перекладывать. Кроме того, инженерно-геологические исследования показали, что давно на этом месте находилась городская свалка. В результате рассмотрения различных вариантов, было решено заменить всю землю под зданием. За время преодоления этих препятствий у руководства города появилась логичная идея: почему бы не устроить в подземной части здания музей огня?
Первый этаж площадью 390 кв. метров. Здесь многофункциональный холл, зал для конференций, семинаров и практикумов, технические помещения.
В ограждающих конструкциях использовано ударопрочное стекло.
Площадь музея, организованного на «минус первом» уровне, составляет 250 квадратных метров. Гостей встречают экспозиции, рассказывающие историю взаимодействия людей с опасной, но жизненно необходимой субстанцией, начиная с каменного века. В интерактивном блоке посетители могут развести виртуальный огонь, а также понаблюдать процесс возникновения молнии. Один из разделов представляет разрушительную силу пламени и технику борьбы с огнём. А чтобы увидеть некоторые экспонаты, нужно пройти сквозь «огненную стену».
На участке площадью в полгектара вокруг музея планируется разбить сквер, где будет продолжена экспозиция.
Чтобы сохранить на долгие годы привлекательность меди и исключить появление следов патины, в качестве защитного покрытия была использована специальная полимерная пленка.
Официальный сайт архитектурного бюро: ovo-grabczewscy.pl
По проекту Studio Fuksas в Warszawa Business Garden построено здание №1 площадью 15 000 кв. м с отелем, конгресс-центром, офисами и магазинами.
Муниципалитет города выделил под строительство территорию в 6 га, более 60 % которой занято деревьями, газонами и кустарниками. После завершения работ ожидается, что бизнес-парк станет одним из самых зеленых в Европе. Всего там возведут семь зданий общей площадью 90 000 кв.м. Таким образом, Массимилиано Фуксас и его коллеги фактически запустили большую девелоперскую программу.
Здание №1 высотой 25 м выходит главным фасадом на улицу Жвирки и Вигуры, соединяющую аэропорт с центром города: в этом районе хорошая транспортная инфраструктура. Комплекс включает в себя двухэтажный остекленный цоколь с надстроенными над ним скругленными объемами конгресс-центра на 800 мест и отеля на 206 номеров. Под консолями здания, опирающимися на наклонные металлические столбы, обустроены «островки безопасности», помогающие укрыться от дождя или снега. Внутри цоколя запроектированы магазины, салоны, рестораны и кафе. Первый этаж комплекса представляет собой общественное многофункциональное пространство.
В офисной части комплекса, которая на плане напоминает букву E (перемычки между выступами остеклены), будут располагаться штаб-квартиры известных компаний, в том числе высокотехнологичных. Под землей офисного корпуса оборудована автомобильная парковка на 280 мест. Со стороны главного фасада архитекторы расположили зеленую террасу для отдыха сотрудников бизнес-центра. Зонирование помещений и навигация внутри здания осуществляется благодаря использованию цветовых кодов.
Официальный сайт архитектурного бюро: fuksas.com
Архитектура здания, спроектированного финским бюро Lahdelma & Mahlamäki, символизирует противостояние человека тяжелым трагическим обстоятельствам.
В Варшаве, на территории бывшего еврейского гетто, (рядом располагается монумент жертвам холокоста) открылся Музей истории польских евреев – трехэтажное многофункциональное здание общей площадью более 18 000 кв.м. В 2005 году муниципалитет польского города совместно с Министерством культуры страны и Ассоциацией института еврейской культуры объявил конкурс на лучший проект культурного центра. Будущим победителям, финнам, пришлось на втором этапе конкурировать с всемирно знаменитыми архитекторами — Studio Daniel Libeskind, Kengo Kuma & Associates, Zvi Hecker Architects, Peter Eisenman Architects, David Chipperfield Architects. Однако жюри отдало предпочтение совместной работе Lahdelma & Mahlamäki и местной фирмы Kuryłowicz & Associates.
Прямоугольная в плане постройка снабжена большими световыми проемами в фасадах, фонарями (один из них структурный, угловой), и характеризуется значительной площадью остекления, выполненного из цветного ламинированного стекла, которое украшено шелкографическим паттерном. Рисунок внешних поверхностей музея был разработан под руководством художника Клементины Янкевич (Klementyna Jankiewicz). В качестве декоративного элемента архитекторы использовали медные пластины, с нанесенными на них графическими знаками (текст на латыни и иврите).
Парадный вход решен в виде косого разлома – глубокого, доходящего до верхней кромки объема. Словно бы прорубленный в гигантской скале, он звучит метафорой жизнестойкости, стремления к жизни. Главный холл многофункционального центра похож на каньон, размытый в горной породе бурной рекой. Он змеится через все здание в поперечном направлении, образуя стены двойной кривизны, облицованные, как и пол, травертином. Всего внутреннее пространство Музея насчитывает восемь выставочных залов общей площадью более 4000 кв. м с мультимедийным оборудованием. Здесь будут осуществляться учебные программы, будут проходить выставки, кинопоказы, воркшопы, дебаты, перформансы, концерты лекции. Для этого есть помещения с широким функциональным спектром: классные комнаты, библиотека, кафе, магазин, конференц-зал и так далее.
В 2014 году в Музее истории польских евреев в Варшаве организуют постоянную выставку, рассказывающую о тысячелетней истории польской еврейской общины. Экспозицию курирует Барбара Киршенблат-Гимблетт из Нью-Йоркского университета.
Официальные сайты архитектурных бюро: ark-l-m.fi, apaka.com.pl
К 2014 году в Познани (Польша) планируется построить офисно-жилую высотку под названием «Балтык» по проекту нидерландского бюро MVRDV.
Высота этого здания составит 18 этажей, общая площадь 25 000 кв.м. Планируется, что площадь офисных помещений будет 12 000 кв. м, а жилых апартаментов, запланированных в цоколе башни, - 1350 кв.м. Под зданием запроектирован трехуровневый паркинг. В верхней части высотки откроется панорамный ресторан площадью 750 кв. м и отель. В качестве девелопера проекта выступила фирма Sophia Sp. z o.o. – совместное предприятие компаний Garvest и Vox Group.
Под строительство отведен участок треугольной формы в центре Познани. Рядом располагается Центральная железнодорожная станция и крупный отель Sheraton, а неподалеку проходит стратегическая трасса, связывающая город с аэропортом. С точки зрения геометрии башня «Балтык» - это призма, усеченная в верхней и нижней части. Объемный элемент сформирован прозрачным каскадом террас и лоджий, часть которых открыта, а часть целиком остеклена. Стеклянные фасады защищены от прямых солнечных лучей жалюзи из армированного стеклобетона. Строительный надзор возьмет на себя местная архитектурная фирма Ultra Architects.
Официальный сайт архитектурного бюро: mvrdv.nl
Предлагаем вам еще раз взглянуть на стадионы в Варшаве и Киеве, на которых проходили баталии Евро-2012. Оба проекта были выполнены архитектурным бюро GMP Architects.
Польский национальный стадион в Варшаве, спроектированный еще в 2007 году, расположен в Скарыжевском парке, к востоку от центра города, на берегу Вислы. Это главный объект нового спортивного городка, он вмещает около 58 тысяч зрителей. Чаша стадиона выполнена из готовых железобетонных элементов, а верхняя часть и кровля – из металлоконструкций, удерживающих текстильную кровельную мембрану. На верхний ярус зрители поднимаются по 12 однопролетным лестницам. Наружная оболочка сооружения сделана из цельнорешетчатого анодированного металла, окрашенного в цвета национального флага. Площадь купола стадиона 69 тыс. кв. м.
История с Олимпийским стадионом в Киеве несколько иная. Архитекторы из бюро GMP Architects подготовили проект масштабной реконструкции объекта, вмещающего 68 тыс. человек. Геометрия чаши, возведенной еще в 1948 году, изменилась кардинальным образом. Верхний ярус трибун был построен также довольно давно, в 1968-м, из преднапряженного бетона. В ходе реконструкции в западной части стадиона, в подтрибунном пространстве появились новые помещения для игроков, VIP-зрителей и представителей прессы. Кроме того, была сооружена мембранная кровля со световыми люками. Площадь ее составила 43 тыс. кв. м. В ближайшее время стадион ждет еще одна реконструкция: появится атлетический трек.
Официальный сайт архитектурного бюро: gmp-architecten.com
В самом сердце польской столицы построят офисное здание высотой 188 м и площадью около 60 тыс.кв.м, по силуэту которого, как утверждают авторы из бюро schmidt hammer lassen, скоро будут узнавать Варшаву.
Небоскреб состоит из трех прямоугольных разновысоких объемов с наклонными кровлями. Ритмически организованный модульный фасад целиком остеклен и оснащен автоматизированными жалюзи. Планируется, что вестибюль офисной высотки будет проходным, то есть жители города смогут напрямую пересечь площадь и попасть в парк. Постройка, в разработке конструкции которой приняла участие всемирно известная инженерная компания Arup, претендует на золотые сертификаты экологических стандартов BREEAM и LEED. Наклонные кровли комплекса оборудованы фотогальваническими элементами и системой сбора дождевой воды.
Архитекторы бюро schmidt hammer lassen имеют удачный опыт проектировании современных офисных зданий. В 2011 году их объект Crystal в Копенгагене получил European Steel Design Award, а также был отмечен наградой LEAF Award за лучшие инженерно-конструкторские решения. Еще один пример — постройка Amazon Court в Праге. Проектировщикам удалось вполовину снизить не только энергопотребление, но и затраты на обслуживание объекта.
Ожидается, что небоскреб в центре Варшавы вырастет в 2016 году.
Официальный сайт архитектурного бюро: shl.dk
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.