Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
17 марта было объявлено имя лауреата Премии Притцкера 2013. Архитектурный «Оскар» достался японцу Тойо Ито. Выбор жюри - не сенсация, 71-летний мастер давно был достоин этой награды. Он стал шестым представителем страны восходящего Солнца, получившим Премию за все время ее существования.
«Создатель бессмертных зданий» - так в официальном заключении жюри Премии назван известный архитектор, продолжатель традиций японского метаболизма 60-70-х годов прошлого века. В то время как сам Ито, скромник и перфекционист, любит повторять, что у него нет определенного авторского стиля, и он часто остается недовольным своими постройками. «На протяжении всей карьеры Тойо Ито совмещает в своих работах концептуальные инновации с великолепным исполнением», - не соглашается с лауреатом Председатель жюри лорд Питер Палумбо.
После окончания факультета архитектуры Токийского университета Ито сотрудничал с Киёнори Кикутаке и многому у этого признанного мастера научился. В 1971 году молодой архитектор основал собственное бюро под названием Urbot. С 1979-го года практика называется Toyo Ito Associates, Architects. Тойо Ито – лауреат множества профессиональных наград, среди которых Золотая медаль RIBA (2006), «Золотой лев» Венецианского биеннале (2002), несколько дизайнерских наград Compasso d’Oro, а теперь и Притцкер, самая престижная из них.
Среди самых известных построек мастера: особняк White U (1976), медиатека в Сендаи (2001), офисное здание TOD’s в Токио (2002), павильон галереи Serpentine (2002), муниципальный ритуальный зал в Гифу (2006), библиотека Tama Art Museum (2004). В Японии архитектура Тойо Ито представлена в отдельном Музее, самим же Ито спроектированным.
Торжественное вручение премии пройдет в музее-библиотеке имени Джона Кеннеди (Бостон, США) 29 мая 2013 года.
Официальный сайт архитектора: toyo-ito.co.jp
Официальный сайт премии: pritzkerprize.com
Чтобы сохранить свое значение в современном мире, сооружения, где люди встречаются с книгами, становятся другими. В нашем обзоре – несколько характерных примеров архитектурных «библиомутаций».
На этот материал нас вдохновила выставка «Книгострой», которую еще можно увидеть в павильоне Периптер ЦДХ. Она охватывает разные виды взаимодействия книг и архитектуры, мы же решили сконцентрироваться только на библиотеках и проследить, как концептуально и функционально трансформировались эти здания по сравнению с временами, когда еще не было Интернета. Сложно отрицать, что именно с его развитием люди стали меньше читать печатные издания и перестали записываться в библиотеки. А из архитектуры тем временем практически исчез архетип дворца или храма учености – величественного здания, всем видом и внутренним устройством призванного внушать почтение к Книге и процессу чтения. В то же время существующие классические структуры подвергаются модернизации.
Показательный пример – Нью-Йоркская публичная библиотека, которой занялся Норман Фостер. Построенное в 1911 году монументальное общественное здание архитектор хочет сделать общественным целиком, то есть буквально – превратить закрытые служебные помещения, семиэтажное книгохранилище, в публичное пространство. Согласно его предложению, многоуровневый атриум с открытыми полками должен стать территорией не только чтения, но и общения, обмена мнениями. Внутри здания появится своего рода городская площадь в 10 000 кв. метров. Не все согласны с вмешательством в историческую архитектуру, но дело идет к тому, что идея Фостера победит.
В проектировании новых зданий для книг подобные решения закладываются изначально. Интерьер библиотеки Абердинского университета бюро Schmidt Hammer Lassen (на фото вверху и внизу) построен вокруг многоуровневой рампы, играющей роль стержневого общественного пространства. Витки уровней сдвинуты относительно оси симметрии. Снизу открывается головокружительная, затягивающая взгляд перспектива. А снаружи внимание к простому кубическому зданию привлекает фасад со сложным узором, выполненным из стекла и пластика.
Необычный фасад может иметь и чисто утилитарное обоснование. Стены библиотеки в Канадзаве (Япония), построенной по проекту бюро Coelacanth K&H Architects (на фото внизу), испещрены отверстиями-иллюминаторами, имитирующими перфорацию на технических коробах или декоративных панелях.
Таким образом, архитекторы обеспечили равномерный рассеянный свет в читальном зале и других помещениях. Здание в Канадзаве воплощает еще одну важную особенность современных библиотек. Они все чаще вбирают роли многофункциональных культурных центров, куда ходят не только за книгами, но и кино посмотреть, послушать лекции, узнать последние городские новости.
Такова и постройка в норвежской коммуне Веннесле, спроектированная бюро Helen & Hard (на фото внизу). Большую ее часть занимает библиотека, но есть и кафе, административный офис, общинный и образовательный центры.
Основа конструкции здания – 27 деревянных ребер, похожих на корабельные шпангоуты. Эти ребра, интегрированные с предметами мебели, внутренними несущими элементами и техническими коммуникациями, формируют пространство здания, то есть интерьер подчинен их ритму. Связь же с городом осуществляется благодаря остекленному главному фасаду.
Новые библиотеки «заманивают» визуальной открытостью, доступностью. На это работают арки с пролетом от 1,8 до 16 м в здании кампуса Университета искусств Тама в Токио, построенном по проекту Тойо Ито в 2007 году (на фото внизу).
Из недавних примеров – «Книжная гора» MVRDV в Спейкениссе (Нидерланды). Это прозрачная пирамида, внутренности которой прекрасно просматриваются со стороны городской рыночной площади (на фото внизу).
Внутри нет привычных читальных залов и книжных стеллажей. Есть многоуровневая конструкция, обрамленная книжными полками. Для того чтобы добраться до вершины, где находится кафе с панорамным обзором, нужно миновать несколько лестниц и галерей, окружающих многоуровневый объем.
Все это напоминает путешествие по горной дороге. Архитекторы даже подсчитали протяженность пути – 480 м. Полки играют в дизайне ключевую роль. Из них сделаны парапеты галерей, перила лестниц, балюстрады, информационные столы, стойки библиотекарей и даже барная стойка.
Среди тенденций, которые прослеживает вышеупомянутая фотовыставка «Книгострой», одну, очень важную, можно сформулировать так: если раньше люди ходили за книгой (доставали по знакомству, покупали за сданную макулатуру, приобретали по подписке, брали почитать на ночь), то теперь книга сама пошла в народ.
Ряд примеров, представленных на выставке (мини-библиотеки на книжных остановках, избы-читальни во дворах жилых домов), можем дополнить концепцией мобильной библиотеки по искусству, разработанной по заказу общественного некоммерческого фонда Fundación Alumnos 47 мексиканскими дизайнерами из студии Productora на платформе грузовика Freightliner M2 20K (на фото вверху и внизу). Площадь ее невелика – около 20 кв.м, однако жители отдаленных районов Мехико и сельской местности уже получили возможность по достоинству оценить новшество.
Днище машины состоит из гидравлических платформ, которые поднимают читателей под потолок, где располагаются выдвижные полки-лотки с книгами. Эти же платформы служат местами для сидения. Грузовик может работать даже ночью, поскольку оборудован собственным электрогенератором. Мобильную библиотеку используют как лекторий, площадку для презентаций книг, фильмов, помещение для проведения общественных собраний и поэтических чтений.
Таким образом, сегодня происходит не только техническое перевооружение библиотек (оцифровка фонда, создание на базе библиотек мультимедийных и информационных центров, организация удаленного доступа к редким книгам), но очевидны и архитектурно-дизайнерские преобразования, направленные на создание или обустройство пространства, в котором комфортно находиться и работать современному человеку.
Выдающийся японский урбанист и концептуалист выстроил музей, посвященный его собственной архитектуре.
Двухуровневое здание из стали и железобетона расположено на острове Омисима в окрестностях японского города Имабари (к слову, там родился еще один знаменитый архитектор из страны Восходящего солнца, Кензо Танге). Заслуги Ито перед мировой архитектурой настолько весомы, что разговоры о строительстве «именного» музея велись с начала 2000-х, а концепция его начала формироваться в голове мастера еще лет семь назад.
Комплекс общей площадью около 350 кв.м включает два объекта — Стальной и Серебряный павильоны. Первый внешне напоминает оставленную ребенком на траве головоломку - «змейку», состоящую из геометрически правильных и неправильных элементов,- восьмигранников, десятигранников, кубооктаэдров. Кровельная терраса Стального павильона похожа на палубу корабля. Фасады его отделаны листовой сталью. План этого строения, представляющий собой два ряда шестигранников-сот, включает лекционный зал и несколько выставочных помещений разной площади, где демонстрируются фотографии объектов, проектная документация, скетчи и наброски, макеты зданий Тойо Ито.
Серебряный павильон — это что-то вроде бельведера, откуда можно любоваться панорамой Внутреннего моря. Здесь, под несколькими скругленными кровлями обустроены библиотека и мастерская архитектора, фактически целиком открытые взглядам посетителей.
Официальный сайт архитектурного бюро: toyo-ito.co.jp
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.