Спецпроекты «Арх Москвы», достойные «приза зрительский симпатий».
Эту публикацию можно считать очередной серией «обзорных эскскурсий» по «Арх Москве», вышедших на нашем сайте (см. «Обзорная экскурсия по Арх Москве. Часть I»; «Обзорная экскурсия по Арх Москве, часть II».) Однако, в отличие от предшествующих репортажей здесь уже не соблюдается пространственная близость экспозиций. Выставки, о которых пойдет речь, находились в разных уголках ЦДХ, но оставили общее ощущение какого-то особого, человечного, подхода к предметам исследования.
Такое ощущение неизбежно возникает, когда в центре внимания оказывается бережное отношение к историческому наследию. На выставке «Рижская деревянная архитектура: достигнутое и перспективы» можно было увидеть, как воссоздают и берегут сооружения из дерева в столице Латвии, где они составляют примерно 10% застройки. Деревянные строения сохраняют разными способами. В этом процессе участвует и государство, и частные инвесторы. Часто старые здания обретают новую жизнь в ином качестве. Так, советская насосная станция на берегу Рижского залива, превратилась в частную виллу «Остров Пасхи», а в комплексе бывшей Гипсовой фабрики теперь находятся элитные апартаменты.
О методах реставрации и модернизации деревянных объектов рассказывала куратор выставки – архитектор Зайга Гайле. Она охарактеризовала свой подход тремя словами с приставной «ре-»: реабилитация, реконструкция, ревитализация: «Вначале идет скрупулезное изучение исторического объекта. Даже если он доведен до последней степени деградации, все равно в нем остается невероятно много прекрасного. Затем следует синтез осознанного исторического с современной функцией. Чем больше понимаем об объекте, тем увереннее можем балансировать между его сохранением-восстановлением и внесением элементов современной архитектуры и дизайна». В эскпозиции были представлены фотографии и макеты домов, убереженных от исчезновения, а также проекты современного городского строительства из дерева, ведущиеся в Риге.
С темой прошлого и памяти была связана и расположившаяся в галерее на втором этаже выставка «Морфология советской квартиры». Куратор Артем Дежурко нашел, а фотограф Алексей Народицкий заснял, шесть квартир, обитатели которых сохранили обстановку, привычную им с детства – с 1960-х- 1970-х годов. Таблички рядом с фотографиями содержали рассказы хозяев этих квартир о том, почему они до сих пор так живут. Вспоминая, откуда взялись те или иные вещи, они заодно вспоминали истории своих семей. «Отчего в постсоветскую эпоху люди принялись, как гомункулы после атомного взрыва, селиться в обезличенных, выхолощенных евроремонтом пространствах, как будто у них не было детства?», - примерно так рассуждал куратор, начиная свое исследование год назад.
Фоторяд сопровождали реальные предметы тех лет – зеркальное трюмо, шкаф с «пламенным» шпоном, кресла в истертой обивке с деревянными подлокотниками. Смысл этой демонстрации «старья» состоял и в том, чтобы заставить посетителей пересмотреть отношение к советскому дизайну, проникнуться его эстетикой. И подумать, что, может быть, не стоит выбрасывать и отвозить на дачи старые вещи, а нужно произвести небольшую реставрацию, поменять обивку, обновить деревянные детали, хотя бы потому, что лет через 20 все созданное в 1970-х автоматически станет антиквариатом.
Третья выставка переносила посетителей из города на природу. В этом году организаторы Фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» вместе с мастерской ТАФ провели конкурс. Давалось задание спроектировать универсальный протообъект архитектуры, «не нуждающийся в укаршениях, обладающий минимальной функцией», а именно – сарай. По лучшим проектам были изготовлены и выставлены на импровизированной поляне с березками между колоннами ЦДХ макеты. Многие участники конкурса выбрали для своих проектов дерево, но были удачные решения и из других материалов, например, сарай Группы FAS(t), сконструированный из подвесных стальных цепей. Проект «Архстояние» нацелен на органичное взаимодействие природы и архитектуры. Сейчас организаторы, похоже, решили доказать, что, чем проще форма, тем лучше она вписывается в ландшафт. Сараи победителей уже строятся в Никола-Ленивце и cовсем скоро предстанут «в полный рост» перед гостями Фестиваля, который пройдет с 29 по 31 июля (следите за анонсами на сайте).
Между тремя вышеупомянутыми экспозициями, на первый взгляд, нет прямой связи. Но на самом деле их объединяет идея бережного отношения к чему бы то ни было – к историческому наследию, к вещам, которыми дорожили в наших семьях, к ландшафту. Эти камерные выставки дополнили разнообразную программу «Арх Москвы» темами, понятными и близкими абсолютному большинству ее посетителей.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.