Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Дюны: компактная игровая зона с обширными возможностями :: Архплатформа

Дюны: компактная игровая зона с обширными возможностями

13.11.19
23:29
автор: Татьяна Пашинцева    |    просмотр: (31733)

Бюро «Дружба» спроектировало детскую площадку, показав, как можно превратить дворовую территорию в пространство, способствующее развитию творческого потенциала ребенка и навыков общения.

Большая часть детских площадок в России сделана по типовым проектам из типовых элементов и даже наиболее эффектные из них, изображающие корабль, замок или ракету, лишь навязывают определенную тему игры. Такой подход не оставляет детям простора для фантазий и развития. Дизайнеры и архитекторы во всем мире пошли по совершенно другому пути, создавая максимально абстрактные объекты, с широким диапазоном вариантов использования, давая таким образом детям возможность изобретать собственные игровые сценарии. И подобный подход начинает все активнее внедряться в отечественную практику. Его популяризируют несколько молодых архитектурных команд, проектирующих оригинальные рекреационные пространства для детей и их родителей. Одна из таких команд – бюро «Дружба» разработало авторскую методику на основе многолетнего опыта создания общественных пространств с использованием принципов соучаствующего проектирования, реализации творческих и образовательных проектов, а также результатов исследований российских и иностранных экспертов в области социологии и детской психологии. 

В сентябре 2019 года девелоперская компания Sminex завершила строительство элитного дома Малая Ордынка 19 по проекту ADM Architects. В инфраструктуру его внутреннего двора включена детская площадка «Дюны», разработанная архитектурным бюро «Дружба». Хотя площадь игровой зоны всего 98 кв. м, она насыщена различающимися по функциям, форме и материалам объектами, открывающими бесконечный выбор игровых сценариев: подводная лодка, песчаные дюны, норы животных, долина хоббитов, мумми-дол… Образный ряд не навязан архитекторами, он зависит только от фантазии ребенка. И такой подход – один из ключевых элементов метода архитекторов бюро «Дружба» по работе с пространствами, предназначенными для детей.

«Среда, в которой живет и играет ребенок, — один из ключевых факторов развития и становления его личности.  Двор дома, интерьер школы и любимая детская площадка не менее важны в образовании, чем няня или учитель. Окружение напрямую влияет на самооценку, мотивацию и успеваемость ребенка. Пространство в жилом дворе не может быть жёстко регламентированным. Оно должно быть образным, вариабельным, наталкивающим на разные ассоциации. Такие площадки, в отличие от безликих стандартных комплексов, способствуют творческому развитию детей и будят их воображение», – поясняет решения проекта Белла Филатова, архитектор, партнер бюро «Дружба».

Объемное и образное решение площадки подсказал профиль волнистого газона по соседству. А еще архитекторов вдохновляли песчаные склоны, горные пещеры, подводные лодки... и, конечно же, проекты французской группы Ludic — идеологов детских игровых пространств из семидесятых. Территория «Дюн» выполнена в форме двух разновеликих холмов с ходами, туннелями, норками, горкой, скалодромом, лесенками и веревочной сетью. Между двумя холмами, в большом углублении устроена песочница. Рядом, на усыпанной крупной щепой площадке установлены качели и карусель.

Структурообразующие элементы пространства — авторские изделия из «простых» материалов: деревянные столбы и трубы из нержавейки. Основание волнистой конструкции «холмов» — армированный бетон, покрытый пятисантиметровым слоем резины. Финишное покрытие — натуральная каучуковая крошка для максимальной безопасности и долговечности. Изнутри холмы выстланы пробкой: там будет комфортно и в дождь, и в снег.

Можно играть снаружи, можно забраться внутрь: переговариваться по слуховым трубам и даже следить за тем, что происходит во дворе, через перископ — уникальный прибор, выполненный на заказ из нержавеющей стали. В большую «нору» могут залезть (и охотно этим пользуются) и взрослые, а «нора» поменьше рассчитана только на детей — это их пространство.

Часть забора в торце площадки решена как «меловая стена». На ней дети могут рисовать, писать друг другу послания — в общем, оставлять свой след. В игре можно использовать подручные материалы — щепу, листики и даже воду из фонтана. Детская территория гармонично интегрирована в пространство всего двора, это расширяет ее границы и привносит дополнительное разнообразие в сценарии игр.

Возможность настраивать окружающий мир «под себя» архитекторы «Дружбы» считают одним из главных критериев формирования «правильного» детского пространства. Вот исчерпывающий список принципов, которые они применяют в своих проектах:

образное решение, а не навязанная тема;
объекты, предусматривающие вариабельное использование;
максимально насыщенное пространство;
широкая палитра тактильных ощущений;
яркие цвета — не панацея и не самоцель;
умеренный и осознанный риск;
зонирование: маленькие/старшие, активно/спокойно, объединение/ уединение;
в приоритете — натуральные материалы.

Декларируемые бюро «Дружба» принципы основаны и апробированы на конкретных проектах детских и общественных пространств, школьных дворов, при комплексном благоустройстве различных территорий, таких как: детский сквер «Радужный мир» в Выксе, жилой двор в Набережных Челнах, детская площадка и клуб-лаборатория в ЖК «Реноме», детская площадка «Грибы» в Казани, двор «Новой школы» в Москве и др.
В большей части проектов и программ, реализуемых бюро «Дружба», применяются принципы   соучаствующего проектирования и авторская методика коллективного творчества на стыке архитектуры и социальной психологии. К участию в проектировании будущих рекреационных пространств приглашаются их будущие пользователи: родители, местные жители, представители местной администрации и учителя. Но главные соавторы — это дети. Какие-то решения вырабатываются во время специальных исследований и воркшопов с участием живущих по-соседству ребят, какие-то разрабатываются в коллаборации с детской архитектурной студией «Драконопроект» (бывший клуб «Кони на балконе»).

По мнению архитекторов «Дружбы», дети могут и должны участвовать в проектировании реальных объектов городской среды. Тогда они будут бережно и ответственно относиться к родному городу, чувствовать свою сопричастность и востребованность. Метод «сопричастности» — базовый элемент концепции «Город для детей», разработанной специалистами бюро.

 

Программа «Город для детей» это не одни лишь детские площадки — это комплексный подход, проецируемый на всю ткань города: улицы, площади, парки и скверы, объекты транспортной инфраструктуры, жилые кварталы и даже пустыри. Весь город должен стать дружелюбным и безопасным. И нужно для этого не так уж много:

детская автономия — возможность и безопасность перемещения;

четкая артикулирование «границ» и зон безопасности;

связанная сеть пешеходных улиц, веломаршрутов и проходов между детскими площадками;

«глаза улицы» — развитая инфраструктура, благодаря которой взрослые косвенно присматривают за детьми;

хорошая освещенность, как часть креативной обстановки и безопасности;

инклюзия;

навигация и идентификация для детей;

интерактивные объекты в городе: игра с тенями, с ветром, со звуком, тактильные игры;

игровые и спортивные «острова» по ходу движения и в местах присутствия детей;

включение воды в городское пространство в виде фонтанов, минипрудов, сухих фонтанов;

многофункциональные объекты городской инфраструктуры;

продуманная стратегия озеленения и создание инфраструктуры для животных;

активное использование рельефа и создание точек обзора - «смотровых башен»

Этот свод принципов разработан архитекторами бюро «Дружба» с опорой на собственный опыт работы с детьми в рамках различных образовательных проектов и на результаты исследований российских и зарубежных психологов и урбанистов. По сути, перед нами основа для подготовки единых стандартов городской среды, адаптированной к потребностям и интересам детей, достойный внедрения в практику всех регионов России.

Пространство «Дюны»

Площадь: 98,3 кв.м.

Заказчик: компания Sminex

Проект: бюро «Дружба»

Архитекторы: Белла Филатова (ГАП), Анна Родионова, Анастасия Рычкова, Александра Черткова, Мария Гулида, Елена Митрофанова.

Инжиниринг: компания «Horizon». Конструкторы: Марина Ларина, Даниил Остриков, Олег Белый, Владимир Стребан

Световой дизайн и оборудование: компания «Культура света». Разработчики: Юлия Жаркова, Сергей Жигалев

Строительство: компания Legato

Награды: ТОП-15 конкурса ArchDaily & Strelka Award 2019.

 

Изображения предоставлены бюро "Дружба" и Sminex.

автор: Татьяна Пашинцева |  просмотр:(31733)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey