Стальные полотна

09.03.17
19:30
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (3921)

Музей Пьера Сулажа в Родезе как визитная карточка RCR Arquitectes, лауреатов Притцкеровской премии 2017 года. 

 

© Javier Lorenzo Domínguez

Основатели  RCR Arquitectes — Рафаэль Аранда, Карме Пижем и Рамон Вилальта 

Традиционно Притцкеровская премия присуждается архитекторам, не нуждающимся в особом представлении, авторам громких построек или резонансных инвенций. В этом году получилось наоборот: объявление лауреатов 1 марта познакомило мир с бюро RCR Arquitectes из Олота, каталонского города в 100 км от Барселоны  –  Рафаэлем Арандой (Rafael Aranda), Карме Пижем (Carme Pigem) и Рамоном Вилальтой (Ramon Vilalta). Премию вручили коллективную, всем троим, что тоже нетипично. В портфолио бюро немало общественных сооружений и пространств, и их никак нельзя назвать заурядными, но в основном это проекты камерные, регионального значения. Решение международного жюри многих удивило и даже обеспокоило перспективой «девальвации» статусной награды: так, глядишь, «архитектурная Нобелевка» превратится в премию «Любому», читается между срок в комментарии архитектурного критика Григория Ревзина на коммерсант.ru.

Мы, с одной стороны, переживали за Питера Кука, у которого в прошлом году, к тому же, был юбилей – 80 лет. Но вместе с другими коллегами не могли не порадоваться, что «Притцкера», в этот раз «дали за то, чему учат в Московской архитектурной школе МАРШ», как написал на своей странице в «фейсбуке» архитектурный журналист и куратор образовательных программ Александр Острогорский. 

Фото©HISAO SUZUKI

За почти тридцать лет работы –  RCR Arquitectes основано в 1988 году – у бюро сформировался крепкий и достаточно ровный почерк, поэтому даже одна из их флагманских построек может рассказать об этих архитекторах многое. Мы выбрали для «знакомства» Музей Пьера Сулажа в Родезе, городке на юге Франции с населением в 26 000 человек. В первую очередь –  потому что музей, даже маленький – заказ мечты любого архитектора и  позволяет максимально проявить фирменный стиль. Правда, есть одна оговорка: эту работу RCR делали с французским бюро Passelac&Roques architects. Они вместе участвовали и победили среди 98 претендентов в архитектурном конкурсе, объявленном в 2008-м муниципалитетом Родеза. Французские партнеры гордятся этим объектом не меньше, однако решений, характерных для каталонцев, на наш взгляд, в нем проявлено больше. 

 

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Музей построен в северной части центрального парка Родеза (сад Foirail). Парк разделял исторический центр и современные кварталы, и новая достопримечательность стала связующим элементом городской ткани и катализатором позитивных преобразований. По случаю открытия музея, на которое приехал президент Франции Франсуа Олланд, прилегающую территорию основательно привели в порядок.

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Музей уникален тем, что является прижизненным памятником абстракционисту Пьеру Сулажу, уроженцу Родеза (род. 1919), самому известному и дорогому из ныне живущих французских художников. Основу собрания составили 500 его работ, которые мастер, известный любовью к глубоким нюансам темных цветов, особенно черному, передал в дар родному городу. Это литографии, офорты, живопись на досках и холстах, медные и бронзовые пластины, материалы к витражам, выполненным для монастыря города Конк в 1987 –  1994 годах. Помимо постоянной экспозиции, в здании предусмотрены пространства и для временных арт-проектов. 

Архитекторы предложили самую практичную для выставочных пространств форму – кубическую. Здание представляет собой цепь из пяти глухих прямоугольных «контейнеров», соединенных остекленными галереями и переходами. Пристальное внимание уделено условиям, необходимым для экспонирования работ, выполненных в разных техниках.   

Фото©HISAO SUZUKI

Фото©HISAO SUZUKI

В залах с живописью, которая оживает и раскрывает все свои нюансы при солнечном свете, его мягкое, рассеянное присутствие обеспечивают глубокие вертикальные ламели-откосы, дробящие остекление, и зенитные окна в крыше. Боксы, где выставляется бумажная графика, которой долгое воздействие дневного света противопоказано, оснащены системой регулируемых светильников. Остекленные переходы дают передышку между впечатлениями от энергетически мощных работ Сулажа, позволяют глазу отдохнуть в созерцании пейзажа парка. Помимо выставочных помещений, на общей площади 6000 кв. м., включающей подземные уровни (всего 4), размещены архив, запасник, детские мастерские, информационный центр, книжный магазин и ресторан высокой кухни.

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Фото©HISAO SUZUKI

Главная особенность геометрически простого здания и характерная черта RCR Arquitectes – отделка фасадов листами кортеновской стали. Покрытый окисной пленкой, то есть ржавый «от рождения», этот материал отличается высокой прочностью и устойчивостью к коррозии. Его часто используют современные скульпторы, и здание музея Сулажа с асимметричным расположением лаконичных параллелепипедов разного объема тоже можно принять за абстрактную скульптуру. RCR Arquitectes любят этот материал и металл вообще, и даже работают в переоборудованном по их проекту здании бывшего литейного завода. 

Фото©HISAO SUZUKI

Кортен-сталь они применяли и в проекте театра La Lira в Риполе (провинция Жирона), и в винодельне Bell-Lloc в Паламосе. Но здесь она особенно к месту: тонкие цветовые градации поверхностей – от угольного до бархатисто- бурого и рыжего – напоминают живопись самого Сулажа, например, его серию «Коричневая краска». То есть фасады смотрятся как крупные «холсты» мастера. Одновременно они поддерживают оттенки каменной кладки собора Нотр-Дам, с которым музей неслучайно стоит на одной оси по улице, идущей вдоль парка к центральной площади города.

Уместность и поэтичность, умелая работа со светом и материалом, точный баланс эстетики и функциональности, безусловно, заслуживают уважения. Нынешняя  Притцкеровская премия в целом –  и в унисон с последними тенденциями Венецианской биеннале – прозвучала как призыв больше внимания уделять локальным процессам и даже на провинциальном уровне добиваться высокого качества архитектуры. Международное жюри просто проиллюстрировало это послание достойным примером.

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Фото©MUSÉE SOULAGES RODEZ 2014 © GRAND RODEZ

Сайт бюро http://www.rcrarquitectes.es/

http://musee-soulages.rodezagglo.fr/museum-soulages/

 

tags: RCR Arquitectes | |
автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(3921)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey