От конкурса до здания: семь московских историй

11.12.14
19:43
автор: Елена Елисеева    |    просмотр: (4700)

Архитектурные состязания и реализация их результатов никогда не давались «малой кровью». Но трудности пути могут компенсироваться высоким уровнем профессиональной дискуссии и качеством решений. Об этом рассказывает выставка «Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920-1950-х» в МA.

Фото предоставлено пресс-службой МА

До 15 февраля в «Анфиладе» Музея архитектуры им. А.В. Щусева (МА) развернута экспозиция, посвященная советским архитектурным конкурсам 1920-1950-х годов. Кураторы проекта — Ирина Чепкунова и Сергей Чобан — не случайно выбрали этот период: начало ХХ века — время больших перемен, рождение нового государства и перенос столицы в Москву. Для преображения, пусть и большого, но все же тогда еще провинциального города нужны были серьезные усилия. Перемещение административных функций требовало возведения новых, импозантных зданий. Городским пространствам надлежало обрести вид парадный и представительный. Архитектурные конкурсы стали тем механизмом, который позволил увидеть разные возможности решения задач. «В 20 веке было много архитектурных конкурсов,  –  говорит куратор проекта Ирина Чепкунова,  –... Мы выбрали те, что так или иначе закончились строительством... Также мы хотели рассказать историю мест, где возникала потребность что-то возвести».

Фото предоставлено пресс-службой МА

В семи залах представлены семь конкурсов – на здание Дворца труда, Московское отделение газеты «Ленинградская правда», Центральный Телеграф, Библиотеку СССР им. В.И. Ленина, Военную академию РККА им. М.В. Фрунзе, Государственный театр им. В.С. Мейерхольда и Академию наук СССР.


Большие, тщательно выполненные проектные рисунки поражают своей монументальностью и высочайшим художественным качеством. Каждый лист — законченное произведение. Перед зрителем проходят работы таких знаменитых архитекторов, как И.А. Фомин, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, А.В. Щусев, Н.А. Троцкий, К.С. Мельников, братья А.А. и Л.А. Веснины, Г.Б. Бархин, И.И. Рерберг.  Здесь же в залах стоят демонстрационные столы с фотографиями и описанием тех мест, где вырастали новые сооружения, и историями конкурсных коллизий. Это, своего рода, второй уровень экспозиции, аккомпанемент основной темы, повествующий о судьбе городских районов, где было много утрат и лишений. Не случайно эти столы черного цвета.

А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран. Гостиница Моссовета. 1933. Перспектива. Бумага, карандаш, уголь, гуашь, белила.

Выставку открывает самый ранний по времени конкурс на здание Дворца труда (1922-1923) —  первая в СССР попытка создать грандиозное общественное сооружение с залом для «представителей трудящихся всего мира», музеем социальных знаний и труда, библиотекой, столовой, почтой, обсерваторией и даже площадкой для посадки самолетов. В этом конкурсе участвовало много проектов. Первую премию получил петроградский архитектор Н.А. Троцкий, предложивший довольно традиционное решение. А третью премию присудили новаторскому проекту братьев Весниных. Именно с этого времени началась их слава как архитекторов конструктивизма – нового авангардного направления, безусловными лидерами которого они являлись. Обстоятельства сложились так, что Дворец Труда не был построен, а на его месте десять лет спустя появилась гостиница Моссовета («Москва»).

А.К. Барутчев, Б.Р. Рубаненко. Здание Академии наук. Конкурсный проект 1934-1935. Перспектива центральной площади. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 107х191,5

И.А. Фомин. Здание Академии наук. Конкурсный проект 1934-1935. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, гуашь.

В Москве подобная история повторялась достаточно часто: собирались построить одно здание, а, в результате, строили совсем другое. Например, хорошо известный нам Центральный дом художника на Крымском валу появился на месте, первоначально отведенном под Академию наук СССР. А Концертный зал им. Чайковского возник на месте Театра им. Мейерхольда, который в силу трагических обстоятельств, связанных с арестом Мейерхольда, так никогда и не возвели.

И.А. Голосов. Здание газеты «Ленинградская Правда». Конкурсный проект 1924. Фасад. Разрез. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 67,2х51,2

Участь «не быть реализованным» коснулась и Московского отделения газеты «Ленинградская правда», конкурс на проект которого был объявлен в 1924 году. Перед архитекторами стояла задача разработать здание «из железа, стекла и бетона» в новом, прогрессивном стиле на участке площадью всего 6х6 метров на углу Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы — там, где сейчас находится ИД «Известия».

Наиболее интересными оказались решения К.С. Мельникова, братьев А.А. и В.А. Весниных, И.А. Голосова и Г.Б. Бархина. Голосов предложил пятиугольное в плане здание с фасадами, обработанными треугольными выступами, где глухие стены чередуются с остекленными эркерами. Мельников придумал конструкцию, в которой прозрачные параллелепипеды основных объемов вращались вокруг основной оси и создавали бесконечное разнообразие архитектурного силуэта. А Веснины представили проект 26-метровой прямоугольной башни, увенчанной прожектором, - именно он был признан наиболее удачным. Однако ни один из этих проектов не был воплощен. От идеи возвести здание редакции «Ленинградской правды» отказались, и на этом месте построили Издательский дом газеты «Известия» по проекту Бархина.

К.С. Мельников. Московское отделение газеты "Ленинградская правда". конкурс 1924. Фасад. Бумага, карандаш, тушь. 67,2х50,8 см.

Отражена в конкурсных проектах, отобранных для экспозиции, и главная тенденция архитектуры тех лет: борьба и взаимопроникновение конструктивизма и неоклассики, происходившие в процессе кристаллизации государственного стиля. Процесс стилистических «метаний» наглядно демонстрирует история строительства гостиницы Моссовета (гостиница «Москва»). В конкурсе 1931 года победили молодые архитекторы Л.И. Савельев и О.А. Стапран, предложившие довольно лаконичное решение фасадов. Однако, когда строительство уже началось, руководство Москвы передумало и потребовало сделать проект более представительным и парадным. И тогда его доработал А.В. Щусев. 

 Д.С. Марков, Д.Ф. Фридман, В.И. Фидман. Библиотека им. В.И. Ленина. Конкурс 1928 г. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, белила, аппликация. 69,2х194,3 см.


Решительно иначе, чем сегодня, могло бы выглядеть и здание Библиотеки им. В.И. Ленина, если бы к реализации был принят проект «Книга» Д.С. Маркова, Д.Ф. Фридмана и В.И. Фидмана. По замыслу архитекторов, получивших первую премию в открытом конкурсе 1928 года, крылья Библиотеки располагались так, что напоминали огромный открытый том. Но после долгих дискуссий и дополнительных туров конкурса здание было построено по проекту В.А. Щуко, в котором превалировали убедительные монументальные формы, уже в большей степени отвечавшие государственной идеологии.
 

Есть на выставке и примеры громких скандальных историй, как, например, конкурс на здание Центрального Телеграфа. Возникшая тогда острая ситуация наглядно демонстрируют, что заказчик не всегда выбирает самый передовой проект и порой действует вопреки решению жюри. Этот конкурс был объявлен в 1925 году. В нем приняли участие многие известные архитекторы. В результате первую премию получил А.З. Гринберг, вторую — братья Веснины. Однако строительный комитет Моссовета принял решение построить здание по проекту И.И. Рерберга, сделанному вне конкурса. Общественность возмутилась. В прессе разразилась бурная дискуссия – проект Рерберга критиковали, называли устаревшим и старомодным, яростно поддерживали проект братьев Весниных. Но все тщетно... Телеграф был построен.  Глядя сегодня на эту архитектуру, можно бесконечно удивляться высочайшему уровню архитектурного мастерства того времени.

«Эта выставка – повод задуматься, –  говорит куратор Сергей Чобан. –  Как получалось так, что в конкурсах 1920-30-х уровень работ был настолько высок, что даже самая слабая из них сегодня является шедевром?...Выставка призвана привлечь внимание общественности к тому, что смелые градостроительные шаги должны сопровождаться очень высоким качеством архитектурных, детальных решений. Только тогда такие шаги оправданы... Нельзя двигаться по пути изменения масштаба и взрыва среды... Для того, чтобы создавать большую архитектуру, нужна кузница, в которой выковывается планка, высочайший уровень ведения дискуссии, основанной на сравнительном анализе разных решений... Мы должны стремиться к такому уровню… Это и уровень архитектурного образования, это и уровень обсуждения на площадке конкурсов. И мы не должны бояться остроты дискуссии, столкновения разных стилей и мнений в этой практике. И если мы будем последовательно двигаться по этому пути, то, надеюсь, придем к подобным результатам».


13 декабря в рамках выставки и Фестваля IV Московского урбанистического форума Сергей Чобан прочтет лекцию «Архитектура конкурсов: советская практика и мировой опыт»
МА, Флигель «Руина», 15:00

Выставка «Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920-1950-х» продлится до 15  февраля 2015 года.

Проект реализован при поддержке Министерства культуры РФ, Комитета по культуре и градостроительству Москвы и компании AFI Development.

Сайт музея: www.muar.ru

автор: Елена Елисеева |  просмотр:(4700)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey