Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Виртуальное посольство :: Архплатформа

Виртуальное посольство

20.06.14
17:34
автор: Елена Петухова    |    просмотр: (15746)

Предпосылки создания, содержание и символическую роль павильона, рассказывающего о том, каким будет парк «Зарядье», рассматривает Елена Петухова.

Новая достопримечательность пополнила список объектов, обязательных для посещения, как горожанам, так и небезразличным к архитектуре гостям столицы. Между Васильевским спуском и набережной Москва-реки встал небольшой выставочный павильон. Внутри его сферической оболочки при помощи цифровых технологий заключен внушительный объем информации, позволяющий посетителям путешествовать в пространстве и времени. Считывая выданным при входе планшетом QR-коды, загорающиеся на сфере, можно перенестись из Москвы 2014 года в Венецию 2012, в переулки местных трущоб столетней давности или на зеленый склон холма под березами, который появится здесь через пять лет благодаря усилиям интернациональной команды специалистов.

За последние два года архитектурные и около-архитектурные события уверенно занимают топовые позиции в чартах культурной и социально-политической жизни Москвы. Инициированная руководством Москомархитектуры активизация конкурсных процессов на статусные постройки,  в сочетании с набирающей популярность прикладной урбанистикой и ее идеями развития общественных пространств, пешеходных зон, обустройства парковок и парков, сделали архитектуру и градостроительство одной из наиболее актуальных тем и сферой интересов. Причем в них вовлечены не только представители профессионального сообщества, но и простые горожане, осознавшие, сколько возможностей и сервисов они недополучили от своего города.

Парковая тематика выступает в качестве локомотива. Вслед за реконструированным ЦПКИО им. Горького к обновлению потянулись и остальные парки Москвы: Сокольники, «Музеон», Сад на ул. Руставели и т.д. У каждого есть своя программа, наиболее передовые уже провели или проводят конкурсы на концепции развития. В этом перечне несколько обособленно (немного сбоку и существенно выше) стоит будущий парк «Зарядье». «Сбоку» – потому что в отличие от остальных парков, на старте нынешнего эволюционного скачка обладавших необходимыми внешними признаками озелененных пространств, парк «Зарядье» – это еще несуществующий, виртуальный парк, любые разговоры о перспективах которого страдают той или иной формой умозрительности и фантазийности. Ну, а «выше»  –  потому что локация в двух шагах от Кремля и авторство идеи, принадлежащее Президенту РФ, автоматически придает месту статус самого главного и самого лучшего будущего парка страны, который оно рано или поздно будет гордо нести.

Первым и ключевым шагом к формированию концепции столь значимого для города и страны парка стал конкурс, уровень и состав участников, а – главное – результат которого в полной мере соответствовал бы высоко поднятой имиджевой планке.

Такой конкурс в 2013 году провели Институт Генерального плана г. Москвы и Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». По своему качеству, основательности предварительных исследований и продуманности технического задания, системности и медийному эффекту это соревнование до сих пор является едва ли не лучшим из всей «новой конкурсной волны». Но даже качество процедуры не гарантировало благоприятное восприятие ее итогов. Реакция на победившую в конкурсе концепцию от консорциума под руководством бюро Diller Scofidio & Renfro (США) была бурной, лишь немного не дотянувшей по градусу накала до «эффекта разорвавшейся бомбы». Многие ожидали чего-то более традиционного, в духе регулярных усадебных парков с ясно прослеживаемой патриотической направленностью. Но решающими, видимо, оказались более глобальные соображения. Высокая концентрация технологических новаций, во многом опережающих даже современную западную практику, нестандартный подход к ландшафтному дизайну и дендрологии, гарантирующие «главному парку России» статус «лучшего парка мира», принесли американскому бюро и его консорциуму первое место.

Проект-победитель, моментально ставший своеобразным символом или даже флагом новой градостроительной политики Москвы, был широко разрекламирован в СМИ, показан на нескольких выставках, в том числе и в экспозициях, открывшихся недавно  в Берлине и на Биеннале в Венеции. А сама концепция, после волны неизбежных, скептических или оптимистических, в зависимости от общего мировоззрения автора, комментариев и статей, перешла в статус очередной «сияющей утопии», сменив на этом посту ушедший в небытие «звездный» проект инновационного центра Сколково.

Наступивший после окончания конкурса этап реализации проекта – один из самых сложных, но не в техническом, а скорее в имиджевом плане. Разительный контраст между эффектными трехмерными визуализациями (вроде ледяной пещеры или березовой рощи возле Храма Василия Блаженного), нарисованными авторами победившей концепции, и нынешним состоянием территории Зарядья, напоминающей пустырь в лучших традициях «Сталкера», рождает в обществе невольный скепсис. Отчасти, ситуацию усугубляет опыт предыдущих лет, когда с цикличностью примерно раз в два года делались громкие заявления об окончательном определении судьбы этого района, и раз за разом все планы и мечты «уходили в песок».

Для подтверждения серьезности нынешних планов нужен был материальный и значимый символ – свидетельство той объемной работы, которая предшествовала конкурсу и продолжается уже после его окончания в департаментах Правительства Москвы и в составе интернационального консорциума под руководством Diller Scofidio & Renfro. Так возникла идея возведения прямо на стройплощадке информационно-выставочного павильона, способного продемонстрировать историю проблемы и намеченные пути ее решения. В отличие от распространенных экспозиций под открытым небом, формально удовлетворяющих общественное любопытство, павильон – нечто большее. Павильон – это своего рода посольство, вроде Английского подворья на Варварке, но представляющее идею масштабного и многогранного проекта, реализация которого позволит создать уникальный тип общественного и рекреационного пространства и выведет Москву на передовой рубеж мировой архитектурной жизни.

Инициатором строительства павильона выступил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, курирующий процесс реализации проекта парка. Он же, будучи одним из авторов программы российского павильона на XIII архитектурной Биеннале в Венеции, предложил взять его экспозицию в качестве прототипа. Причин для повторного использования выставочной концепции было несколько. Прежде всего, это был едва ли не единственный способ сконцетрировать в небольшом бюджетном формате компактного павильона максимально возможный объем информации, причем не только текстовый, но и иллюстративный. В 2012 году на выставке «i-city/i-land» кодировка и считывание данных при помощи QR-кодов и планшетных компьютеров позволили посетителям российского павильона получить доступ ко всем составляющим архитектурно-градостроительного проекта иннограда «Сколково». А внутреннее пространство павильона было превращено в своего рода храм высоких технологий – полусферу, облицованную металлическими панелями с QR-кодами и напоминающую купол римского Пантеона.

Впечатляющая работа команды комиссара Григория Ревзина, куратора Сергея Чобана, со-кураторов Сергея Кузнецова и Валерии Кашириной, а также Константина Чернозатонского, была по достоинству оценена жюри Биеннале. Российский павильон тогда впервые был награжден специальной премией (special mention). Практические соображения использовать уже апробированные решения для показа большого иллюстративного материала дополнило желание показать москвичам успешный экспозиционный проект.

Так родилась идея создать виртуальную экспозицию для виртуального парка. Информация о наиболее важных вехах в истории района Зарядье, проектах, которые планировались к реализации или были реализованы здесь на протяжении 20 и 21 веков, а также подробная летопись проведенного в 2013 году международного конкурса и все 6 проектов, вышедших в финал, представлены в 15 тематических блоках. Кроме того, посетители павильона могут ознакомиться с подборкой наиболее интересных парков мира и знаменитых национальных парков России.

Внутреннее купольное пространство окружено обходной галереей, по внутренним стенам которой идет временная шкала, отмечающая основные события в истории Зарядья, а на внешних витражах наклеены полупрозрачные имиджи с летней и зимней панорамами парка из победившего проекта, так что прошлое и будущее здесь встречаются лицом к лицу и буквально окружают посетителя. Снаружи пространство павильона заключено в полусферическую ступенчатую оболочку из темно-серого металла и стекла, архитектурную форму, достаточно эффектную и актуальную, но в то же время не претендующую на роль акцента, спорящего с историческим окружением.

Торжественное открытие информационного павильона парка «Зарядье» состоялось 29 апреля 2014 года в присутствии Мэра Москвы Сергея Собянина и его заместителя по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. В их комментариях по поводу перспектив парка «Зарядья» прозвучала убежденность в окончании реализации проекта в 2018 году. Работы идут по всем направлениям. В нынешнем году планируется подготовить техническое задание на проект парка, начать проектные работы и закончить демонтаж оставшихся под землей конструкций бывшей гостиницы «Россия». Возможность понаблюдать за последним через щели в строительном заборе предоставляется посетителям информационного павильона, в качестве бонуса.

 Фото: Илья Иванов; Глеб Анфилов - предоставлены пресс-службой

tags: Зарядье | |
автор: Елена Петухова |  просмотр:(15746)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey