«АрхиГрафика»: мнения экспертов

21.11.13
19:37
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (15346)

Завершив публикацию принятых заявок, Оргкомитет Международного онлайн-конкурса архитектурного рисунка собрал Экспертный совет. Свою оценку работам дали архитекторы Сергей Эстрин, Левон Айрапетов и искусствовед Евгения Гершкович.

 «АрхиГрафику» – конкурс архитектурного рисунка в онлайн-формате – сайт Archplatforma.ru проводит впервые. Экспериментальное начинание поддержала уникальная в своей области институция – Фонд архитектурного рисунка Сергея Чобана. Содействие Фонда объединило в Международном Жюри конкурса известных архитекторов, придерживающихся в вопросах стиля и формы очень разных линий. Но у Массимилиано Фуксаса, Бена ван Беркеля, Сергея Чобана, Максима Атаянца, Михаила Филиппова, Сергея Кузнецова и Андрея Чернихова есть важное общее – все они привыкли выражать свои профессиональные мысли, рисуя от руки. Рукотворноcть рисунков, несмотря на виртуальный формат проведения смотра, мы рискнули выдвинуть его главным требованием. Полученный отклик подтвердил исходное предположение: вид графики, казалось бы, уходящий из компьютеризированной архитектурной деятельности, востребован в творчестве многих опытных и начинающих архитекторов, причем во всех аспектах, затронутых номинациями конкурса – «Рисунок к проекту», «Архитектурная фантазия», «Рисунок с натуры».

Скетч Фрэнка Гери из собрания Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана появился на заставке к номинации «Рисунок к проекту» в качестве месседжа, ненавязчиво намекающего на смысл рисунков, ожидаемый в данном разделе. © Tchoban Foundation Museum For Architectural Drawing

Более 430 работ, из России и других стран мира, после первичного отбора (модерации) публиковались в течение трех месяцев, с августа по ноябрь, на интернет-площадке конкурса. При этом существенная часть поступлений – серии из нескольких листов, что предусматривалось условиями. Такой результат, безусловно, воодушевил, но и подтвердил необходимость созыва Экспертного совета – для первого анализа материала, разговора о критериях и рекомендации Жюри шорт-листов по каждой номинации.
Главными экспертами выступили искусствовед Евгения Гершкович, специалист по истории архитектурного рисунка, и архитекторы, в методе которых ручная графика занимает важное место, – Сергей Эстрин, владелец и основатель «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина», и Левон Айрапетов, сооснователь бюро Totement/Paper. Со стороны организаторов конкурса в обсуждении приняли участие Елена Петухова, архитектор, представитель Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана и Союза московских архитекторов, и Екатерина Шалина, историк искусства, шеф-редактор сайта Archplatforma.ru.


Круг лучших работ, очерченный экспертами (примерно треть от общего числа), уже представлен членам Жюри, но при этом каждый из них, посмотрев все рисунки, может внести в предварительный выбор коррективы, предложить свои параметры оценки. Работы финалистов конкурса будут обнародованы ближе к церемонии награждения победителей, запланированной на середину декабря, когда мы получим от Жюри результаты и комментарии. Но уже сейчас у нас есть мнения экспертов «АрхиГрафики», тщательно проанализировавших произведения участников.

Сергей Эстрин: «Я с большим интересом рассматривал работы и на базе этого большого материала старался для самого себя определить, что же такое «архитектурный рисунок», что может выделять его в самостоятельный сегмент графики. Пришел к выводу, что в нем не должно превалировать соперничество с художниками в техническом совершенстве и эффектах. У архитектурного рисунка свои задачи: понимание пространства, масштаба, формы, характера здания. На мой взгляд, в этом конкурсе не могут быть предметом рассмотрения «подачи»-иллюстрации, предъявляющие объект как факт, где уже нет выдумки, поиска. Больший интерес представляют рисунки, погружающие в тонкости профессии. Их, к сожалению, оказалось не так много.
Хотелось увидеть разнообразие техник, но удивило количество листов, выполненных в простом карандаше. Есть много работ, взятых усидчивостью, скрупулезно пересказывающих детали. Мне же по душе живая техника, передающая эмоциональную составляющую. Показать главное, уловить суть – вот что ценно в архитектурном рисунке, и для этого необязательно долго и упорно обводить карандашную зарисовку по контуру, превращая легкий эскиз в замученный чертеж. Конкурс проводится впервые, и у него есть возможность пойти в любую сторону. К выбору победителей нужно подойти ответственно: работы, которым Жюри отдаст предпочтение, зададут тенденции».

 

Левон Айрапетов: «Надо признать: далеко не все архитекторы в наше время так здорово рисуют, как некоторые участники этого конкурса, но мне в первую очередь было важно понять, не как, а — зачем они это делают. По-моему, сегодня главный смысл архитектурного рисунка заключается в выражении хода мыслей проектировщика на той стадии, которую еще нельзя заменить компьютером. Я сам так работаю: выплескиваю поток сознания на бумагу, графически довожу идею до состояния, понятного специалистам по 3D-графике, а они ее переводят на общедоступный визуальный язык. И в разделе «Фантазии» я старался разглядеть возможные точки пересечения с реальной архитектурной практикой.
Отдельный момент в номинации «Рисунок к проекту» – качество представленной архитектуры, но Экспертный совет решил его строго не судить. Конкурс, с одной стороны, подтверждает известный факт: в российских архитектурных вузах сильнейшие кафедры рисунка, быть может, выпускники Академии Художеств Санкт-Петербурга рисуют лучше всех архитекторов в мире. С другой стороны, возникает закономерный вопрос, который требует осмысления и обсуждения: а что это дает современной российской архитектуре?»

Евгения Гершкович: «Конкурс мне представляется весьма важным и своевременным начинанием. Поддерживаю его, желаю ему долгой  жизни, успеха и популярности. Он, несомненно, служит продолжению существования  ручной архитектурной графики, которая сегодня с развитием технологий, как представляется, превращается в хобби или в приятный профессиональный досуг, зарядку для руки. Но ведь именно рисунок позволяет проследить, как под карандашом зодчего происходит поиск нового образа и сам процесс понимания формы. Этот жанр способен сказать многое не только о развитии замысла того или иного мастера, но и о развитии профессии в целом. Сейчас же имеет смысл  проанализировать результаты  первого, пилотного, издания конкурса, решить, что в дальнейшем стоит оценивать, что поощрять в первую очередь  –  талантливую руку художника или бесценную мысль архитектора». 

 

 Перейти на онлайн-выставку конкурса «АрхиГрафика»

 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(15346)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey