Школьный дневник

21.01.13
14:06
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (13309)

Побывав в Московской Архитектурной Школе (МАРШ) и поговорив с ее директором Никитой Токаревым, мы узнали, как интерьеры открывшегося в этом году учебного заведения отражают его образовательные принципы.

На днях в МАРШ тестировалась игра, которая будет предложена студентам в рамках одного из учебных модулей второго семестра. В детали по просьбе разработчиков углубляться не будем, хотя действие получилось весьма увлекательным и даже азартным, но о сути процесса сказать важно. Смысл игры состоит в том, чтобы научить начинающих архитекторов коммуницировать с представителями различных сообществ, от которых так или иначе может зависеть судьба проектов: с властями, предпринимателями, прессой, защитниками наследия, местными жителями. Для МАРШ такая затея показательна: двухгодичная магистратура, куда принимают бакалавров архитектуры, старается дать практические навыки, которые не приобретаются в традиционных вузах.

Еще одна особенность обучения - глубокое погружение студентов в контекст современной культуры для понимания архитектуры как ее неотъемлемой части. Темы коммуникации и междисциплинарности определили и характер учебного пространства.

Территорию площадью 1100 кв.м. на пятом этаже бывшего промышленного здания в дизайн-центре Artplay МАРШ делит со школой кино (Moscow Film School) и школой компьютерной графики (Scream School). Проектированием интерьеров занималось бюро PANACOM. Никита Токарев – один из его основателей, и как директор школы он лучше, чем кто бы то ни было, представлял функциональную программу и образ помещений. Стояла задача создать контактную, стимулирующую к творчеству и взаимодействию между студентами разных специализаций среду. Поэтому у школ общий холл со стойкой рецепции и кафе, где встречаются все обитатели этажа, и один на всех зал администрации. Есть большая аудитория, где все участники образовательного «кластера» могут проводить совместные или отдельные крупные мероприятия.

Классы, располагающиеся по обе стороны коридора, следующего за холлом, маркированы разными цветами. В одном из них, в логичном соседстве с архитекторами, занимаются студенты отделения интерьерного дизайна БВШД, партнера МАРШ.

В общественной зоне минимум визуальных преград. Административная часть с окнами во всю стену отделена от холла прозрачной стеной – студентам и посетителям ничто не мешает созерцать кипящую за перегородкой работу сотрудников. Даже кабинеты дирекции архитектурной и кино-школы, симметрично расположенные на одинаковых антресолях, частично просматриваются извне. Матовый стеклопрофилит придает происходящему внутри вид своеобразного театра теней.

В этом проекте стеклопрофилит вообще сыграл важную роль, и Никита Токарев отзывается о работе с ним исключительно положительно: «Это очень интересный материал. Подходит как для фасадов, так и для интерьеров, однако его редко применяют из-за индустриальной репутации. Здесь он как раз помог подчеркнуть промышленное прошлое помещений. Мы использовали стеклопрофилит и в качестве масштабных конструктивных элементов, и при изготовлении предметов обстановки - стоек рецепции и бара. Он красиво пропускает свет. Жаль, что в нашей стране этот материал больше не изготавливают, пришлось заказывать в Германии».

Стоит отметить и подбор предметов интерьера. В светлых помещениях они служат необходимыми цветовыми вкраплениями, поддерживают красочную разметку  коридора. Энергичный, бодрящий дизайн кресел (Magis) и лампы «оригами» (Dark) в зоне администрации, «улыбающихся» стульев (Maх design) и светильника в форме «облака» (Italia design) в кафе, наверняка, помогает проснуться и с хорошим настроением приступить к работе как студентам, так и сотрудникам школ.

Большой класс для проектных студий МАРШ устроен так, что у студентов разных групп не возникает ощущения изолированности друг от друга. Помещение зонировано плотными шторами, которые задергиваются во время занятий с мастерами, но легко отодвигаются, раскрывая целостное пространство для обмена идеями и просмотра работ. Во время нашего визита студентов в классе было немного: первый семестр подходит к концу, и занятий сейчас нет. Ученики погружены в доработку проектов после декабрьской презентации перед экспертами. В конце января руководители студий –  ректор школы, архитектор Евгений Асс, архитекторы Сергей Скуратов и Антон Мосин оценят финальные портфолио своих групп. 

Возвращаясь к особенностям учебного процесса МАРШ, уточним, что в качестве предмета осмысления и проектирования здесь предлагается не отдельно взятое сооружение той или иной типологии, а целая проблема, на которую может дать ответ архитектура.

Например, группа под руководством Сергея Скуратова размышляла о «Культуре в городе»: о том, как восполнить в столице явный дефицит творческих центров, музеев, концертных залов, кинотеатров, о развитии уже имеющихся, но не сполна востребованных учреждений, о связях в культурном ландшафте Москвы. Студенты Антона Мосина погрузились в непростую, но очень злободневную тему «Архитектура и власть» и могли выбрать для проектирования различные административные здания, подумав о том, как их архитектура соответствует современным политическим устремлениям и ожиданиям.

В широких рамках темы «Трансформация ценностей», предложенной Евгением Ассом, студенты сосредоточились на возможных сценариях развития трех пустующих пространств Москвы ( неблагополучный участок у Курского вокзала, в спальном районе Ново-Переделкино и в историческом центре у Патриарших прудов ). 

В следующем семестре проектные студии возглавят Евгений Асс, Владимир Плоткин и Наринэ Тютчева. Они представят свои темы в феврале. Помимо этих занятий учащихся ждут продолжающиеся и новые образовательные модули по современным технологиям, законодательным основам архитектурной практики, теории и истории архитектуры. В феврале, о чем мы уже писали, в МАРШ пройдет «Зимняя школа», посвященная «зеленому» строительству и частному дому, планируются в новом семестре и открытые публичные лекции.

Непременной для студентов МАРШ практикой, по словам директора школы, является ведение дневника. Но не того, куда выставляют оценки и пишут замечания преподаватели - студентам рекомендуется вести записи, отслеживающие ход учебного процесса: что нового они узнали и поняли для себя, с какими проблемами столкнулись и как сумели их преодолеть. Так учатся учиться, считают британские партнеры МАРШ из London Metropolitan University. И российские профессора с ними согласны. Дневники – вообще полезная штука. Постараемся и мы регулярно записывать наблюдения о происходящем в этой прогрессивной школе.

Данные проекта. Заказчик, управление проектом: Британская Высшая Школа Дизайна; генеральный подрядчик, строительство: Центр дизайна Artplay;  Архитектурное бюро: PANACOM; авторы проекта: Никита Токарев, Мария Саксон (ГАП), Арсений Леонович; cроки реализации: март-октябрь 2012 г.

Проект номинирован на Премию Best Office Award 2013.

Автор фото: Антон Демидов.

Официальный сайт МАРШ: www.march.ru

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(13309)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey