Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Слагаемые успешной выставки :: Архплатформа

Слагаемые успешной выставки

30.05.12
19:00
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (24491)

Как показывать архитектуру, чтобы было интересно всем? Информативно, интерактивно и так, чтобы форма экспозиции поддерживала ее содержание - это было общим у трех выставок, отмеченных 26 мая на Церемонии награждения участников 3-ей Московской Биеннале Дипломами в номинации «Лучшая архитектурная экспозиция».

Вычислить главного претендента на победу в этой номинации не составляло труда уже после первого, беглого обзора залов ЦДХ. Левон Айрапетов и Валерия Преображенская из бюро TOTEMENT/PAPER, отвечавшие за раздел «Сложность/Cложенность», cделали впечатляющую, мультимедийную выставку про восемь западных и два российских бюро, работающих с непростыми, многосоставными структурами.

Фото Глеб Анфилов

Конечно, деконструктивистские эксперименты Питера Айземана (Peter Eisenman Architects) и Вольфа Прикса (Coop Himmelb(l)au), cкладчатый параболоид музея в Тель-Авиве от Preston Scott Cohen, «инопланетная» бионика Тома Вискомба (Tom Wiscomb Architecture) и энергичные изломы объектов, сконструированных TOTEMENT/ PAPER и мастерской «Атриум», -  благодатный выставочный материал сами по себе. Но «вау-фактор» этой архитектуры здесь был далеко не главным. Кураторы стремились показать разнообразный генезис затейливых форм, представить метод работы архитекторов. На интриге внешнего, лежащего на поверхности, и внутреннего, обычно скрытого от посторонних глаз, и была построена «Сложность/Cложенность». Вам достаточно лицезреть конечный результат – проекты и постройки, многие из которых уже неоднократно появлялись в архитектурных СМИ? Так вот они – на уровне глаз, на светящихся лентах, опоясывающих черные стенды-боксы в зале с ломаным, алым полом.

Фото Глеб Анфилов

Хотите узнать больше, заглянуть на рабочую кухню архитектора? Потрудитесь совершить некоторое физическое усилие и пробраться внутрь стендов.  А сделать это можно было только «согнувшись в три погибели» - так кураторы напомнили, что архитектуру мы воспринимаем и визуально, и телесно. Внутри же боксов любознательных гостей ждало то, что каждый из авторов счел нужным сообщить о своем методе -  черновики, эскизы, чертежи, видео, в том числе раскрывающее «страшную тайну» - в моделировании самых замысловатых структур порой нет ничего сложного.

Фото Екатерина Шалина
Зарисовки, фиксирующие поток архитектурного сознания, - фрагмент «внутренностей» стенда TOTEMENT/ PAPER

Архитектура этой выставки – целое, сложенное из автономных, похожих, но не идентичных по конфигурации стендов, с одной стороны, отвечала желанию некоторых участников отмежеваться от коллег по цеху («слож(ен)ности» у всех разные). С другой стороны, она иллюстрировала принцип построения многочастных структур, представляющих собой единство отдельных элементов.

Фото Екатерина Шалина

Показывать лучшие образцы современной деревянной архитектуры необходимо в павильоне, который сам является одним из них, убеждены организаторы «Премии AРХИWOOD» - руководитель проекта Юлия Зинкевич (агентство «Правила общения») и куратор Николай Малинин. Все три года существования Премии они уделяли выставке номинантов особое внимание. В этом году впервые провели закрытый конкурс на проект экспозиции. Победил, как мы уже писали, «Периптер» Александра Купцова, Сергея Гикало и Антона Федулова (Gikalo Kuptsov Architects). Строгая и стройная конструкция, интегрированная в подколоннадное пространство ЦДХ слева от входа, отсылала одновременно к античности и деревянному авангарду 1920-х годов, и могла бы служить отличной иллюстрацией к биеннальным дискуссиям о том, как можно сегодня оперировать языком классики, не впадая в «ересь историзма». Планшеты с объектами финалистов AРХИWOOD были вмонтированы с двух сторон в стойки-панели, развернутые под углом, как страницы открытой книги. Посетители переходили от «страницы к странице», оставляя свои пометки на полях, – вбивали колышки рядом с понравившимися проектами даже после того, как были объявлены победители Премии. Сама экспозиция получила от Биеннале Диплом II cтепени.

Фото Екатерина Шалина

Все дни работы выставки кипела жизнь на стенде «Друзей Зарядья». Пространство их проекта «Москва - город для людей» работало как наглядное пособие, рассказывающее, как сделать в столице новый востребованный парк. Люди, заходившие на стенд, не только изучали старые фотографии Зарядья, предложения победителей нашумевшего творческого конкурса, реализованные проекты лучших парков мира, но и играли в шахматы и пинг-понг, мастерили что-то с детьми, разрисовывали мелом стойку бара и просто отдыхали в кафе или на лавочках, заодно просматривая познавательное историческое видео. Работа, проделанная командой Петра Кудрявцева, заслужила Диплом III cтепени за «Лучшую архитектурную экспозицию» и специальный «Диплом за социальную значимость проекта и гражданскую позицию организаторов и участников».

Фото Глеб Анфилов

Фото Глеб Анфилов

Фото Глеб Анфилов

Все три вышеназванные выставки, предъявляя зрителю некий материал, пластически, концептуально, интерактивно пытались показать не только «что», но и «как» - как работают архитекторы, как построить из дерева привлекательный объект, как создать общественное «позитивно заряженное пространство». Это оценило и профессиональное сообщество, и публика. Конечно, на АРХ Москве и Биеннале были и другие хорошие экспозиции. Только во многих из них баланс между идеей и воплощением по разным причинам оказался смещенным в сторону первой. 

Фото Глеб Анфилов

Отдельного упоминания заслуживает кураторский проект архитектора Максима Атаянца, собравшего в одном зале произведения целого ряда мастеров-приверженцев классической традиции. Столь масштабное их появление на форуме, где тон всегда задавали последователи модернизма, -  событие, уже признанное критиками экстраординарным. Выставка была оформлена под стать содержанию. Классически ясно. На стенах - планшеты с чертежами, прекрасными отрисовками и фотографиями объектов. В центре зала - богатые макеты, расставленные между постаментами с образцами капителей. На постаментах - тексты интервью с героями выставки, объясняющими свою творческую позицию. Задача равноценно представить маститых неоклассиков, среди которых такие величины, как Томас Гордон Смит, Пьер Карло Бонтемпи, Дэвид Майерник, Жозе Корнелио да Сильва и Этторе Мариа Маццола, Михаил Филиппов, Михаил Тумаркин, Михаил Белов и сам архитектор-куратор, для последнего, по его собственному признанию, была настоящей головоломкой. Атаянц говорил, что старался объективно, независимо от взаимных симпатий-антипатий участников (у «классиков» все еще сложнее, чем у деконструктивистов), преподнести само явление, рассказать людям, «что это вообще за архитекторы такие, что до сих пор рисуют колонны и капители, и зачем они это делают». В определенном смысле данный проект оказался вне конкуренции - слишком экзотичный для АРХ Москвы, поэтому, наверное, и не получил никакого Диплома.

Фото предоставлено бюро SPEECH Чобан & Кузнецов.
Сергей Чобан и Сергей Кузнецов. Бюро SPEECH Чобан&Кузнецов -  лауреат номинации «Архитектор года»

После годового перерыва – в 2011-м это звание решили не присуждать -  был назван лауреат в номинации «Архитектор года». Им стало бюро Speech Чобан & Кузнецов. Его основатели Сергей Чобан и Сергей Кузнецов по сложившейся традиции должны сделать персональную экспозицию на следующей АРХ Москве.

Фото предоставлено пресс-службой Биеннале
Валерия Преображенская и Левон Айрапетов (бюро TOTEMENT/PAPER) поднимались на сцену за наградами чаще всех и помимо Диплома I степени за «Лучшую архитектурную эскпозицию» взяли Диплом II степени за «Лучший архитектурный проект» (Конгресс-центр в Южно-Сахалинске) и еще один Диплом I степени за «Лучший дизайн объект» - стол, выпущенный компанией Artishok.

Фото Екатерина Шалина
Николай Малинин, архитектурный критик, получал Диплом II cтепени за «Лучшую архитектурную экспозицию» как представитель команды, работавшей в этом году над выставкой Премии АРХИWOOD.

Фото предоставлено пресс-службой Биеннале
Фрагмент экспозиции «Обстоятельства. Харьков: архитекторы и город», за которую архитектор Олег Дроздов был награжден Дипломом I cтепени в номинации «Лучший кураторский проект».

Фото Глеб Анфилов
«Дом характеризует человека больше, чем одежда», - говорит Елена Гонсалес, автор выставки «Дом. Автопортреты», исследующей жилье известных людей, созданное по проектам крупных российских архитекторов. Особенно интересно было разглядывать макеты и фотографии домов, которые архитекторы строили сами для себя и своих близких. Выставка получила Диплом II cтепени как «Лучший кураторский проект».

Фото Глеб Анфилов

Фото Глеб Анфилов
«Дом. Автопортреты». Макет виллы Монгайт. Бюро Bernaskoni.

Фото Глеб Анфилов
Архитектор Евгений Полянцев (на фото с микрофоном) получил Диплом III cтепени за «Лучший кураторский проект», реализовав вместе с Сергеем Семеновым, Борисом Уборевичем-Боровских, Сергеем Цигалем и Алексеем Душкиным и учениками Московского академического художественного лицея историю «Игры, в которые мы играем» в ироничной, игровой форме осмысляющую предметный дизайн.

Фото Екатерина Шалина

Фото Екатерина Шалина
Архитектор Алексей Козырь. Его проект воссоздания исторического здания банка товарищества П.М.Рябушинского c сыновьями в Москве, представленный на выставке «Архитектор как куратор» (на фото внизу), получил Диплом I cтепени в номинации «Лучший архитектурный проект».

Фото предоставлено пресс-службой Биеннале

 

Фото предоставлено пресс-службой Биеннале
Дом правосудия в Озургети архитектора Николаса Джапаридзе можно было увидеть на выставке «Прозрачная Грузия».  Ему присудили Диплом III cтепени в  номинации «Лучший архитектурный проект».

Фото предоставлено пресс-службой Биеннале
Объект «Саламандра», разработанный Милой Фидельман, Владом Савинкиным и Владимиром Кузьминым (бюро Поле-Дизайн). Диплом III cтепени в номинации «Лучший дизайн объект».

Фото предоставлено пресс-службой Биеннале
Стенд компании Rehau. I место в номинации «Лучшая экспозиция в разделе экстерьерные и интерьерные решения» (дизайн стенда - Поле- Дизайн)

Фото предоставлено пресс-службой Биеннале.
Стенд Philips. Диплом I степени в номинации «Световые решения».
 
 Полный список лауреатов 17-ой АРХ Москвы и 3-ей Московской Биеннале Архитектуры - на сайте www.archmoscow.ru
автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(24491)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey