«Лучшая форма поиска архитектурной идеи»

15.02.18
12:54
автор:     |    просмотр: (15376)

20 февраля в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открывается выставка графики архитектора Александра Балабина «От линии к объему». Мы поговорили с Александром о роли рисунка в работе современных архитекторов, о творческом поиске, вдохновении и особенностях архитектурного образования. 

 

Что легло в основу концепции выставки, в чем ее идея?

Основная идея выставки-показать графику архитектора как рабочий инструмент. Для меня рисунок — не самодостаточная вещь, я воспринимаю эскизирование как процесс проектирования, создания архитектурных объектов и образов. А если отстраниться от цели и вытащить их из контекста ежедневной работы над проектами, оказывается, что некоторые из эскизов вполне самодостаточны. 

 

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о самой экспозиции, о том, как она выстроена? 

Логику экспозиции подсказало само выставочное пространство. Мы используем три зала малой анфилады Музея архитектуры. Это классический интерьер, который вполне самодостаточен и не располагает к тому, чтобы в нем своевольничать. С одной стороны, объем пространства простой, но в его четкости есть и доля агрессивности. 

Мы решили немного отойти от классического подхода. Например, на паспарту, которые станут своеобразными путеводителями по выставке, будут отражены крупные фрагменты эскизов. Таким образом мы расскажем как создавались эти работы, покажем штрих, ход руки.

Первый зал анфилады мы посвятили собранию графических техник и стилей. Там будут чертежи, выполненные одной линией, работы пятнами, рисунки светотенью, эскизы с детальной прорисовкой. Здесь же в качестве дополнительной иллюстрации разместятся макеты некоторых архитектурных концепций.

Макеты — это тоже часть вашего метода работы над проектами или это специальное выставочное решение?

Дело в том, что иногда для демонстрации архитектурной идеи не достаточно просто рисунка, некоторым коллегам и заказчикам проще воспринимать идею в объеме, в таких случаях мы делаем макет. Сегодня подобная практика стала редкостью, роль макетчиков играет визуализатор. Когда я учился в МАРХИ, у нас была лаборатория фото- и видео макетоскопии, не знаю, есть ли она сейчас, это была мастерская, в которой при помощи оптических решений можно было смоделировать эффект присутствия в здании, такая гипертрофированная 3D визуализация. 

Возвращаясь к экспозиции, расскажите, о чем будут второй и третий залы?

Во втором зале будут продемонстрированы проекты в развитии и процессе эволюции. Это заглавная идея всей выставки, которая довольно удачно заложена и в ее названии «От линии к объему» — показать жизнь проекта на бумаге, от первого штриха до деталей на фасаде или в интерьере. А в третьем зале, я называю его «запасник», мы собрали довольно разрозненную коллекцию из самых интересных на наш взгляд эскизов. Здесь не будет строгой логики или последовательности.

 

Расскажите немного о том, как подбирались работы для экспозиции?

Во-первых, мы покажем самые удачные работы из моей графики. Особенно старались концентрироваться на тех эскизах, в которых можно проследить эволюцию объекта, процесс развития первичной идеи, ее трансформацию, как она менялась с функциональной точки зрения, с точки зрения объема и эстетики. Когда мы смотрим на какой-то предмет, мы видим итог, но человек, который его делал, пришел к этому итогу не сразу. Так и любой архитектурный объект — результат взаимодействия разных факторов, размышлений и решения задач. Такая эволюция сама по себе довольно любопытная вещь.

Хочу спросить о сочетании в вашей практике ручного эскизирования с инновационными технологиями. Насколько я знаю, «Северин Проект» довольно давно работает в BIM. Как вам удается совмещать такие разные подходы?

Дело в том, что BIM не запрограммирован на то, чтобы создавать готовый архитектурный проект. Нельзя нажать кнопку и создать здание. Это скорее транспорт для перемещения идеи или информации, инструмент. Но инструментом можно сделать что-то только в том случае, если есть мастер или качественный ремесленник. 

Для меня самые удобные инструменты — карандаш, перо, пастель, фломастер. Мне тоже иногда приятна творческая сторона процесса создания эскиза здания, но все же в первую очередь это ремесло. Для того, чтобы придумать и визуализировать архитектурную идею, я использую ручную графику, а мои коллеги переносят ее в цифровой формат, который удобен для заказчиков. 

Ваша графика — результат работы над реальными проектами. Как происходит поиск формы? От чего вы отталкиваетесь?

Если говорить о творческой составляющей процесса, о вдохновении, то это может быть что угодно: листок, фотография, книга, движение. Сложно выделить что-то одно. Я очень люблю книги, у меня собрана большая библиотека совершенно разных авторов. Никогда не знаешь, какие строчки или рисунок станут отправной точкой для идеи проекта.

 

 

А как вы совмещаете творчество и строгую функциональность объектов?

Я всегда начинаю с функции. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев архитектор не делает памятник архитектуры. Мы всегда создаем функцию. А станет это чем-то особенным с эстетической точки зрения или нет зависит исключительно от чувства вкуса и гармонии. На мой взгляд, в работе архитектора максимум 10% творчества, все остальное — ремесло.

В чем вы видите преимущества такого метода работы над проектом, как ваш?

Это вопрос навыков. Я умею эскизировать, это мой способ эффективной работы по созданию проекта и лучший способ выразить архитектурную идею. Зачастую сама идея приходит именно в процессе рисования. Компьютерная программа тоже инструмент, но совсем другой. В компьютерной графике вы не увидите движение руки, развитие мысли и так далее. 

К сожалению, как не все люди умеют играть на музыкальных инструментах, так и не все понимают рисунки, даже довольно подробные. В этом случае необходимо делать визуализацию.

Как вы считаете, необходимо ли преподавать рисование в архитектурных институтах?

Когда я стажировался в Англии в ART Architectural School, там очень мало кто умел рисовать. Им не преподавали классический рисунок. Я бы сказал, что эти студенты были в большей степени инженерами-строителями. От этого их архитектура не становится менее качественной и талантливой.

Я считаю, что ручная графика, как навык, поможет любому архитектору, другое дело, что это не безусловная необходимость, а скорее дополнительное преимущество. Лично для меня это самый удобный инструмент для поиска архитектурной формы, оптимального объема, деталей и рефлексии над проектом. 

Выставка станет своеобразным рассказом о преимуществах такого подхода к проектированию и, возможно, привлечет внимание начинающих архитекторов к ручной графике. Кстати, в процессе подготовки выставки мы издали книгу под название Severin Sketchbook, в которой собрана большая часть эскизов, ее презентация также состоится на открытии «От линии к объему».

Выставка «От линии к объему» работает с 21 февраля по 8 апреля 2018 года

Беседовала: Нина Ратова

 

автор: |  просмотр:(15376)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey