«Крайне важно, чтобы шедевры архитектурной мысли реализовывались и в социальном жилье»

18.12.17
12:14
автор: Оксана Надыкто    |    просмотр: (17433)

Так полагает Вадим Греков, исполнительный директор «Моспроекта-4». Накануне V Юбилейной Премии Архсовета Москвы он поделился своей оценкой главных событий 2017 года, рассказал о возможностях и рисках программы реновации, а также диагностировал появление в отрасли здравого архитектурного смысла.

Вадим Греков, исполнительный директор «Моспроекта-4»

- Вадим, давайте попробуем подвести итоги уходящего года в архитектурно-градостроительной отрасли. Какие события представляются вам наиболее важными и интересными для Москвы?

- На мой взгляд, 2017-ый год стал логичным продолжением предыдущей «пятилетки», когда город повернулся лицом к архитектуре и почувствовал в ней необходимость. Не просто в строительстве квадратных метров и ТЭПов, а в наполнение их качественными архитектурными решениями.

- Город – это кто в данном контексте?

- Город – это бизнес-среда, в которой за последние годы здесь был настроен такой механизм отбора и оценки градостроительных объектов, благодаря которому архитектура стала востребованной у тех, кто ее делает, и тех, кто ее заказывает. Сегодня становится все более дурным тоном делать некрасивые здания. Конечно, деловая среда состоит из разных людей, со своими субъективными вкусами, и каждый мог бы их перенести на проект, однако сейчас для этой субъективности остается меньше возможностей, и в отрасли начинает преобладать здравый архитектурный смысл.

Одним из фильтром здесь является Москомархитектура, которая отбирает и корректирует градостроительные решения. Однако и сами девелоперы стали проводить все больше конкурсов: как внутренних, так и международных. Во главу угла уже не ставится погоня за самыми дешевыми квадратными метрами. Даже если экономические аспекты проекта весомы, вопросы архитектуры в нем также становятся востребованными и значимыми.

- Получается, что основанием для перемен становится не финансовая, не юридическая, а этическая конструкция, когда строить некрасиво – неприлично?

- Да, пока это так. Понятно, что профессиональная этика – слишком хрупкий механизм регулирования, который может развалиться в любой момент. Но сейчас баланс между хорошей архитектурой и экономическими «хотелками» и вкусами вдруг стал перевешиваться в сторону архитектуры. Богатый инвестор уже не принимает решение в пользу своего вкуса и своей экономики, а привлекает для этого профессиональное сообщество. Это чрезвычайно важно. Ведь долгое время считалось, что тот, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Чего в случае с городским пространством не может быть. В архитектуре инструментом принятия решения оценки должно быть, на мой взгляд, только экспертное сообщество, в виде жюри конкурса или того же Архсовета.

- Каков ваш личный список главных проектов года, отвечающий критериям «здравого архитектурного смысла»?

- Не буду, наверное, оригинален, если начну с Парка «Зарядье». Несмотря на множество критики и неоднозначных оценок, которые сопровождают этот проект, я оцениваю его как невероятный прорыв в градостроительстве: от идеи до воплощения. То, что в центре города дорогая земля превращена в парк и наполнена только общественной функцией с минимумом коммерческого содержания – это уже одна победа. То, что проект сделан максимально приближенным к выигранной в результате конкурса концепции - это другая победа. Кроме «Зарядья», в 2017 году прошли другие очень интересные конкурсы по застройке крупных территорий в Москве, в частности, могу отметить конкурс по участку Тушинского аэродрома, куда также были привлечены звезды первой величины. Были и иные локальные конкурсы, под которые организовывались профессиональные команды жюри, прозрачные процедуры оценки, все было на высоком уровне проведено и принято.

Интересно будет смотреть, что будет с этими проектами дальше, поскольку любой архитектурный конкурс – это поединок между архитекторами и девелоперами. Последние уже в процессе реализации начинают осознавать, что можно было бы сделать дешевле, эффективнее с точки зрения ТЭПов, и, к сожалению, забывают ту эйфорию, которая была при принятии решения. Иногда девелопер в этом поединке побеждает. Иногда – проигрывает. И мы все знаем авторов, которые несмотря ни на что, добиваются реализации своего проекта!

Перечисляя значимые события года, невозможно пройти мимо программы реновации. Думаю, что ни в Москве, ни в мире не было сопоставимых по масштабу затей: когда в единицу времени ставится задача перестроить 20% городской территории. Сразу же возникла необходимость разрушить кучу стереотипов – не столько архитектурных, сколько ментальных. Я немало общаюсь с людьми и знаю, что даже те, кто живет в совсем ветхих «хрущевках», тоже активно сопротивляются.

- Программа реновации разделила Москву – как экспертную, так и обывательскую – на два лагеря. Что с этим делать?

- Любые масштабные перемены порождают противоборствующие лагеря. Всегда кто-то принимает сторону «оппозиции», а кто-то начинает толкать идею вперед. Другое дело, что дальше эти лагеря начнут биться на под-лагеря, процесс дробления продолжится и развалится до «молекулярного» уровня. И это, наверное, хорошо, потому что тогда обсуждение локализуется на отдельных площадках, связанных с судьбой конкретного дома.

- Сейчас все немного придавлены масштабом?

- Отчасти это действительно так. Одни видят в реновации чисто материальный раздел, другие думают, что остались не у дел, а мимо проплыл такой пароход. В целом, я позитивно оцениваю тот факт, что общество разделилось. В спорах рождается истина. Многие, как мне кажется, просто не понимают и не принимают масштаба. Даже нам, в компании, которая занимается социальной архитектурой, трудно поверить, что город потянет программу, что найдется столько профессиональных команд, которые смогут это реализовать.

Если же перейти от опасений к обсуждению концептуальной составляющей программы реновации, то здесь, на мой взгляд, речь идет о том, о чем уже не один год говорят профессионалы: о создании и масштабировании модели «города в городе». Предполагается, что в каждую из локальных сред будет внесена так называемая «третья» функция. Окраины перестанут быть просто «спальными» кварталами, их придется наполнять, отчасти, возможно, искусственно досуговыми, культурными, образовательными функциями, создавая самодостаточные микро-системы, которые дадут возможность людям жить на своей территории, получая все блага цивилизации, а также возможности приложения своих сил.

- Идея децентрализации Москвы уже несколько лет обсуждается профессиональным сообществом в режиме «много слов, мало дела». Если она не прижилась до реновации, почему она будет реализована во время нее?

- Потому что до реновации возможности создать что-то подобное фактически и не было. Создавались только локальные жилые комплексы, которые могли быть прообразом (очевидный пример – «Микрогород в лесу»), но глобальной средой это не стало. В таком масштабе это никто не пробовал. Все разговоры были теоретическими и аналоговыми. Аналогов в мире мы знаем много: начиная от Барселоны, заканчивая Веной, которая активно реновировалась. Везде можно посмотреть, как это работает, и увидеть, что там, где это хорошо и красиво, там удалось создать микро-среды, в какой-то степени самодостаточные.

Архитектура в создании таких социальных микро-городов выходит на первый план. Потому что неудачно сделанная архитектура будет убивать всю идею. И мастерство архитекторов, которые будут в этом участвовать, должно быть на первом плане. Только «звездная», мастерски сделанная архитектура, может сформировать новую жилую среду. К сожалению, этого пока ни город, ни будущие переселенцы не понимают в достаточной степени. Социальная архитектура – это очень сложная проектировочная, градостроительная задача. Когда власти европейских городов думают о реновации промзон или иных отслуживших свой век городских сред, они проводят самые интересные конкурсы на тему социальной архитектуры.

Москва, как мне кажется, тоже может пойти по этому пути. Пример тому – конкурс на пять площадок реновации, которые проводит сейчас Москомархитектура. В нем участвуют российские и мировые «звезды». Мы там со Стивеном Холлом выступаем по участку на Вернадского, бюро Захи Хадид сделало невероятно красивый проект. Среди конкурсных работ есть супер-практичные проекты, имеющие право на жизнь, а также супер-арт-проекты, которые выглядят, на первый взгляд, утопично и «бумажно», но которые, как мне кажется, нужно попробовать реализовать во чтобы то ни стало на нескольких площадках в Москве, чтобы были такие маячки. Мне кажется крайне важным, чтобы шедевры архитектурной мысли реализовывались не только в элитных девелоперских историях, но и в социальном жилье. Это обеспечит прорыв темы реновации.

- Давайте включим в сферу нашего разговора конечных потребителей архитектурного продукта программы реновации – собственно жителей. Их планируется стройными рядами препроводить в светлое арт-пространство и приказать там жить и быть счастливыми?

- Я много общаюсь не только с горожанами, но и с префектами тех районов, где наша компания будет заниматься проектами реновации, и вынужден констатировать, что для людей, которые прожили на одном месте 50 лет, все это настолько непривычно, неожиданно, что уже только поэтому воспринимается в штыки. И здесь, конечно, очень важно доверие к тому, кто будет реализовывать проекты, а также его возможности к убеждению и разъяснению. Самое трудное – это объяснять людям, что такое качественная архитектура. Они говорят: а мне не нравится! Мы пытаемся объяснять, что, дескать, есть же жюри, эксперты, которые являются продвинутыми архитекторами, и которые говорят, что это – красиво. Люди выслушивают и в ответ: «А мне все равно не нравится!». Здесь конечно мы вступаем в спор с общекультурным уровнем и привычкой отрицать любые перемены, и это придется как-то преодолевать.

- Программа реновация - проект долгий, разговор у всех со всеми предстоит не всегда лицеприятный и бесконечный. Вы полагаете, у лидеров реновации хватит ресурса годами вести диалог с горожанами?

- Одни архитекторы вряд ли смогут вытянуть этот разговор. Мне кажется важным, чтобы инициатива диалога с горожанами шла от города. Представителям власти придется найти в себе силы и ресурсы, чтобы сдерживать волну «нездорового» народного сопротивления и как-то ее преодолевать, а не идти на поводу. Возможно, придется, в том числе, и «силой» защищать те архитектурно-градостроительные решения, в которые они сами верят, продолжая, тем не менее, этот диалог. Хотя бесконечным он не будет. На стадии проектирования, например, он утихнет очень быстро. Мы знаем на практике, что один, два раза все собрались, на третий раз придет половина, на четвертый – не придет никто.

Однако диалог с горожанами вспыхнет с новой невероятной силой, когда начнутся первые котлованы. Будут валить строительные заборы, возмущаться каждым спиленным деревом. То, насколько это выглядит красиво на выставке проектов реновации в Доме на Брестской, настолько же будет неудобно, некомфортно для людей во время строительства. Как в данной ситуации вести диалог, я, честно говоря, мало представляю. У города просто не будет такого количества сил, чтобы реагировать на все точечные очаги возмущения, связанные с программой реновации, которые потенциально могут возникнуть. Эти риски никто не анализировал в таком масштабе.

На мой взгляд, плотность в программе все-таки преувеличена по отношению к тому, как могло бы быть. Идеальная реновация была бы в масштабе 1:1,5. Тогда можно было бы активно использовать малоэтажную застройку, которая всегда более человечна. Но понятно, что у Москвы просто нет таких экономических ресурсов. Поэтому, наверное, все это как-то считалось, что и привело к появлению того коэффициента плотности, с которым нам всем придется иметь дело, и каких-то условных ограничений по высоте – до 14 этажей. Хотя я, как практик, понимаю, что в ряде случаев это будет невозможно, придется делать плотнее и строить выше – просто, чтобы решить первоначальные задачи по расселению. Это уже вызовет сопротивление!

- Программа реновации отчасти закрыла тему Новой Москвы, которая сразу стала не интересной. Поскольку способы принятия стартового решения в обеих историях были похожи, возникает вопрос: не произойдет ли нечто подобное снова?

- Реновация, можно сказать, вбила последний гвоздь в «крышку гроба» Новой Москвы. Конечно, у девелоперов пропал интерес заниматься удаленными территориями, когда в самой столице открываются такие привлекательные площадки, которые со временем превратятся в квадратные метры. Сейчас складывается впечатление, что одна программа заменила другую. Мне кажется, что программа реновации будет все-таки реализована, несмотря на все риски. Главное, чтобы в процессе реализации не потеряли качество, не кончились деньги, и не махнули бы рукой, сказав: «Все, хватит, теперь будем строить панельки!». Это будет, конечно, трагедия для города.

Как будет устроено управление данным процессом, как будет работать архитектурный фильтры – этот вопрос стоит очень остро. Создается Фонд реновации, обсуждались еще какие-то организации, но мне кажется, что этого не просто мало, а не в ту сторону. Я, со своей стороны, говорил о создании прикладного института реновации, который в качестве единого центра одновременно занимался бы исследованиями, архитектурой и технологиями, потому что, если все это отдать на откуп в разные концы, то будут проблемы при «сшивке» решений. Речи о создании такой организации пока не идет, потому что все, наверное, сочтут ее еще одним обременением для городской структуры. Но если ничего подобного не будет создано, то получится как в басне «Лебедь, рак и щука»...

На фото вверху и внизу: Моспроект-4.  Жилые дома и комплекс апартаментов на Большой Серебрянической набережной. Проект на стадии экспертизы.

- Чем 2017 год запомнится для вашей компании?

- За этот год нам удалось существенно продвинуть несколько своих проектов. Например, квартал на Большой Серебрянической набережной, который сейчас выходит из экспертизы. Или наш объект в Филях на Береговом проезде (на территории бывшей промзоны), по которому мы получили все разрешения и уже ведем активное строительство. Общая его площадь – 200 000 кв. м., некоторые корпуса уже находятся на уровне 4 этажа. Это – абсолютно социальное жилье, но нового типа. Нам здесь удалось протолкнуть идею интеграции в жилую среду пресловутой «третьей» функции, которая делает ее самодостаточной. То есть мы создали полноценный и при этом относительно дешевый квартал на берегу Москвы-реки практически в центре города.

На фото вверху и внизу: Моспроект-4. Жилая застройка с комплексным благоустройством, Береговой проезд (Фили, Москва), в стадии строительства.

А главное событие года лично для меня заключается в том, что я поверил: в рамках социального, массового жилья можно бесконечно совершенствоваться, ставить интересные архитектурные задачи и решать их, не вылезая ни за бюджет, ни за нормативы, ни даже за страшное слово «квартирография». Мы сейчас придумываем каждый раз, как в рамках этих исходных заданий, создать комфортную жилую среду, чтобы люди чувствовали себя людьми, со своей индивидуальностью, а не некой массой, которая погружена в очередную жилую застройку. Сейчас я понимаю, как это сделать!

СПРАВКА:

V Юбилейная Премия Архсовета Москвы состоится 20 декабря 2017 года в «Доме на Брестской» (ГБУ «Мосстройинформ, 2-ая Брестская, д.6). За победу будут бороться лучшие проекты, получившие утвержденное архитектурно-градостроительное разрешение (АГР) в 2017 году. Отбор традиционно проводится в 6 номинациях: жилой дом эконом-класса; жилой дом повышенной комфортности; объект образования и медицины; объект общественного назначения; объект офисного и административного назначения; объект торгово-бытового назначения. В состав жюри Премии входят члены Архсовета Москвы, ведущие архитекторы столицы, руководители крупнейших проектных бюро и иностранные эксперты под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Беседовала: Оксана Надыкто

Фото предоставлено: Архсовет Москвы

Иллюстрации к проектам предоставлены: Моспроект-4

 

Сохр

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

автор: Оксана Надыкто |  просмотр:(17433)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey