Ян Гейл презентовал результаты своей работы в Центральном доме архитектора. На встречу со знаменитым урбанистом пришли не только профессиональные архитекторы и журналисты, но и представители властных структур, общественные деятели и просто неравнодушные горожане. После окончания презентации нам удалось задать несколько вопросов ньюсмейкеру.
Господин Гейл, как вам Москва? Как вы оцениваете ее урбанистический потенциал?
Москва – прекрасный город с рядом несомненных достоинств. Он обладает сложившимся культурным обликом. Он четко структурирован, здесь много лесов, рощ, водных артерий, хорошо развита сеть метрополитена. Здесь удивительная архитектура. Это, как вы понимаете, плюсы. Но есть и минусы. Город просто запружен автомобилями, и это заметно снижает качество среды в любом уголке Москвы. У вас наблюдается настоящее автомобильное цунами! При этом степень развития наземного общественного транспорта оставляет желать лучшего. Потерянные в пробках часы – это упущенная экономическая выгода. Стоит отметить также низкую доступность городских пространств для людей и безобразное отношение к пешеходам. Москва – город, предназначенный для автомобилистов, а не для пешеходов. Мегаполис воспринимается как некая машина, а не как организм, обладающий человеческими качествами. Какие еще минусы? Плохо используются набережные. По нашим данным, в столице России для пешеходов доступно только 7% территории набережных. Для сравнения: в Лондоне этот показатель составляет 76%, на Манхеттене – 49%.
В Москве некомфортная визуальная среда. У вас не хватает рекреационных пространств, мест, где можно спокойно погулять, отдохнуть, поговорить. На улицах очень мало гуляющих людей, даже в погожий день. Куда же подевались москвичи? Они все в метро, едут на расстояние одной-двух станций, вместо того, чтобы пройти путь пешком. А почему так происходит? Потому, что им не рады на улице. Потому, что передвигаться на своих двоих некомфортно, повсюду возникают препятствия в виде припаркованных на тротуаре автомобилей, подземных переходов, строительных ограждений и так далее. Вот вам пример из личного опыта. Вчера я решил пообедать в одном хорошем ресторане через дорогу. Это оживленная магистраль с активным движением, на которой мало наземных переходов. Так вот, чтобы добраться до ресторана, я прошел около полукилометра. По-моему, это плохо как для города, так и для бизнеса.
Я знаю, что в своих исследованиях вы пользуетесь так называемым акупунктурным методом. Что это такое? Применяли ли вы его в Москве?
Технология наших урбанистических изысканий уже устоялась. Мы подготовили такие исследования для полусотни городов мира. Самыми крупными были Лондон, Нью-Йорк, сейчас Москва, а следующим будет Сан-Пауло. Главный фактор нашего исследования – это то, как город относится к своим жителям, благополучна ли его среда для горожан. Анализ проводится точечно, в разных районах города, отсюда и название метода – акупунктурный. Здесь, в Москве, мы работали около года. Группа специалистов Gehl Architects состояла из 5-6 человек, причем некоторые из них постоянно жили в столице России. Еще нам помогали волонтеры, студенты института дизайна Стрелка и некоторых других учебных заведений. Лично мне работать было невероятно интересно.
Что же вы посоветует предпринять московским властям, чтобы исправить ситуацию? И сколько для этого потребуется времени?
Необходимо перестроить транспортную систему. На первом месте в процентном отношении от общего объема трафика – пешеходы и велосипедисты, на втором – общественный транспорт, затем такси и замыкают ряд частные автомобили. Именно так выглядит транспортная структура мегаполиса XXI века. Нужно создать муниципальный департамент, который бы занимался исключительно пешеходным движением и городской средой. Ведь есть же департамент транспорта? И пешеходный должен быть.
Изменения к лучшему невозможны без развития легкого метро. Сегодня Москва похожа на мицелий, поддерживающий жизнедеятельность «грибов» - зон возле станций метрополитена. Другими словами, зоны городской активности совпадают с территорией возле станций, а так быть не должно, город должен развиваться равномерно.
Следующий пункт – подземные переходы. Избавьтесь от них! Так уже сделали в Нью-Йорке и Париже. Парижане переходят Елисейские Поля поверху, а не под землей! Мы в Дании тоже строили подземные переходы 40 лет назад, но сегодня все они засыпаны песком. Вид уличной сети полностью изменился. Нельзя забывать о пожилых людях и маломобильных категориях населения. Для них каждый спуск под землю – тяжелое испытание. Еще один совет: убрать авто с набережных и превратить их в рекреационные зоны с массовым доступом к воде. По этому пути пошли муниципалитеты Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Копенгагена. Что касается временных рамок, то если начать двигаться в правильном направлении прямо сейчас, то есть шанс справиться со всеми проблемами через 30-40 лет.
Официальный сайт архитектурного бюро: gehlarchitects.com