Глазами конструктора и фотографа

04.05.12
12:00
автор: Евгения Гершкович    |    просмотр: (9682)

Издан альбом «Россия Владимира Шухова. Личный фотоархив. Начало XX cтолетия»

«Я по профессии инженер, а в душе фотограф», - признавался Шухов. И все - таки больше его знают как инженера. Подозреваю, как самого знаменитого, и, можно сказать, народного, ведь телебашню на Шаболовке не зря называют не иначе как Башней Шухова. Вышедший альбом - настоящее открытие творческого наследия Шухова – фотографа, который оказался не менее гениальным, чем Шухов – конструктор и изобретатель. Загруженный работой, Владимир Григорьевич, находил, тем не менее, время, брал фотоаппарат, шел на улицу и фиксировал то, что ему было интересно: старую Москву, лица родных и знакомых, Ялту, Гурзуф, Симеиз, Париж, ход строительства сооружений, узлы и сопряжения, светопрозрачные перекрытия и сетчатые башни, наводнение, мосты и дебаркадеры, домашние интерьеры, где, казалось, остановилось время, детей (а их у Шухова было пятеро) на даче, рождественскую елку, баррикады и Пасхальное воскресенье, пестрый дух того времени.

Он был, безусловно, репортером высокого полета. И тут не обошлось без инженерного чутья. Подобная  дотошность и завидное постоянство по нынешним временам может быть сравнимо с ежедневным ведением блога,  допустим,  в программе instagram. Тогда же фотография только появилась и набирала обороты, фотоаппарат вообще был новинкой, и, разумеется, водился далеко не у каждого, однако пытливый Шухов пользовался купленным в Париже  «Вероскопом» конструкции Жюля Ришара, дающим еще и стереоскопический эффект, сравнимый с нынешним 3D. Он быстро оценил, что это весьма полезный  инструмент в работе инженера-конструктора, но смог использовать его потенциал куда шире.

Снимки Шухова, как всякие черно-белые кадры, не просто рождают известную ностальгию, они дают полифоническое объемное целостное восприятие происходящего. Эти  «живые» извозчики, городовые, дворники и пожарные, даже если и специально позируют, но решительно лишены  натянутости и студийной застылости. Профессионал понимает - такой естественности добьется не всякий фотограф. Чувствуется, и особенно в поэтической интерпретации стадий  монтажа перекрытий  Музея изящных искусств  императора  Александра  III, трехшарнирных ферм Брянского (ныне Киевского)  вокзала, и особенно башни на Шаболовке, что за дело взялся большой романтик.

Удивляет не только открытие Шухова-фотографа, но и то, как  этот  фотоархив смог дойти до нас в целости и сохранности. При том, как  легко  исчезают письма, как исчезла, скажем, переписка Шухова с Ольгой Книппер, с которой у него был роман. Полторы тысячи фотографий, более двух тысяч стекол негативов и позитивов пережило более сотни лет. Несмотря на уплотнения, переезды, войны, революции семья инженера Шухова смогла все сберечь, и в отличие от прочих фотоархивов, этот хранился у потомков. Отцифровка была произведена в Музее архитектуры им. Щусева. Стараниями Объединенной металлургической компании (OMK), чьи активы находятся в Выксе, там, где сохранились перекрытия листопрокатного цеха  и водонапорная башня Шухова, был издан настоящий альбом.

«Россия Владимира Шухова. Личный фотоархив. Начало XX cтолетия» - М.: Фонд "Шуховская башня", ABCdesign, 2012
 

автор: Евгения Гершкович |  просмотр:(9682)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey