Предшественник Баухауса

29.02.12
17:50
автор: Евгения Гершкович    |    просмотр: (14634)

В издательстве «Пинакотека» вышла книга Татьяны Гнедовской «Немецкий Веркбунд и его архитекторы», посвященная явлению, существенно повлиявшему на развитие архитектуры и дизайна в XX веке.

Веркбунд (от нем. Werk – работа и Bund – союз) - художественно-промышленный союз, объединивший архитекторов, живописцев, ремесленников, предпринимателей, торговцев, был основан в 1907 году в Германии для поддержки, развития прикладного искусства, техники и их слияния. Свой рассказ об истоках этого феномена автор, архитектор и историк искусства Татьяна Гнедовская, ведет от конца девятнадцатого столетия, славной эпохи Бисмарка, когда Германия переживала промышленный бум. На этом фоне складывается определенный тип деятеля культуры, испытывающего страстное желание поучаствовать в построении прекрасного будущего, стать «художественным миссионером».

Среди предвестников Веркбунда упоминается Уильям Моррис с его движением «Искусства и ремесла». И это не случайно. Один из основателей будущего немецкого союза, теоретик рационального течения, архитектор Херман Мутезиус имел семилетнюю практику работы в Англии. Ходили слухи, будто Мутезиус был послан государством в качестве «архитектурного шпиона», чтобы выяснить, на каких принципах в Англии базируются архитектурные школы, как организуются выставки и музеи, и какие органы контролируют художественный процесс. Рассматривает автор в качестве истоков Веркбунда и местные вариации модерна, сложившиеся в обозначенный период, - мюнхенский, дармштадский, веймарский. Так была подготовлена вполне благодатная почва для того, чтобы 293 предприятия по производству художественной продукции, а также отдельные деятели искусства, критики и меценаты получили «Приглашение на заседание, посвященное созданию Немецкого художественного союза». Мероприятие было назначено на 5-6 октября 1907 года в мюнхенском отеле «Четыре времени года».
В функции союза входило проведение выставок и лекций. Веркбунд выпускал журнал Die Form. Пропагандировал в проектировании интерьеров, мебели, в архитектуре принципы рационализма и функционализма. Многие идеи упраздненного в 1933 году союза, в частности попытки внедрить в производство типизированные изделия, сконструированные на основе лучших образцов, были подхвачены и развиты Баухаусом.

Наряду с рассказом о творчестве Германа Мутезиуса, Петера Беренса, Рихарда Римершмида, Генриха Тессеновы и других предшественников и учителей великих модернистов - Гропиуса, Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ, автор книги погружается в хитросплетения человеческих судеб, показывает, как и отчего изменялись взгляды архитекторов во времени. Жизнь и работа героев даются в тесной связи с глобальными политическими событиями и с любопытными фактами из быта Германии тех лет. Написана книга легко и увлекательно, при том что повествование выстроено на тщательном анализе исторических документов. Издание можно рекомендовать как специалиастам, так и широкому кругу читателей.

Таут Бруно. Проект «Стеклянного павильона» на выставке «Немецкого Веркбунда» в Кельне, 1914

 

автор: Евгения Гершкович |  просмотр:(14634)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey