Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Архитектор Никита Явейн и его коллеги из мастерской «Студия 44» представили свой взгляд на проблему формирования новых общественных пространств в северной столице. Очевидные плюсы концепции – безукоризненное знание предмета, глубокое погружение в материал и влюбленность в город, который нужно преобразовывать.
Обладатель «Хрустального Дедала» и нескольких «Знаков качества» Фестиваля «Зодчество-2012» архитектор Никита Явейн рассказал собравшимся в Центральном доме архитектора (встреча была организована СМА) о новых проектах его бюро «Студия 44» и в том числе о резонансной концепции формирования новых общественных пространств, которая названа авторами «Недра Петербурга». Название, конечно, не случайно. Это парафраз фрагмента из переписки художников Мстислава Добужинского и Александра Бенуа, много рисовавших и хорошо знавших город на Неве. Явейн тоже прекрасно разбирается в теме, об этом он сразу упомянул в самом начале лекции: «В центре работаем давно, город знаем хорошо». Впрочем, сомневаться в этом не приходится, учитывая объем материала, проанализированного архитекторами.
В работе «Студии 44» рассматриваются территории «Конюшенная» и «Северная Коломна - Новая Голландия». Именно они фигурируют в конкурсе на развитие и реорганизацию, объявленном муниципальными властями и выигранном бюро Явейна. Однако в слове «выигранный» чувствуется элемент случайности, везения, а концепция Явейна и его коллег базируется на глубоком знании проблематики. «Как трансформировать городскую среду, развивая, а не разрушая ее?» - вот главный вопрос, который задают себе архитекторы. Санкт-Петербургу ощутимо не хватает общественных пространств.
Так исторически сложилось, что петербургский квартал в несколько раз крупнее европейского. Например, если средний периметр городских кварталов в центре Рима составляет 465 м, в Париже 308 м, а в Лондоне 217 м, то в Санкт-Петербурге - 746 м. Средняя площадь квартала в Париже 5850 кв. м, а в Санкт-Петербурге 30400 кв. м. В крупных кварталах сложной конфигурации застройка часто не доходила до сердцевины, и со временем незастроенные пространства повергались в запустение, деградировали. Как отмечают авторы исследования, статус, качество и цена недвижимости по мере ее удаления от уличного фронта значительно снижаются. Расселение коммунальных квартир и коммерческое освоение первых этажей зданий ограничивается внешним обводом кварталов и не проникает далее второй линии проходных дворов.
Архитекторы описали в своей работе несколько типов кварталов, оценили степень их проницаемости на уровне «улица-двор-улица» (в Петербурге есть кварталы с восемью(!) проходными дворами – это уникальная городская структура), дали характеристику различным модулям застройки. Одним словом, представили живописную картину иного, внутреннего Петербурга, который противопоставлен парадному городу прямых и широких проспектов, пышных фасадов и просторных площадей. «Санкт-Петербург недружелюбен по отношению к туристу, это надо признать, - говорит Явейн. – Может быть, лабиринты проходных дворов с арками и живописными брандмауэрами романтичны, но они находятся вдалеке от туристических маршрутов. В двух исследованных нами районах насчитывается 20 тысяч коммунальных квартир, то есть, в структуре застройки 90% составляет жилье, а на общественные пространства приходится только 10% территории. Поэтому мы видим нашу задачу в том, чтобы раскрыть для общественной жизни недра исторического Петербурга».
Архитекторы предлагают создать линейное пешеходное пространство, ось, на которую были бы «нанизаны» знаменитые культурные объекты Санкт-Петербурга, достопримечательности, привлекающие и горожан, и туристов. Эта «артерия» проходит параллельно Неве по Миллионной и Галерной улицам от набережной Фонтанки до акватории Финского залива. Ось разделяется на «Золотую» и «Серебряную» версты (ее длина и в самом деле приблизительно равна двум верстам). Если «Золотая» верста рассчитана на солидного туриста, то тематика «Серебряной» более молодежная: в этой части города находится несколько вузов. Кроме того, проходит процесс перебазирования структур Санкт-Петербургского университета на близлежащий Ново-Адмиралтейский остров.
Помимо наличия «артерии» архитекторы, отождествляющие город с живым организмом, говорят о необходимости создания «капилляров», то есть, общественных уличных пространств, «затекающих» в глубину кварталов и формирующих целую сеть. Таким образом, можно повысить деловую активность, улучшить качество жилой среды, провести ревалоризацию деградировавших зон и даже выровнять цены на недвижимость. «Дворы должны стать общественным пространством, – рассуждает Никита Явейн. – Я убежден, что общественные учреждения, расположенные на пешеходной оси, должны открыть свои первые этажи для всеобщего обзора. Это же безумно интересно: что происходит в реставрационных мастерских «Эрмитажа», или во дворце ученых, или в корпусах института археологии. Так мы обязательно привлечем людей!».
Архитекторы предлагают несколько новых типов общественных пространств. Кроме упомянутых «Серебряной» и «Золотой» верст это внутриквартальные сады и парки (к примеру, «Сад брандмауэров» между Большой Конюшенной улицей и набережной Мойки), дворы-площади в «капсуле» из зданий (обширные пространства внутри исторических комплексов – Конюшенного двора, Конюшенного ведомства), атриумы (предлагается несколько вариантов перекрытия дворовых пространств). Кроме того, в концепции описана последовательность общественных пространств и методика их преобразования.
В то же время Никита Явейн и его коллеги предупреждают о том, что к организации пешеходных эспланад нужно относиться с аккуратностью. «Пешеходная улица – опасное лекарство, - улыбается Явейн. – С ее появлением сразу же падает транспортная активность и «вымывается» жилье». Впрочем, у авторов исследования есть рецепты решения транспортной проблемы. Это освоение подземных территорий и строительство паркингов, возведение многоуровневых парковок под реконструируемыми зданиями благодаря использованию современных технологий строительства; возведение механизированных паркингов на территории дворов или пристройка их к существующим зданиям, устройство системы перехватывающих парковок у станций метро, развитие системы альтернативного транспорта (сигвеи, велосипеды, ролики) с организацией пунктов проката, дублирование маршрутов при помощи средств водного транспорта и линией метро. По словам Никиты Явейна, пятая по счету ветка Санкт-Петербургского метрополитена фактически будет дублировать пешеходный маршрут по двум драгоценным милям: от пешеходной «артерии» до станции метро нужно будет пройти всего 400-500 м.
Авторы подчеркивают, что выполненная ими работа на сегодняшний день носит методический характер: они пытаются вскрыть корень проблем, обнаружить и продемонстрировать неиспользуемый потенциал территорий, наметить стратегию возможных преобразований. Однако если вдуматься в предлагаемые Явейном и «Студией 44» изменения, то станет понятно, что такая стратегия – сбережения и профессионального обновления городской ткани - наиболее приемлема.
Официальный сайт бюро: studio44.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.