Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Монако глазами архитектора-футуролога :: Архплатформа

Монако глазами архитектора-футуролога

13.05.14
19:33
автор: Артур Скижали-Вейс    |    просмотр: (16157)

Лауреат конкурса «АрхиГрафика» Артур Скижали-Вейс делится впечатлениями от спецприза, врученного ему швейцарской компанией Laufen, – путешествия в Монте-Карло.

Главный порт Монако с трассой для Формулы-1

От редакции. Уже совсем скоро состоится АРХ Москва 2014 (21-25 мая, ЦДХ), где  наш конкурс архитектурного рисунка выйдет из виртуального мира в реальное пространство с экспозицией работ, отмеченных Жюри и Экспертным советом. Среди участников выставки – Артур Скижали-Вейс, архитектор-фантаст, известный футурологическими изысканиями и филигранными рисунками по их мотивам. В конкурсе «АрхиГрафика» он получил звание лауреата за серии «Идеальные города» и «Города будущего» и выиграл поездку на двоих в Монте-Карло. Оказавшись в одном из самых благополучных уголков Европы, архитектор в  первую очередь обращал внимание на организацию архитектурной среды и качество жизни. Наблюдения и впечатления сложились в познавательную статью, которую мы предлагаем вашему вниманию.

Вечерний вид на порт Ла Кондамин (Геркулеса)


Артур Скижали-Вейс: «В путешествие в Монако я со своей верной спутницей отправился в конце марта 2014 года. Опуская подробности размещения в гостинице, различных перелетов, качества сервиса и вежливого приема, который был оказан и предоставлен – спасибо компании Laufen, партнеру конкурса «АрхиГрафика», хочу рассказать о своих архитектурных наблюдениях и впечатлениях от пребывания в одной из самых маленьких, экономически развитых и очень красивых cтран Европы. 

Центральная набережная Монако

Монако – карликовое государство площадью всего 2, 02 кв. км с длиной  береговой линии 4, 1 км, расположенное на Лазурном берегу Средиземного моря. По форме управления – это конституционная монархия, насчитывающая 700 лет, и в настоящее время возглавляемая князем Альбертом II. Несмотря на крошечные вооруженные силы (82 человека – меньше, чем военный оркестр), Монако имеет очень высокий политический статус, являясь полноправным членом ООН.

Вид на район Монте-Карло

Экономика страны очень эффективно развивается за счет туризма, игорного и банковского бизнеса, строительства новых резиденций и выгодного налогообложения. Не удивительно, что здесь низкая безработица (2-3%), почти отсутствует преступность и очень высокий уровень жизни. При этом чрезвычайно высока и плотность населения – на такой маленькой территории проживает 36 000 человек! А с массовым наплывом туристов во время масштабных международных мероприятий Монако может считаться одной из самых густонаселенных стран мира. Так, например, во время «Гран-при Монако», которое входит в ежегодный чемпионат мира «Формула-1», население княжества единовременно вырастает до 200 000 человек! Так как же удается столь маленькому государству, имея такие ограниченные территориальные ресурсы («территориальный голод») так успешно развиваться и процветать?

Болид McLaren Формулы-1, пилотируемый Фернандо Алонсо в 2007 году

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, кроется в невероятно эффективном использовании земли, в разумной экономической, архитектурной и градостроительной политике, позволяющей буквально «выжимать» весь потенциал из своих крайне ограниченных территориальных возможностей и особенностей географического местоположения.

Первым фактором, который позволяет Монако так активно развиваться, является созданная за последние десятилетия высококачественная транспортная инфраструктура. В стране преобладает террасообразная высокоплотная городская застройка, рационально покрытая густой сетью первоклассных дорог и туннелей. Автодороги подразделяются на панорамные – туристические (в том числе и транзитные), которые следуют по трем основным ярусам-карнизам вдоль живописного побережья, и скоростные – туннельные, буквально пронизывающие все княжество.

Улица района Ла Кондамин

Примечательно, что высокотехнологичная трасса гонки «Формула-1» пролегает прямо по улицам города и в обычные дни постоянно используется, лишь только канализационные люки на время соревнований привариваются. Практически все автостоянки размещены в подземных паркингах, что также сильно экономит городское пространство. Большая часть железнодорожных путей, проходящих через Монако, также убрана в подземные туннели. Подземным является и главный железнодорожный вокзал. Общая длина автомагистралей – 50 км, и это на 2, 02 кв. км государства! Сравните с показателем для Москвы, например, и становится понятно, почему Монако – автомобильный рай без всяких пробок.

Современная жилая застройка Монако

В стране нет своего аэропорта, зато на отвоеванной у моря площадки построен гелиопорт для вертолетов, имеющих регулярное сообщение с аэропортом Ниццы. Можно отметить и то, что наряду с традиционным автобусным сообщением сети Лазурных линий действуют водные автобусы и водные такси, которые связывают между собой побережье и основные порты, а также мото-такси для любителей проехаться с ветерком.

Вид на ночной район Монте-Карло

Вторым по значимости фактором, делающим княжество таким комфортным для проживания, является сама градостроительная политика и качество архитектурных решений. В Монако прекрасно сосуществуют как ультрасовременные динамично развивающиеся городские кварталы, так и спокойные средневековые улочки старого города.  Комфортно живется всем –  и многочисленным туристам, останавливающимся в высококлассных отелях,  и местным жителям, имеющим самое дорогое жилье в Европе. В княжестве очень грамотно подошли к вопросам зонирования своей крохотной территории, максимально используя как природно-географические особенности места, включая рельеф, особенности береговой линии, так и историко-культурное наследие, особенности национальных традиций.

Градообразующая скала с княжеским дворцом

Весь старый средневековый город, вместе с княжеским дворцом, городской крепостью, главным кафедральным собором Святого Николая и уникальным Океанографическим музеем с океанариумом в окружении парков с реликтовыми деревьями, находится на природной скале. Эта градообразующая скала  возвышается в самом центре княжества, притягивая многочисленных туристов.

Улочки старого города опоясывают скалу

Живописные виды вдоль панорамных улочек

Собор Святого Николая

Княжеский дворец потомков Гримальди

Арка с княжеским гербом

Улочки рядом с дворцовой площадью

Поднимаясь по лестницам, пандусам и подъемникам, они оказываются в пешеходной музейной зоне с особым охранным статусом и ограниченным транспортным движением. Неспешно прогуливаясь по мощеным узким средневековым улочкам, туристы разбредаются по музеям, сувенирным лавкам, кафе, паркам, видовым площадкам, откуда с высоты птичьего полета любуются живописными бухтами и портами Фонтвьей и Геркулеса. 

Вид со скалистого обрыва на порт Фонтевьей

Вид со скалистого обрыва на порт Фонтевьей

Океанографический музей с океанариумом

Зал Океанографического музея

Справа  от скалы находится современный район Фонтвьей, который активно строится и развивается как высокоплотный урбанизированный квартал с традиционными супермаркетами, жилыми домами, улицами, набережными, выставочными площадками, спортивным стадионом Луи II. С одной единственной и существенной оговоркой.

Район Фонтевьей

Террасный торгово-выставочный центр района Фонтевьей

Все это стало возможным благодаря новым технологиям и инженерным решениям, позволяющим строить на осушенных территориях, отвоеванных за последние 40 лет у Средиземного моря. Понятно, что жилье здесь стоит очень дорого, но тем не менее недостатка в покупателях нет. Важным дополнением к такому элитному жилью для миллионеров является возможность парковать не только свой дорогой автомобиль, которых в Монако множество, но и роскошную персональную яхту любого класса.

Яхт-клубы Монако

Слева от градообразующей скалы с княжеским дворцом расположились районы со смешанной исторической застройкой разных периодов – Ла Кондамин и Монте-Карло. Жемчужиной и центром притяжения Монте-Карло является знаменитое, открывшееся еще в 1863 году казино Европы с оперным театром Шарля Гарнье. Сюда съезжаются самые богатые игроки мира, оставляя в княжестве свои миллионы. Перед казино располагается и самый фешенебельный отель – «Париж», а также стоянка для автомобилей класса люкс.

Казино с оперным театром Ш. Гарнье

Миниатюрные садики вокруг казино

Многочисленным туристам разрешается фотографироваться возле дорогих эксклюзивных суперкаров знаменитых марок «Феррари», «Ламборгини» и т.д., припаркованных возле входа в казино, словно на самом престижном подиуме международного автосалона. Этот район называется «золотой милей». Здесь расположены магазины самых известных брендов мира, для людей, которые не привыкли считать свои деньги. Скромно замечу, что прямо за казино располагался и наш отель «Фэйермонт», который сам по себе тоже является туристической достопримечательностью Монако, поскольку его современная архитектура элегантно и гармонично вписана в рельеф и представляет собой очень удачную реконструкцию старого городского вокзала. Террасы отеля живописно нависают прямо над Средиземным морем, а купаясь в открытом бассейне, можно наблюдать великолепную панораму всего княжества.

Бассейн гостиницы Фейермонт

 
И последним, третьим фактором, делающим Монако столь красивым, живописным и привлекательным является высокий уровень благоустройства, ландшафтной архитектуры и озеленения. Здесь каждый квадратный метр городской территории любовно ухожен, облагорожен и использован по назначению.  Озеленение (порядка 20% ) включает японский сад, крыши домов, открытые террасы, балконы, продуманные смотровые площадки, выставленные вазоны, зеленые перголы, цветники, аллеи со скульптурами известных мастеров, таких,  как «Кулак» Сезара, «Адам и Ева» Ботеро и т.д.

Сад на крыше здания со смотровой площадкой

Камерный садик разбитый на выступе скалы

Скульптуры — часть садово-паркового искусства Монако

Скульптурно-цветочная композиция «Приглашение»

Все это общедоступно и включено в единый ансамбль общегородских пространств, живописно перетекающих друг в друга. Весной во время нашего пребывания все цвело и благоухало, в воздухе чувствовался запах моря и слышался крик проворных чаек.

Уединенное парковое место со смотровой площадкой


Покидая Монако и возвращаясь в Россию, я невольно вспомнил Крым, в котором прошло мое детство во время отцовских отпусков. Ведь Монако и Крым очень похожи по своей природе, климату и географии южного берега полуострова. Мне так захотелось, чтобы и у нас в России появилось свое «Крымское Монако», ведь потенциал развития Крыма намного выше, чем у крошечного княжества. Надо только научиться у европейцев правильно использовать этот потенциал в культуре, экономике, политике, градостроительных и архитектурных решениях!»

Панорама главного глубоководного порта Монако

 

автор: Артур Скижали-Вейс |  просмотр:(16157)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey