Мелётово. Время решений

30.03.17
16:28
автор:     |    просмотр: (985)

В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря открылась выставка, посвященная выдающемуся памятнику русской культуры XV века — церкви Успения Богородицы в селе Мелётово под Псковом.

По мнению исследователей, церковь Успения в Мелётово — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи ее расцвета. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии — ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве. В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии и нуждается в реставрации.

Выставка воссоздает пространство уникального храмового комплекса. В центре экспозиции — впервые представленные широкому зрителю копии-реконструкции мелётовских росписей, выполненные художником-реставратором Центра имени Грабаря Адольфом Николаевичем Овчинниковым. В 1960-е годы цветные копии, исполненные в натуральную величину, привлекли внимание Министерства культуры и послужили стимулом для выделения финансирования на первую научную реставрацию памятника. Их дополняют фотографии и архивные материалы.

Мультимедийное сопровождение знакомит зрителя с православным храмом как культурным феноменом, его основными частями и особенностями иконографии. Это позволяет посмотреть на росписи глазами современников, которые видели на стенах «ожившую» Библию и легко «читали» представленные сюжеты.

В рамках выставки пройдет круглый стол, посвященный проблемам комплексной реставрации и сохранения архитектуры и монументальной живописи церкви XV века Успения Богородицы в Мелётово, которая имеет статус памятника федерального значения.

Историческая справка

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётове, расположенном в 57 км от Пскова, на старой дороге в Новгород и Москву, построена в 1461 – 62 гг. Заказчиками строительства были псковские посадники, имевшие в то время немалый политический вес. Их имена сохранились на портале притвора церкви и в барабане четверика — Иоанн Путков, Яков Кротов и Зиновий Михайлович. В 1465 году церковь была расписана. И хотя авторы росписи неизвестны, исследователи убеждены, что это была профессиональная артель псковичей — Владимир Сарабьянов считал мелётовские росписи наивысшим расцветом псковской школы живописи.

Иконографическая программа стенописи уникальна — у ряда сюжетов нет аналогов ни в русской, ни в византийской живописи. Некоторые из них иллюстрируют редкие литературные источники. Вероятно, выбор сюжетов был обусловлен духовными исканиями псковичей того времени, а также историческими событиями, например, ожиданием конца света, который предрекали в 1492 году, борьбой с ересями или мирным договором с Ливонским орденом.

Среди наиболее оригинальных композиций — «Легенда об Анте скоморохе», не встречающаяся больше нигде в древнерусской живописи. Скоморох хулил Богородицу, за что был наказан ею отсечением рук и ног. Другая роспись, не имеющая аналогов — «Христос несет благоразумного разбойника в рай».

Нетипично для древнерусских храмов и изображение единорога, которое сопровождается надписью о приближении конца времен.

Выдающийся советский искусствовед Виктор Никитич Лазарев писал о фресках Успенской церкви: «В них удивительным образом удержались свободные живописные традиции XIV века, в частности традиции Феофана Грека, которых придерживался один из работавших здесь мастеров. Псковичи вообще тяготели к неканоничной манере письма, со смелыми асимметрическими сдвигами, с пронзительно резкими высветлениями и бликами. <…> Что отличает мелётовскую роспись от современных им византийских, южнославянских и новгородских фресок — это отсутствие академической вылощенности и совсем особая, размашистая манера письма, в свободе и эскизности которой есть свое большое очарование. Так, псковичи сумели сохранить и во второй половине XV века ту большую живописную традицию, которая в новгородских росписях XV века оказалась уже утраченной, уступив место иконописным приемам».

К XVII веку мелётовская стенопись была уже сильно повреждена. В 1790 году в церкви был устроен иконостас, а древняя роспись забелена.

В 1913 году рядом с Успенской церковью возвели новый храм, посвященный Живоначальной Троице, и старая церковь оказалась заброшена.

В середине 1950-х годов начались исследовательские, проектные и реставрационные работы, касающиеся архитектуры церкви. В 1961 году молодой реставратор Центра имени Грабаря Адольф Овчинников выполнил шесть копий мелётовских росписей, которые стали визуальным аргументом для начала реставрации монументальной живописи, завершившейся к 1968 году. Копии эти хранятся в Русском музее, две из них будут впервые представлены широкому зрителю на выставке. В 1980-е Овчинников провел в Мелётово еще восемь лет, выполнив копии-реконструкции всех сохранившихся фресок, наиболее значимые из них станут центром экспозиции.

В сентябре 2016 года рабочей группой научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ было зафиксировано остроаварийное состояние памятника федерального значения, требующее незамедлительного проведения противоаварийных реставрационных мероприятий.

Кураторы выставки:

Александр Горматюк, Елена Проханова

Участники выставки:

Псковский музей-заповедник, Институт Истории материальной культуры (Санкт-Петербург), Государственный Русский музей, Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ), Союз реставраторов России

График работы выставочного зала (по сеансам):

Вторник — пятница: 12:00, 14:00, 16:00;

суббота — воскресенье: 14:00, 16:00.

Понедельник — выходной.

Даты проведения: 30 марта – 26 мая 2017

Место: Выставочный зал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6

Для посещения выставки обязательна предварительная запись по телефону +7 (499) 763-37-40 или электронной почте grabar.nauka@gmail.com

Аккредитация и дополнительная информация: Ирина Осипова, пресс-секретарь ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря  irishspace@gmail.com

Сохранить

Сохранить

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

автор: |  просмотр:(985)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey