Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова

16.03.17
20:22
автор:     |    просмотр: (12600)

28 апреля в Музее архитектуры имени А. В. Щусева и Фонде IN ARTIBUS откроется масштабный двухчастный проект, посвященный 280-летию со дня рождения великого русского архитектора.

В.И. Баженов Эскиз театральной декорации в готическом стиле 1764 г. Бумага, карандаш, бистр, перо. 32,5х24,3
 

Более 140 произведений, включающие графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, исторические артефакты и видео предстанут перед зрителями на обеих площадках и условно разделят экспозицию на семь частей. Работы великого зодчего на выставке будут дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как: Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и др.

М.Ф. Казаков. Фейерверк в честь открытия Петровского путевого дворца 1779 г. Бумага, тушь, перо. 57,3з48,4

В Музее архитектуры выставочный проект займет шесть залов главной Анфилады, параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная в 70-е годы XVIII века Баженовым. Первым зрителя встретит раздел «Пропилеи». В нём раскрывается веер возможных вариантов интерпретации темы «Готический вкус» в Век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эммануэля де Витте) будет соседствовать с рембрандтовским видом старого Амстердама, который, в свою очередь, рифмуется с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре (Театральная декорация Василия Баженова периода парижского ученичества) о парафразе рыцарских турниров – великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези. По логике движения зритель продолжит знакомиться с «готическим вкусом» в разделе «Резиденция». Её залы станут словно изнаночной темой кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в «готическом вкусе», включая элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем.

В.И. Баженов Фрагмент панорамы усадьбы Царицыно с Фигурными воротами и подписью архитектора 1776 г. Бумага, дублированная бумагой, на картоне, тушь, акварель, перо, кисть, лак. 62,5х315,0

В центре внимания созданная Василием Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены филигранно выполненные обмерные чертежи Царицына советских архитекторов 1950-х годов.

А.Г. Григорьев Эскизы ворот и беседок в готическом стиле на тему Фигурных ворот усадьбы Царицыно Бумага, карандаш, коричневая тушь, перо. 29,0х21,5 

Завершает анфиладу раздел «Храм». Его экспонаты – уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре Века Просвещения. В Фонде IN ARTIBUS зрителя встречает раздел «Русское готическое». Пространство фонда преобразится в площадь, центром которой станут соборы Кремля и колокольня Ивана Великого из модели Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. Поскольку понятие «готическое» было подвижно, то при изображении древнерусских царей, героев и князей художники ориентировались на каноны театра.

Неизвестный художник Портрет В.И. Баженова в кругу семьи 1780-е гг. Холст, масло. 138,0х190,0

Театральная культура, риторика сцены, метафоры, символы становятся частью экспозиции в фонде IN ARTIBUS. В перспективных коридорах зала при входе мы видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е годы) и Екатерины Второй на коронации в Успенском соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). И та, и другая композиции вписываются в панегирическую театральную традицию. Создается некий диалог двух героев просвещенного спектакля в «готическом вкусе». Указующий на планы своих творений зодчий Баженов обращен к императрице Екатерине. На большой картине она принимает монарший венец в сердце «готической России» - Успенском соборе Кремля. При этом сама церемония, архитектура собора корректируются Торелли под влиянием именно театральных сюжетов XVIII века. Так вводятся два раздела «Императрица» и «Архитектор».

Театральная символика определяет и завершающий экспозицию раздел «Турнир». Гравюры и скульптуры XVIII – первой половины XIX века воскрешают образ императорских праздников, ставших популярными в эпоху Екатерины II: конных каруселей. Их прототипом были рыцарские турниры «готических» времен. В Век Просвещения карусели становились зеркалом, в котором культура стремилась лицезреть свое парадное отражение.

В экспозициях обеих площадок представлены произведения из собраний Музея архитектуры имени А. В. Щусева, фонда IN ARTIBUS, Государственной Третьяковской галереи, Театрального музея имени А. А. Бахрушина, Музея-заповедника Царицыно, Российской государственной библиотеки и частных коллекций.

К открытию проекта будет подготовлен каталог на русском и английском языках. В рамках выставки пройдет масштабная образовательная программа, включающая круглый стол, лекции, экскурсии, кинопоказы и многое другое.

Аккредитация СМИ и дополнительная информация:

Министерство культуры Российской Федерации Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Фонд IN ARTIBUS Готика просвещения.

Юбилейный год Василия Баженова

Кураторы: Сергей Хачатуров, Анна Корндорф, Зоя Золотницкая

Pre-view: 26 апреля 16:00, Фонд IN ARTIBUS

Пресс-показ:

27 апреля 2017 17:00 - Музей архитектуры имени А. В. Щусева

27 апреля 2017 19:00 - Фонд IN ARTIBUS

Открытие:

27 апреля 2017 18:00 - Музей архитектуры имени А. В. Щусева

27 апреля 2017 20:00 - Фонд IN ARTIBUS

Даты проведения: 28 апреля — 30 июля 2017 года

Подробности на сайтах muar.ru и inartibus.org

автор: |  просмотр:(12600)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey