Конструкции романа

18.02.16
14:38
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (13853)

С 22 февраля по 17 марта в фойе Электротеатра Станиславский можно увидеть работы самобытного петербургского архитектора и графика Бориса Костыгова – его иллюстрированные комментарии к «Идиоту» Ф.М. Достоевского.

При реконструкции по проекту Wowhaus фойе в Электротеатре Станиславский стало великолепно оснащенной выставочной площадкой. Когда обновленные пространства представляли журналистам, было очень интересно, какого рода экспозиции здесь развернутся. В понедельник 22 февраля в фойе Электротеатра открывается выставка, с одной стороны, имеющая непосредственное отношение к литературной классике, с другой – к искусству архитектурной графики. Институция под художественным руководством Бориса Юхананова подтверждает свой характер всегда открытой городу «электрозоны», в которой, по его словам, должны происходить разные «художественные происшествия», связанные с музыкой, изобразительным искусством, современной литературой, образовательной программой.
 


Автор произведений, представленных в экспозиции «Идиот»: иллюстрации и комментарии»,— Борис Костыгов (1940 – 2014 гг.) — был личностью незаурядной. В архитектурных школах Санкт-Петербурга рисунку всегда уделялось особое внимание. В советское время считалось, что в нем больше преуспевали ученики Академии художеств, но было, кем гордиться в этом плане и Инженерно-строительному институту (ЛИСИ). Борис Костыгов, его выпускник, работал в «Ленгражданпроекте» и ЛенНИИП Генплана. Занимался разработкой серийных жилых домов, в том числе для крайних районов Севера, затем специализировался на проектировании городской среды.

Борис Костыгов. Архитектурная фантазия.

Однако славу в архитектурных кругах ему принесло именно его мастерство рисовальщика. «Почти всю долгую жизнь Борис Геннадиевич рассказывал об архитектуре языком графического искусства. Его уникальный талант проявился сразу же после окончания института и был востребован бесповоротно. Существовало мнение, что если проект надо утвердить с блеском, легко, победив при этом конкурентов, то для такой работы необходимо подключать Бориса Геннадиевича. И когда мастер включался в работу, проект начинал светиться такими красками, такой человеческой теплотой и профессиональной зрелостью, что успех его оказывался предрешенным», –  вспоминает  архитектор В. М. Ривлин.

Борис Костыгов. Архитектурная фантазия.

Рисовать Борис Геннадиевич предпочитал пером «№ 86» и тушью, а поверх – кистью и водяными красками. Говорил, что к телу у него «как бы приделана рука, саморисующая и самодумающая» («Голова в процессе не участвует, она наблюдает»). Архитектуру всегда видел частью живых картин человеческого бытия, что с особой силой и выразительностью проявилось в проекте «Петербург Достоевского» – графических планшетах, заказанных к выставке в музее Достоевского.

Он подошел к задаче как архитектор — даже систематизировал типы городских пейзажей, описанных в произведениях. В то же время углубился в детали со страстью бытописателя. Изображения и подписи-цитаты переплетались на листах, оживляя в очень своеобразном прочтении миры произведений Федора Михайловича. Иллюстрации и комментарии к «Идиоту» представляют собой авторский альбом из 30 листов. Не стоит относиться к ним как к «подстрочному переводу» повествования в графику. Фрагменты текста романа, образы города, портреты героев соединяются в плотную, насыщенную субстанцию, смешиваясь с деталями, додуманными богатым воображением автора, и его пометками-комментариями.

«Эти его работы – на стыке историка и художника, он сам признавался, что в процессе работы фантазия и аналогия уносили его иногда очень далеко от текста. Интересно, что в одном человеке сошлись и талант исследователя, и рассказчик-литератор, и рисовальщик. Синтетический талант, что редкость для человека советского времени», – говорит архитектор Евгений Герасимов, при поддержке которого организована выставка в Электротеатре Станиславский.

Руководствуясь желанием представить публике творчество талантливого графика, своего старшего коллеги, он обращает внимание и на очевидную параллель современной жизни и сюжета «Идиота»: «Это абсолютно сегодняшняя ситуация детей родителей, уехавших в Европу, – они не понимают этой страны, им про нее что-то рассказывали, и они видят ее по-другому – не как плохую или хорошую, но как другую».

Для нас же, как для организаторов конкурса «АрхиГрафика», особо ценна еще одна причина увидеть эту экспозицию, которую называет Евгений Герасимов: «Кого-то эта выставка убедит, что не нужно соревноваться с компьютером – что хендмейд тем ценнее, чем более развита техника».

 

Выставка: «Идиот»: иллюстрации и комментарии. Борис Костыгов
22 февраля –  17 марта, 2016

Открытие: 22 февраля, 17.00
Фойе Электротеатра Станиславский
http://electrotheatre.ru/

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(13853)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey