Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Галерея ВХУТЕМАС продлевает на несколько дней в январе выставку «Баухауз в Москве». Изучив рецензии в прессе и впечатления посетителей, организаторы сочли необходимым еще раз прояснить замысел и значение этого проекта. Слово - его руководителю и куратору галереи Анне Ильичевой.
«Проект «Баухауз в Москве» - первый и уникальный в своем роде, потому что представляет не столько знаменитую германскую школу модернизма с ее оригинальными авторскими курсами и предметным дизайном, сколько ее участие в советской художественной жизни того периода, а также мифы и стереотипы восприятия Баухауза в России 1920-1930-х годов. Задумывался проект еще год назад и осуществился благодаря поддержке Гете-института, который включил выставку, лекции и мастер-классы в программу Года Германии в России 2012/13. Наша кураторская группа (Анна Ильичева, Татьяна Эфрусси, Сергей Яралов) стремилась объединить новизну научного исследования, современную документально-художественную подачу исторического материала и образовательную практику, которая стала продолжением диалога Германии и России, и скорее даже наследников школ Баухауза в Германии и ВХУТЕМАСа в Москве.
Сюжет выставки был подготовлен и выстроен научным сотрудником Музея МАРХИ Татьяной Эфрусси, которая полгода работала с германскими и российскими источниками. «Баухауз в Москве. Художники и архитекторы Баухауза в Советском Союзе. Остановка – Москва» – это выставка о четырех московских выставках 1920-1930-х, в которых представители Баухауза принимали участие. Директор музея Баухауза в Дессау Вольфганг Тёнер был удивлен результатами исследования и с интересом специалиста изучал представленные на выставке документы, которые были выявлены в российских архивах и музеях.
Собранный материал в таком ракурсе ранее нигде не выставлялся и не публиковался, и был подан художником Сергеем Яраловым в виде художественно-документальной инсталляции в Галерее ВХУТЕМАС. Мы сознательно отказались от истории с красивыми картинками про Баухауз, от реконструкций, имитаций и макетов, достаточно тиражируемых в Европе. Нам важно было оставаться в рамках документального жанра, который позволял зрителю прогрузиться в живой диалог, выстроенный на обмене мнениями, воззваниями, статьями, письмами и делегациями. Вместе с тем художественная интерпретация выставки – цветовая логика, формообразование, дизайн – базировалась на теориях Баухауза. Как заметил Вольфганг Тёнер, «день без квадрата – это уже не Баухауз». Данный лозунг реализован в логотипе проекта и конструкциях экспозиции.
Дом строительства, красный Баухауз, школа креативности – желая понять, что же в действительности объединяло германскую школу и ВХУТЕМАС, развенчивая и подтверждая советские мифы о Баухаузе, мы своим проектом вскрыли или породили новые мифы восприятия. Многие посетители приходили на выставку в ожидании предметного шоу-рума по типу IKEA, другие запрашивали архитектурно-экскурсионную навигацию по городу, отыскивая следы построек «Баухауза в Москве», третьи предпочли бы вместо текстов просто посмотреть на произведения Пауля Клее, Марианны Брандт и Ласло Мохой-Надя, что можно сделать в любое время в музее Баухауза в Берлине.
Наш проект «Баухауз в Москве», как и выставки Баухауза в 1920-х, стал неким экспонатом, мифом уже нашего современного знания и понимания экспериментальности идей, теорий и методик знаменитой школы модернизма. Но парадокс в том, что российский зритель все еще предпочитает историческую консервацию арт-продукта, в то время как центры Баухауза в Германии активно поддерживают и развивают заложенные в 1920-х принципы креативной педагогики Баухауза, потенциал которой актуален сегодня в области архитектурно-художественного образования. Вот лекция и воркшоп Торстена Блюме уверила многих в том, что Баухауз – это вообще пространственно-пластический театр. Вот еще один миф, с которым можно поработать к столетию Баухауза в 1919 году…»
Анна Ильичёва, зав. отделом музея МАРХИ, куратор Галереи ВХУТЕМАС, руководитель проекта «Баухауз в Москве
Выставка продлена на несколько дней в январе - с 9 по 12.
Рецензия на выставку на сайте Archplatforma.ru
Официальный сайт: www.vkhutemas.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.