Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Архитектура социалистической Кубы, какой ее увидел фотограф Алексей Народицкий.
О том, что Куба - оплот социализма, знают многие. Но мало, кто представляет, как политика отразилась на ее архитектуре. Возможность увидеть «Остров Свободы» с незнакомой стороны была у посетителей выставки «Куба. Архитектура тропического социализма», устроенной фотографом Алексеем Народицким и куратором Еленой Гонсалес во время 3-й Биеннале Архитектуры в Центре дизайна Artplay.
До революции 1959 года на острове, который американцы воспринимали как экзотическую страну для отдыха и развлечений, развивалась только архитектура частных вилл и дорогих отелей – камерная, закрытая, элитная. Эти профессионально спроектированные здания резко контрастировали с общей массой трущобных кварталов.
После революции приоритеты сменились – на первый план вышло развитие социальных и общественных пространств города, строительство школ, стадионов, рабочих клубов, дворцов пионеров и жилых микрорайонов. Здания, на которых сказалось влияние советского модернизма, воплотили новый образ Кубы – государства, ориентированного на повседневные нужды простых людей.
Фотографа Алексея Народицкого эти объекты привлекали уже давно. Туристы их фотографируют редко – не замечают очарования потрепанных временем зданий, а последней серьезной публикацией на русском языке был раритетный труд Н. М. Филипповской «Архитектура революционной Кубы», выпущенный в 1965 году. «Куба - до сих пор достаточно закрытая страна и сведений о том, что происходит внутри, или фотографий архитектуры в свободном доступе почти нет, а там есть очень интересные, малоизученные памятники», - рассказывает Алексей. Ранее он уже бывал в еще более закрытом месте – индийском городе Чандигархе, где снимал постройки Ле Корбюзье, которые представил около года назад на выставке во флигеле «Руина» Музея архитектуры. Можно сказать, что кубинский проект продолжает в его творчестве тему модернизма, оказавшегося в экзотической ситуации.
На Кубе фотограф провел три недели, объездив за это время большую часть страны. «Поразило, что умирающая архитектура прошедшей эпохи, которая уже вряд ли в каком-либо виде возродится, выглядит в этой среде очень аутентично и в то же время метафорично. Например, вышка бассейна, которая стоит на берегу и разделяет два «моря» - реальное море и пустую чашу бассейна».
Снимки сохранившихся, увы, не лучшим образом памятников у Алексея проникнуты героической патетикой. Живописно и монументально возвышаются здания на фоне ослепительного кубинского неба, заставляя задуматься о том, какая жизнь протекала в этих стенах. Не в малой степени такому восприятию поспособствовало и само выставочное пространство.
«В Москве не так много площадок, соответствующих по духу этой архитектуре. Поскольку в «Руине» я уже делал выставку, захотелось попробовать новый зал. Artplay оказался очень интересным местом. Мы сделали развеску не по стенам, как в классической галерее, а в две линии – буквой V. Зритель мог охватить взглядом все работы. Справа и слева на одном уровне можно было увидеть одну и ту же постройку в разных ракурсах. Многослойность экпозиции давала возможность объемного, стереоскопического взгляда на объекты», - говорит Алексей.
Привезенные фотоматериалы могут лечь в основу большого комплексного исследования кубинского соцмодернизма. Надеемся, что выставка, организованная в Artplay, была лишь первым шагом на этом пути.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.