Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В Казани назвали победителей Международной Премии Ага Хана в области архитектуры за 2019 год. В этом году Россия, впервые с момента основания премии в 1977 году, вошла в число стран, чьи проекты были отмечены международным жюри конкурса.
Премии Ага Хана удостоилась Программа развития общественных пространств в Республике Татарстан. Она разделит призовой фонд – 1 миллион долларов США – еще с 5 проектами. В числе победителей – Бахрейн с проектом возрождения города Мухаррак; Бангладеш с образовательным комлексом «Arcadia» в Южном Канарчоре; Палестина, выдвинувшая на премию музей в городе Бирзеит, а также Сенегал с учебным корпусом Университета имени Алиуна Диопа и ОАЭ с Национальным природным парком «Wasit» в городе Шарджа.
Церемония объявления проектов-победителей каждого трехлетнего цикла премии всегда проходит в городах, знаковых для мусульманского мира с точки зрения архитектуры и культурного наследия. В 2019 году церемония состоялась в Казани, где находится Казанский Кремль, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В рамках получившей одну из премий Программы развития общественных пространств в Республике Татарстан на сегодняшний день проведено благоустройство 328 общественных пространств в разных уголках республики. Эта амбициозная программа направлена на противодействие тенденции по переходу земель в частную собственность путем переориентации приоритетов на качественные общественные пространства для всех жителей Татарстана. Программа была реализована при участии архитекторов и урбанистов из разных стран мира, предложивших интересные, нестандартные и инновационные решения для формирования общественных городских пространств.
Премия Ага Хана (Aga Khan Award for Architecture 2019) в области архитектуры, учрежденная 42 года назад, вручается каждые три года за лучшие архитектурные решения в странах со значительной численностью мусульманского населения. Премия охватывает все сферы городского планирования — от реновации территорий бывших промышленных зон и строительства социального жилья до создания музеев. Соискателями премии могут стать, как архитекторы, так и проекты, реализуемые городскими властями, частными застройщиками и инвесторами. В составе жюри и экспертного совета премии ведущие архитекторы, урбанисты, историки архитектуры, экономисты, социологи, политики и общественные деятели из 9 стран мира.
Архитектурные и урбанистические проекты, номинированные на премию за весомый вклад в развитие культуры, науки, бизнеса, спорта и общественной жизни.
Инициатором премии выступает компания «Жилой квартал Сити», возводящая в центре Москвы по проекту архитектурного бюро «Остоженка» ЖК HEADLINER. Участники подавали заявки в номинации «Общественная деятельность и социальные проекты», «Культура и искусство», «Наука, инновации, образование», «Бизнес», «Спорт, здоровье, фитнес». Процесс голосования состоит из трех этапов: народного голосования, экспертной оценки и финального решения жюри.
Всего в 2018 году заявку на участие подали 765 человек из различных регионов России — от Якутии до Татарстана. Инициативные жители Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Перми, Твери, Нижнего Новгорода, Воронежа, Краснодара, Самары, Омска, Суздаля, Тарусы, Тюмени, Екатеринбурга, Новокуйбышевска и многих других городов выступили с проектами по внедрению раздельного сбора отходов, повышению качества здравоохранения, социальной ответственности бизнеса, уровня жизни пожилых и людей с инвалидностью, развитию международного профессионального обмена, региональной музыкальной и киноиндустрии, местного туризма, книжной индустрии, театрального и музейного дела, привлечению детей к науке, реабилитации жертв политических репрессий, адаптации приезжих, сохранению культурного наследия, организации фестивалей и формированию архивов, популяризации различных видов спорта и спортивной инклюзии, разработке сплачивающих общество сервисов и приложений.
15 декабря завершилось народное онлайн-голосование. В этом году на портале проголосовали свыше 300 тысяч человек. Больше всего поддержки (более 22 тысяч голосов) досталось врачу-онкологу из Санкт-Петербурга Андрею Павленко, представляющему медиа-проект по информационной поддержке онкологических больных в России «Жизнь человека», организованный совместно с порталом «Такие дела», и благотворительный проект Cancer Fund, миссия которого — развитие онкологической помощи в России, поддержка онкологических клиник, повышение квалификации врачей, борьба с канцерофобией. Именно он стал победителем народного голосования премии «Headliner года».
Впереди еще несколько этапов премии. За главный приз в размере 2 млн рублей сразятся 50 номинантов. В шорт-лист премии войдут 10 проектов: финалисты народного голосования и инициативы, отмеченных экспертным советом, по каждой из 5 категорий. Все номинанты шорт-листа получат награды от партнеров, а лидер в каждой категории — приз в размере 200 тысяч рублей. «Headliner года» будет выбран авторитетным жюри, состав которого станет известен в начале следующего года.
Среди номинантов премии «Headliner года» архитекторы: Николай Белоусов с проектом «Древолюция», учебным практикумом для молодых архитекторов; Наринэ Тютчева с проектом «Re-Школа», где будут готовить профессиональных специалистов по сохранению культурного наследия.
Также в число номинантов вошли Алмаз Валиуллин и «Архитектурный десант» — молодое архитектурное бюро, благодаря хорошему вкусу и работоспособности которого Татарстан приобрел много современных знаковых общественных пространств; Михаил Капитонов — архитектор из Ульяновска, лидер бюро «K&K», проектирующего коттеджи для поколения «Фейсбука», а главное — последовательно выстраивающий бренд города, связанный с советским модернизмом, в том числе, организовавший осенью международную конференцию «МодУль», посвященную сохранению этого архитектурного стиля, и собравший группу горожан для реанимирования советских мозаик на центральной площади города.
В числе городских проектов, инициированных неравнодушными, на премию номинирована программа художника-керамиста Юрия Осинина из Петербурга, за свой счет вернувшего петербургским мостам керамические таблички взамен пластиковых новоделов. Созвучна этому проекту и московская инициатива команды Александра Можаева «Вспомнить все», восстанавливающая чудом сохранившиеся старинные городские детали. Вывески магазинов начала XX века, дореволюционные люки и решетки — живые детали старой Москвы возвращаются в город благодаря работе профессиональных реставраторов, историков архитектуры и краеведов, объединившихся вокруг проекта. Это они восстановили вывески «Аптека», «Зубной врач» и «Центральное бюро студенческих кооперативов» на улице Малой Бронной и многие другие.
В числе интересных региональных урбанистических инициатив можно выделить проект «Челябинский урбанист» Льва Владова, который объединил вокруг себя одно из крупнейших сообществ по решению городских проблем и урбанистике — 24 тысячи подписчиков паблика в «ВКонтакте», 710 тысяч просмотров роликов на YouTube-канале. Движение под руководством Льва Владова занимается проектами по тактическому урбанизму, делает исследования, пишет образовательные статьи и методички по решению городских проблем, создает сервисы для взаимодействия горожан и властей.
На премию также был представлен отличный кейс из Казани — спектакль «Мергасовский дом», который помог сохранить одну из самых знаковых построек столицы Татарстана. С ним номинирована Инна Яркова — директор фонда поддержки современного искусства «Живой город», театральный продюсер.
Мергасовский дом, построенный в 1928 году, — один из первых многоэтажных домов в Казани для людей «нового быта», сейчас стремительно ветшающий. Памятник конструктивистской архитектуры был предназначен под снос, но после выхода спектакля, основанного на реальных историях жителей, в СМИ появилась информация, что дом будет реконструирован.
С красивым и осмысленным проектом «Модерн в облаках» был номинирован на премию «Headliner года» архитектор Дмитрий Храмов из Самары. Цель проекта — привлечение внимания к богатому культурному наследию начала ХХ века и сохранение лица города — редких построек в стиле модерн. В дни чемпионата мира по футболу над каждым таким зданием поднялся в небо огромный шар с его изображением. Ни одна постройка, нуждающаяся в защите, не осталась без внимания горожан и гостей города.
Подведение итогов и церемония награждения лучших проектов состоятся в феврале 2019 года. Следите за новостями:
18 мая в Центральном доме художника в рамках выставки АрхМосква» состоялась 9-ая торжественная церемония вручения премии в области деревянной архитектуры.
В состав жюри в этом году вошли: Никита Токарев (директор школы МАРШ), Анна Мартовицкая (главный редактор журнала SPEECH), Алексей Бавыкин (руководитель мастерской «Алексей Бавыкин и партнеры»), Станислав Горшунов (руководитель бюро Горшунова/GOR A, Нижний Новгород), Дарья Бутахина и Александр Кудимов (бюро RueTemple) и Виталий Горелов (руководитель проекта московского представительства компании HONKA).
В этом году премия снова собрала рекордное количество заявок – 180. В шорт-лист премии Экспертный совет отобрал 46 объектов, и жюри премии с трудом смогло выбрать победителей. Борьба развернулась нешуточная, особенно в главной номинации – «Загородный дом», – где было представлено сразу 10 сильных работ. Победил дом KINO Сергея Колчина (бюро Le Atelier).
Народное же голосование признало лучшим ТАФ-Кондоминиум Александра Ермолаева (мастерская ТАФ, фото вверху).
Кроме того, спецприз жюри был вручен Летнему дом архитектора под Новосибирском (Галина Будникова, Григорий Кужелев, Алексей Моржаков, фото вверху), а спецприз генерального партнера и организатора – Дому в Тверской области Светланы Бедняковой (архитектурное бюро «Росса Ракенне СПБ» (Нonka).
В номинации «Малый объект» победу одержал Дом с люстрой, построенный (а точнее – спущенный на воду) во время фестиваля «АрхСтояние» в Никола-Ленивце (бюро «ХВОЯ» из Санкт-Петербурга, фото вверху).
Выбором народа стал туалет в форме шара «Ёж» (новички премии – артель «Данила, Макар и братья»).
Имея вполне внятную функцию, эти работы вполне могли бы претендовать на победу и в номинации «Арт-объект», но в ней блестящий «дубль» (победив и по мнению жюри, и по мнению публики) сделал обелиск в усадьбе Суханово. Он был сооружен в рамках фестиваля «Древолюция» командой из пяти молодых архитекторов: это Алексей Ушаков, Мария Полищук, Ярослав Разумовский, Алексей Колесов и Мария Яковлева.
Отрадно, когда на карте премии появляются новые города, а в числе победителей – новые имена. В этот раз ими стали город Дивногорск и Алексей Мякота, который вместе со своей командой АДМ преобразил набережную Енисея – и победил в номинации «Дизайн городской среды».
В народном голосовании лидером стали Красногвардейские пруды в Москве, облагороженные по проекту бюро Wowhaus (архитектор Дарья Мельник, руководители бюро Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, фото вверху).
Кроме того, спецприз жюри достался еще одной набережной – самарской, где молодые зодчие из бюро lim_architects соорудили трогательную конструкцию «Волжский аист» (фото вверху). Приз вручила компания «Вазуза Country Club» – партнер премии.
В номинации «Общественное сооружение» выиграл Тульский агрохаб (он же – сельский фермерский рынок), построенный в Заокском районе по проекту Антона Кочуркина (бюро «8 линий»).
Выбор народа остановился на офисе продаж ЖК «Гринада», сооруженном по проекту бюро AHOLZ & STUDIO-TA.
В номинации «Дерево в отделке» победу разделили бассейн SPABAS в Ярославской области от АБ «Полигон» (выбор жюри) и гостиница-теплица Дмитрия Черепкова в экопарке «Ясно Поле» (выбор народа). К народу присоединилась и компания «Туликиви» – партнер премии, высоко оценивший борьбу экопарка за экологическую чистоту.
Лучшим интерьером жюри в очередной раз признало работу Алексея Розенберга (квартира «Четыре ячейки», фото вверху), а народное голосование – интерьер квартиры на Арбате мастерской Gikalo Kuptsov Architects.
Приз от партнеров премии – компании «АрхиСтудио» – достался интерьеру KG в Санкт-Петербурге (Александр Малинин и Анастасия Шевелева, бюро INT2 Architecture).
В номинации «Предметный дизайн» жюри отдало победу «Красным куклам» Анастасии Коптевой и Александра Браулова, народные симпатии достались гимнастической скамье Sedoviko Артема Седова из Саратова.
Наконец, еще один «дубль» и еще одна очень важная победа – реставрация Георгиевской часовни в деревне Ермолинская (Сюма). Ее вернули к жизни Ольга Зинина (автор проекта реставрации и руководитель работ), Дмитрий Соколов (творческое объединение «Новое Старое»), Александр Матюхин (плотницкая артель «Архангело») и добровольцы благотворительного фонда «Вереница».
В завершение церемонии Александр Львовский, глава московского представительства компании «Росса Ракенне СПБ» (Нonka), пригласил всех на торжественную церемонию 2019 года, которая станет юбилейной: это будет уже десятый АРХИWOOD!
Организатор и Генеральный Партнер премии: ООО «РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA)
Куратор премии: Николай Малинин
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
АРХИWOOD – ежегодная общероссийская премия в сфере деревянной архитектуры. Вручение премии состоялось впервые в 2010 году. В экспертный совет и жюри премии входят как известные российские, так и зарубежные эксперты в сфере архитектуры, дизайна, строительства. Помимо этого, АРХИWOOD – единственная премия в сфере деревянной архитектуры в Европе с открытым общественным голосованием.
18 апреля в Москве состоялась церемония вручения премии «Headliner года», инициатором которой выступил квартал жилых небоскребов Headliner, проектируемый архитектурным бюро «Остоженка» в непосредственной близости от Москва-Сити.
Премия получилась по-настоящему «народной». Подать заявку мог любой желающий, открытое голосование велось в соцсетях. На конкурс было подано 1838 заявок, из которых к участию в голосовании были допущены 631. За участников из лонг-листа премии «Headliner года» отдали голоса более 112 тысяч человек. Рассматривались личные достижения номинантов в сферах: наука, искусство, спорт, бизнес и общественная жизнь.
Абсолютным победителем первой премии «Headliner года» стала Лидия Мониава, заместитель директора Детского хосписа «Дом с маяком». В свой тридцатый день рождения Лида собрала для хосписа пожертвования на сумму более 20 миллионов рублей, разместив на своей странице в Facebook просьбу о помощи. Сообщение получило более 32.000 репостов. И столько же человек отдали свои голоса за Лиду в рамках голосования премии, выбрав ее Хедлайнером года. Как победитель премии Лида получит уютную однокомнатную квартиру в ЖК Headliner.
Кульминаций вручения премии стала художественная подсветка фасадов строящихся корпусов нового комплекса, роскошный вид на который открылся гостям праздника из окон ресторана Insight на 84 этаже башни «Око» в Москва-Сити. Возводимый в Шмитовском проезде, квартал жилых небоскребов Headliner впервые озарился огнями, которые фактурно выделили его силуэт на фоне пейзажа ночной Москвы.
По словам Валерия Каняшина, главного архитектора квартала жилых небоскребов Headliner, при работе над проектом команда вдохновлялись многоликой архитектурой Нью-Йорка – города очень живого и разнообразного по силуэту, несмотря на строгую сетку улиц. Основная концепция нового московского комплекса напоминает отчасти район вокруг Центрального парка «Большого яблока»: в центре – бульвар, по периметру – разные по внешнему облику и высоте жилые дома.
Уникальность нового проекта, помимо необычной для России высоты жилых зданий (до 53 этажей), при строительстве которых применяются самые современные инновационные решения, заключается в индивидуальности каждого дома. Архитекторы предложили разнообразные решения для фасадов и отделки корпусов.
«Формируется демократичная по своей сути структура - собрание равноправных элементов, вбирающих в себя различные приметы своего времени», – поясняет Валерий Каняшин, - Этот архитектурный код, с присущей ему неоднородностью объемных форм, можно охарактеризовать как contemporary».
Сдержанную колористику освежают цветовые вспышки, их немного – не более 3% от площади фасадов, но им отведена роль обаятельных нюансов, формирующих общую цветовую композицию. В отделке применяются разнообразные материалы – кирпич, объемная керамическая плитка, стекло, в том числе стемалит, металлические панели.
«Если посмотреть целиком на весь комплекс, то найти достаточно протяженное фасадное высказывание не получится – все меняется, фактуры и цвета переходят друг в друга, создавая приятное глазу разнообразие при заметном стилистическом единстве», – отмечает архитектор.
Одной из уникальных атмосферных особенностей комплекса станет организация на его территории закрытого клуба Headliner, куда будут приглашены как жители комплекса, так и финалисты и победители одноименной премии. Клуб станет площадкой для проведения лекций хедлайнеров из мира науки, бизнеса, а также местом с интересной культурной повесткой.
«Headliner года» – ежегодная общероссийская премия, цель которой – поиск и продвижение настоящих хедлайнеров – людей, являющихся носителями яркой созидательной идеи, последовательны в ее реализации и стимулируют развитие сообществ и прогресс в своей области.
ЖК «Headliner» – многофункциональный жилой квартал бизнес-класса в центре Москвы с потрясающим видом на ММДЦ «Москва-Сити». Уникальность нового объекта, помимо необычной для России высоты зданий и насыщенности инновационными решениями, раскрывается в индивидуальности каждого дома, благоустройстве прилегающей территории, наполненной социальными и коммерческими функциями. Максимум возможностей, абсолютная свобода, энергия бесконечных перспектив, все это - ЖК «Headliner».
Церемония вручения премии напоминала космическое шоу. Прибывавших гостей приветствовал голос, приглашавший их стать пассажирами первого в истории рейса космического корабля «Хедлайнер», отправлявшегося на поиски людей будущего.
До 16 марта 2018 года идет прием работ на международный конкурс рисунка Американского Сообщества Архитектурных Иллюстраторов.
Американское Сообщество Архитектурных Иллюстраторов (ASAI) приглашает профессионалов и студентов профильных вузов принять участие в 33-м ежегодном конкурсе «Архитектура в Перспективе» («Architecture in Perspective»). Международное жюри отмечает лучшие работы серией премий в 4-х конкурсных категориях. Участники могут представить на конкурс произведения, выполненные в любых техниках традиционной графики, живописи, рендеринга и прочих цифровых медиа.
Aл Форстер. AIP 32 Hugh Ferriss Award
Главная награда конкурса – Приз памяти Хью Феррисса ( Hugh Ferriss Memorial Prize) – одна из самых высоких профессиональных наград, обладатель которой получает $5000 USD.
Победители конкурса будут приглашены на специальную Церемонию награждения и выставку 12 октября 2018 года в Музей Архитектуры и Дизайна в Лос-Анджелесе. Работы, отмеченные призами и специальными упоминаниями Жюри, будут опубликованы на сайте и в памятном каталоге «Архитектура в Перспективе».
Натали Имран. AIP 32 Student Award of Merit
Дедлайн для профессионалов: 16 марта 2018 г.
Дедлайн для студентов: 6 апреля 2018 г.
Объявление победителей: Май, 2018
Церемония награждения: Октябрь, 12, 2018
Конкурс открыт для членов ASAI, подтвердивших этот статус в 2018 году.
Информацию по вступлению в сообщество можно узнать здесь asai.org.
Конкурс «Архитектура в перспективе» проводится по трем профессиональным категориям – Формальная (The Formal category), Неформальная (Informal category) и Рисунок-наблюдение (Observational category).
Четвертая категория – студенческая.
Cергей Чобан. AIP 32 Award of Excellence
Формальная категория включает формальные/официальные презентации еще не построенной или воображаемой архитектуры в любых техниках графики и живописи.
Неформальная категория — свободные скетчи, рисунки, живопись и цифровые изображения еще не построенной или воображаемой архитектуры.
Категория «Рисунок-наблюдение» — скечи, пленэрные этюды и прочие изображения существующих архитектурных объектов.
Студенческая категория открыта для учащихся профильных ВУЗов и объединяет формальные и неформальные рендеры, скетчи, рисунки, живопись и цифровые изображения существующей и несуществующей архитектуры.
Cергей Кузнецов. AIP 32 Observational Juror Award
Для нас, как для организаторов конкурса архитектурного рисунка, особенно ценно, что в конкурсе «Architecture in Perspective» на протяжении нескольких лет успешно участвуют наши соотечественники, члены жюри и участники «АрхиГрафики». Среди них — Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Наталья Елисеева. Укрепляются и обратные связи – члены ASAI из других стран удачно выступают на площадке «АрхиГрафики» – это, в частности, Джейн Грили, победительница «АрхиГрафики 4/2016-2017» в номинации «Рисунок с натуры», и Джон Соулс, финалист того же конкурса.
Наталья Елисеева. AIP 32 Award of Excellence
Работы всех призеров прошлого конкурса «Архитектура в Перспективе» можно увидеть здесь.
Участие со вступительным взносом.
Более подробная информация по участию в конкурсе, включая дедлайны, технические требования и условия подачи заявок на сайте конкурса https://archinperspective.com/
С 12 по 14 октября в Иннополисе прошла Первая Российская Молодежная Архитектурная Биеннале.
За последние пять лет в России выросло новое поколение активных, думающих и готовых воплощать свои идеи в жизнь архитекторов. Кто-то из них уже открыл собственное бюро, кто-то набирается опыта в крупных компаниях. Многие успели заявить о себе на разных специализированных площадках. Среди них – АРХ Москва NEXT!, Архстояние, «Древолюция», «АрхиВызов». По частной, в основном, инициативе в стране проводится немало конкурсов, стимулирующих фантазию, предполагающих концептуальные архитектурные или арт-высказывания, а иногда и реализацию объектов, но, как правило, малых форм. К решению больших насущных задач – вопросов градостроительства, обустройства комфортной жилой среды молодых привлекают крайне редко. И даже их мнение по этому поводу как-то особо не спрашивают, хотя именно сегодняшние 20-летние и 30-летние будут самыми активными пользователями тех кварталов, районов и городов, которые проектируются сегодня. Назрела необходимость в событии, которое восполнило бы этот пробел, и дало возможность новым силам выразить себя в осмыслении актуальных проблем.
Важно, что Российская Молодежная Архитектурная Биеннале, которая взяла на себя эту миссию, была инициирована на государственном уровне – организаторами выступили Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Правительство Республики Татарстан. Последняя вызвалась принимать у себя ответственный первый выпуск неслучайно: пока ни один другой регион страны не может похвастаться таким масштабным и позитивным опытом трудоустройства молодых архитекторов, а здесь, по всему краю, они создают комфортные и красивые общественные пространства. Неслучайно и то, что помощник Президента Республики Наталия Фишман, ведущая это направление, человек поразительной энергии и веры в прогресс, стала содиректором Биеннале и ее драйвером. И место финального действия было выбрано соответствующее: самый молодой российский город инноваторов – Иннополис под Казанью, средний возраст жителей которого – 29 лет.
Для конкурсной программы Первой Биеннале была предложена практичная и злободневная тема. Финалисты, выбранные куратором и председателем жюри Сергеем Чобаном из 377 претендентов, в течение двух месяцев разрабатывали квартал, в котором сами хотели бы жить. ТЗ не слишком ограничивало творческую мысль. Были заданы параметры участка, очерченного 4 улицами. Размеры: от 200x 125 м (минимум) до 250x250 м (максимум); плотность застройки – от 12000 до 30000 кв. м на га; преобладание жилой функции (не менее 80%); остальные функции, как и наличие и качество общественных пространств – на усмотрение участников, исходя из их представлений о комфорте жилой среды.
С 12 по 14 октября в круглом здании Технопарка Иннополиса, вдоль окон и забора из гофрированного металла, возведенного дизайнером экспозиции Агнией Стерлиговой (бюро Planet 9), предстали 29 версий квартальной застройки. В макетах и планшетах. Подавляющее большинство финалистов подошло к делу прагматично, сделав ставку на то, что можно построить уже сегодня. Выяснилось, что молодые архитекторы тяготеют к малоэтажности, минимальной плотности, архитектуре привычных форм, любят кирпич и скатные кровли, вдохновляются старыми и новыми голландцами и хотели бы в большом городе ощущать себя, как в частном загородном доме - максимально защищенно и приватно. И лишь три участника осмелились заглянуть в будущее и предложить то, что пока скорее относится к области фантастики – вертикальные деревни, кварталы, произвольно формирующиеся из левитирующих капсул и дома вторичной переработки, вплетенные в экосистемы автономного жизнеобеспечения.
Финалисты защищали работы непосредственно на выставке перед авторитетным международным жюри. В него вошли Сергей Чобан (SPEECH, Tchoban Voss Architeckten), Кес Каан (Kaan Architecten), Кристос Пассас (Zaha Hadid Architects), Миккель Фрост (Сebra), Юлий Борисов (UNK project), Александр Цимайло (Цимайло Ляшенко и Партнеры) и Юлия Бурдова (Buromoscow). После презентаций судьи долго совещались и на следующий день торжественно объявили призеров. Интрига заключалась в том, какой подход они поддержат в принципе – приближенный к реальности или визионерский. Но еще по комментариям судей, прозвучавшим до оглашения результатов, было понятно: победит реалистическое видение.
«Есть крепкие работы, которые дают высокое качество городского квартального пространства. Любой из проектов, занявших призовые места, можно воплотить сегодня. Я считаю, что жюри сделало очень взвешенный выбор, который укрепит доверие к Биеннале», – говорил Сергей Чобан. Многие эксперты и журналисты, следившие за соревнованием, тем временем прочили победу Михаилу Бейлину и Даниле Никишину из Сitizenstudio Architects. Москвичи изобретательно и рационально соединили кирпичные дома разных типов и общественные пространства разной степени приватности в органичное и уютное целое. Однако сценарий Церемонии награждения заставил поволноваться всех, кто за них болел.
Сitizenstudio вызвали на сцену первыми, присудив им Специальный приз Министерства Строительства РФ – награду, безусловно, ценную, по сути, залог дальнейшего сотрудничества. Но в воздухе повис вопрос, дадут ли им еще какой-то приз от жюри? Ответ на него мы узнали только в самом конце: Сitizenstudio получили главный Золотой приз Первой Российской Международной Архитектурной Биеннале. За «работу, которая соединяет периферию и центр, собирает разные типологии в одну, не теряет при этом идентичность, соединяет масштабы, совмещает общественное и частное, делает простое сложным и наоборот. Элегантный, точно придуманный проект», – пояснило жюри свое решение.
Серебряный приз достался Надежде Кореневой из Москвы за аналитический, предусматривающий рост и развитие квартала, а также трансформацию зданий проект RESIDENTIAL SCRIPT. Жюри понравился «сценарий, который может быть адаптирован, согласно потребностям общества».
Бронзовым призером стал Олег Манов из Санкт-Петербурга, автор «интересной версии городской среды, состоящей из сомасштабных человеку сооружений фоновой застройки и выразительной, контрастной доминанты как центра многофункционального общественного пространства».
Помимо основных наград, жюри вручило два «Специальных упоминания». Конечно, оно не могло обойти вниманием проект, который выделялся и самой оригинальной, забежавшей на сто лет вперед идеей, и качеством ее подачи. Бюро WALL, построившее павильон ДИТ на ВДНХ и проектирующее вполне «земные» сооружения, в том числе жилые кварталы, сочло, что на Молодежной Биеннале (а где же еще?) нужно как раз дать волю воображению и сделать концептуальное высказывание, а не скучную, прагматичную вещь.
Команда Рубена Аракеляна и Айка Навасардяна представила тонкие вертикальные структуры, собирающиеся из отдельных жилых ячеек, способных по воле их обитателей состыковываться с другими такими же или автономно и уединенно жить в ландшафте. WALL сами сделали изящный скульптурный макет из гипса, использовав в качестве опалубки для «пористого, пиксельного» ландшафта 10 пачек спагетти («два дня потом их от макета отдирали»). «Все выдающиеся архитекторы были визионерами», – с авансом резюмировало жюри, вручая награду.
Вторым «Специальным упоминанием» отметили проект с самой четкой модульной структурой. Из одинаковых «кубиков» Елена и Игорь Каширины сложили квартал, фактически сформированный одним зданием и обладающий всеми признаками комфортной жилой среды.
И еще один Специальный приз присудило Правительство Республики Татарстан – команде «2 Портала», пообещав привлечь ее к проектированию микрорайонов, которые будут строиться в регионе по программе АИЖК. Архитекторы из Воронежа перенесли на городской квартал привлекательный образ загородного поселка с частными домами.
Привлечет ли Первая Российская Молодежная Архитектурная Биеннале внимание к проблеме качества демократичного жилья в регионах в глобальном охвате, как на это надеятся некоторые эксперты, еще не известно. Но уже ясно то, что она блестяще справилось с другой поставленной задачей: открывать новые имена. О многих финалистах профессиональное сообщество услышало впервые. Их заметили чиновники, эксперты, коллеги, журналисты, и это существенно повысило шансы «выстрелить» и стать новой звездой отечественной, а потом, как знать, и мировой архитектуры. Все проекты финалистов были опубликованы в великолепно смакетированном и напечатанном каталоге под редакцией Анны Мартовицкой. А выставка проектов должна сначала переехать в Казань, а потом добраться и до Москвы.
И очевидно то, что Первая Биеннале уровнем организации задала очень высокую планку для всех последующих. Все детали, от личного участия Президента Рустама Минниханова в мероприятиях до брендированных такси и автобусов, развозивших гостей и участников, свидетельствовали о том, что принимать это событие для Республики Татарстан – дело чести и большая городость. Технопарк Иннополиса все три дня был заряжен правильной, вдохновляющей атмосферой. Деловая программа, в рамках которой около 1000 экспертов со всей страны обменялись опытом, как правило, заставляла делать трудный выбор между тремя дискуссиями, лекциями, кейс-сессиями и прочими интересными и полезными встречами. Для конструктивного диалога между профессионалами и начинающими специалистами, к чему стремились устроители, были созданы самые благоприятные условия. И теперь два года все сообщество будет ждать следующей серии, гадая, где она пройдет и какая тема станет новым вызовом для молодых талантов.
Подробнее о проектах финалистов: http://www.archplatforma.ru/?act=1&nwid=4215
13 апреля в Центральном Доме архитектора откроется фестиваль «Золотое сечение 2017». Союз московских архитекторов и куратор фестиваля Никита Асадов приглашают профессионалов вернуться к полемике о понятии «качество» в современном архитектурном контексте.
С 13 по 26 апреля Центральный дом архитектора станет главной площадкой Москвы для обсуждения актуальных и болезненных для профессионалов тем, таких как: что необходимо для создания полноценной архитектурной среды; какие меры должны предпринять государство, деловые круги и общество, чтобы поддержать архитектурное творчество; как обеспечить возрождение архитектуры, как основы культуры нации.
Взглянуть на тему по-новому поможет многообразие предлагаемых форматов. В программе фестиваля: выставки, исследования, лекции, экспертные площадки, архитектурные перформансы и дискуссии о качественном пространстве для жизни с участием теоретиков и практиков архитектуры, социальных инженеров, философов, медиа и культурных деятелей, девелоперов и чиновников.
Программу фестиваля откроет Круглый стол: «Качество принятия градостроительных решений» (13 апреля в 19.00), в котором примут участие Марат Хуснуллин, Сергей Кузнецов, Юлиана Княжевская, Сергей Скуратов, Юрий Григорян, Алексей Муратов. Круглый стол посвящен градостроительной политике Москвы, ее результатам и перспективам на ближайшие пять лет, а также роли архитектора в обсуждении и принятии ключевых решений, влияющих на пространственное развитие столицы.
Среди почетных гостей церемонии открытия:
- Марат Шакирзянович Хуснулин, Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства;
- Юлиана Владимировна Княжевская, Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы;
- Сергей Олегович Кузнецов, Главный архитектор Москвы, Первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы;
- Владислав Валерьевич Гордиенко, Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области;
- Кузьмина Александра Александровна, Первый заместитель начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области;
- Татьяна Николаевна Гук, Заместитель Председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, руководитель Управления архитектурно-художественного облика Москвы;
- Дмитрий Олегович Швидковский, ректор Московского архитектурного института;
Представителям СМИ можно будет пообщаться со спикерами в неформальной обстановке.
Ключевым событием фестиваля станет Смотр-конкурс на соискание премии «Золотое сечение».
В конкурсе участвует около 150 работ, выполненные московскими архитекторами, без привязки к географии проекта.
Высшая награда фестиваля — бронзовый барельеф со стилизованным изображением символа премии — вручается в двух разделах: «Проект»и «Реализация».
Церемония подведения итогов смотра-конкурса и награждение победителей состоится 20 апреля 2017г. в 19.00.
Премия, конференция и выставка, посвященные лучшим региональным проектам, в рамках АРХ Москвы 2017. Дедлайн подачи заявок — 20 апреля 2017 года.
Премия «Приметы Городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций», посвященный самым удачным российским региональным проектам, реализованным за последние 10 лет и доказавшим свою жизнеспособность, проводится уже во второй раз. Она традиционно сопровождается конференцией, собирающей специалистов со всей страны, и выставкой.
Проект рассматривает объекты в шести номинациях:
• Реновация и реконструкция
• Общественное здание
• Новое жилое строительство
• Общественное пространство
• Новые курорты
• Лучшая идея для городского развития
Заявки в лонг-лист проекта проходят премодерацию, после чего выкладываются на сайт, где формируют каталог лучших российских региональных практик.
В экспертный совет проекта «Приметы городов» входят представители КБ «Стрелка», «МАРШ», урбанисты, архитектурные критики, специалисты по брендингу и развитию городов, много работающие с российскими регионами.
В каждой категории предполагается два победителя: одного выбирает экспертный совет, второй выбирается путем открытого голосования на сайте проекта: www.primetygorodov.ru. Сроки и площадка вручения премии будут объявлены дополнительно.
Самые яркие проекты, номинированные на премию 2017 года, будут представлены в ЦДХ в рамках экспозиции проекта на «АРХ Москве», открытой для посещения 24-28 мая в дни «АРХ Москвы». Дискуссии проекта, посвященные самым интересным практикам и тенденциям в региональном девелопменте, пройдут 25 и 27 мая.
Прием заявок завершится 20 апреля 2017 года.
Подать заявку можно на сайте проекта по ссылке: http://primetygorodov.ru/zayavka2017/
Заявку может подать как автор проекта или команда, его реализовавшая, так и горожане, которые хотят рассказать о любимых местах.
В прошлом году победителями премии стали такие проекты как Воронежский Камерный театр и авторский отель «Бронзовый Кабан» в Воронеже, «Ельцин-центр» в Екатеринбурге, парк «Шамсинур» в Альметьевске (Республика Татарстан), Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге, реконструкция библиотеки Алвара Аалто в Выборге, природно-творческий кластер «Никола-Ленивец» в Калужской области, проект развития и благоустройства набережных системы озера Кабан в Казани, проект «Сердце города» в Калининграде, ЖК «Южный берег» в Красноярске, микрорайоны от компании «Брусника» в разных городах России, а также – параметрические архитектурные объекты от группы компаний «Несущие системы» из Новосибирска.
В этом году на премию претендуют: реконструкция Северо-Осетинской филармонии (в здании бывшей кирхи) во Владикавказе, государственный музей-заповедник «Куликово поле» в Тульской области, курортный комплекс Mriya Resort & Spa в Ялте, жилой район «Академический» в Екатеринбурге, отель «Высоко в горах» на Камчатке, город Иннополис в Татарстане (в частности, такие его объекты как университет, кампус, спорткомплекс), Московская школа управления Инновационного центра СКОЛКОВО, Технопарк, Университет и здание «Матрешка» в подмосковном Сколково, винодельня «Гай-Кодзор» в Краснодарском крае, Музей-хранилище коньячного завода «Альянс-1892» в Калининградской области, Академия ФК «Краснодар» в Краснодаре, ЖК «Актер Гэлакси» в Сочи, общеобразовательная школа №14 в городе Пушкино и другие. Ждем больше объектов в лонг-лист конкурса! Расскажите о вашем любимом здании, общественном пространстве или идее для развития вашего города всей стране!
Инициатор и организатор проекта – Коммуникационное агентство «Правила Общения».
Куратор – Юлия Зинкевич.
При поддержке выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва, Агентства стратегического развития «ЦЕНТР», РГУД, REPA, Британской высшей школы дизайна, компании «САРОС» (световые решения), Премий Urban Awards и ProjectNEXT.
Больше подробностей на сайте проекта: primetygorodov.ru
По всем вопросам пишите: primetygorodov@gmail.com
Голландскому архитектору Анне Холтропу вручили Пятую Международную архитектурную премию имени Якова Чернихова (1889-1951) «Вызов времени». Церемония награждения прошла в ноябре в Посольстве Королевства Нидерландов.
Премия имени выдающегося советского архитектора-художника вручается молодым архитекторам (возрастной ценз – 44 года) один раз в два года за лучшую архитектурную проектную концепцию, сочетающую новаторский ответ архитектора современности и одновременно профессиональный вызов будущему.
Лауреатом пятой Премии международного жюри под председательством Жоржа Хайнца, Франция, выбрало голландское архитектурное бюро Studio Anne Holtrop. Ее руководитель и основатель Анне Холтроп окончил Академию в Амстердаме в 2005 году, и уже в 2009-м основал свою компанию, открыв офисы в Голландии и Бахрейне. Анне проектирует как пространственные выставочные модели и временные павильоны, так и масштабные общественные здания. Первая реализованная работа – Музей Форт Вехтен вблизи Утрехта. Тогда же, в 2015 году, был построен Национальный павильон Бахрейна в рамках Всемирной выставки ЭКСПО в Милане. В 2017 году павильон, занявший на ЭКСПО второе место в категории «Лучшая архитектура павильонов от 2000 кв. м», будет перевезен в Бахрейн. А в Венеции завершается XV архитектурная биеннале, где Анне Холтроп вместе с женой и коллегой Норой Аль-Саех опять-таки занимались оформлением национальной экспозиции Королевства Бахрейн. Кроме того, с 2016 года по проекту Studio Anne Holtrop строится музей в Мухарраке.
Получить почетный диплом, серебряную медаль с изображением печати «Научно-исследовательской лаборатории архитектурных форм Я.Г. Чернихова» и сертификат на оригинальную работу Якова Чернихова из коллекции Фонда Анне Холтроп с Норой Аль-Саех приехали в Москву лично. Проведение торжественной церемонии награждения в посольстве «победившей страны» – одна из сложившихся традиций Премии, которую Посольство Королевства Нидерландов в России с готовностью поддержало.
Победителя и всех собравшихся гостей – представителей архитектурного и культурного сообщества – приветствовала сама посол Королевства Нидерландов, госпожа Рене Джонс-Бос. Она подчеркнула, что принимать у себя подобную церемонию – большая честь для Посольства. Что культура всеобъемлюща, как ничто другое, и в ней возможно то, что трудно или мало реально в политике. Наконец, что расцвет голландской архитектуры и дизайна, за которым сейчас наблюдает весь мир, во многом следствие государственной поддержки молодых талантов. Поэтому идеология премии для молодых архитекторов «Вызов времени» как нельзя лучше отвечает собственной философии Нидерландов развития международной культуры.
В своем вступительном слове Андрей Чернихов, президент Международного фонда имени Якова Чернихова, поблагодарил Посольство за гостеприимство и напомнил присутствующим, что так сложилась русская история, что основные познания о европейской архитектуре XVII-XVIII веков отечественные зодчие получали из привезенных Петром I, в том числе из Голландии, увражам – альбомам с гравюрами и архитектурными чертежами. Так в России сформировалась своеобразная визуальная архитектурная культура, что с особой очевидностью показали годы советского архитектурного авангарда. Якову Чернихову, как его ярчайшему представителю, принадлежат слова: «Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертание есть первая основа новой архитектуры». Слова, которые служат эпиграфом к Премии его имени.
После просмотра двух видеофильмов – о творчестве Якова Чернихова и об истории фонда и премии «Вызов времени» – слово взял председатель жюри 5-й премии, профессор архитектуры и урбанист Жорж Хайнц. Он поделился сложностями, с которыми столкнулись члены жюри, вынужденные выбирать из 77 талантливых коллективов лишь одного победителя. Однако, продолжив заданную Андреем Черниховым тему архитектурных фантазий, он отметил, что Анне Холтропу в своем творчестве удается превращать фантазию в реальность, игру ума – в игру света и тени, твердого и текучего, устойчивого и эфемерного. Кроме того, в своих поисках он часто ставит во главу угла проблемы формы, которая рождается в свободных художественных поисках, что для XXI века, прагматичного и ориентирующего архитекторов генерировать, прежде всего, некие смыслы – тоже серьезный вызов. Причем Анне интересны простые, «первозданные» формы, материально ощутимые и/или способные полностью подчиняться ландшафту, как его почти полностью скрытый под нулевой отметкой Музей Форт Вехтен вблизи Утрехта, конфигурация которого следует изолиниям рельефа. Нестандартное для нашего времени русло архитектурной мысли и обусловило победу голландского архитектора, для которого, по счастливой случайности, день вручения ему премии Якова Чернихова совпал с 39-м днем рождения.
Так что вручение серебряной медали, диплома, сертификата на подлинную работу Якова Чернихова из цикла «Основы современной архитектуры» (и, конечно же, торта!) стало для Анне Холтропа особенно торжественным моментом. Он признался, что для него это огромная честь, что его размышления о том, каким должен быть его собственный подход, начались со сравнения творчества Якова Чернихова и Казимира Малевича. Что формулировка «архитектор-художник», так подходящая Чернихову, близка и ему. А оказаться в свой день рождения почти что на родине, после долгих месяцев, проведенных в Бахрейне, – еще один дорогой для него подарок и сюрприз.
11 ноября в Москве в Центральном доме архитектора состоится лекция лауреата Пятой Международной архитектурной премии имени Якова Чернихова «Вызов времени» Анне Холтропа.
Руководитель и основатель Studio Anne Holtrop Анне Холтроп окончил Академию в Амстердаме в 2005 году, и уже в 2009-м основал свою компанию, открыв офисы в Голландии и Бахрейне. Анне проектирует как пространственные выставочные модели и временные павильоны, так и масштабные общественные здания. Первая реализованная работа, сразу же принесшая известность, – Музей Форт Вехтен вблизи Утрехта. Тогда же, в 2015 году, завершилось строительство по его проекту Национального павильона Бахрейна в рамках Всемирной выставки ЭКСПО в Милане. В 2017 году павильон, занявший на ЭКСПО второе место в категории «Лучшая архитектура павильонов от 2000 кв. м», будет перевезен в Бахрейн. Меж тем в Венеции завершается XV архитектурная биеннале, где Анне Холтроп вместе с женой и коллегой Норой Аль-Саех опять-таки занимались оформлением национальной экспозиции Королевства Бахрейн. Кроме того, с 2016 года по проекту Studio Anne Holtrop строится музей в Мухарраке.
С 2012 по 2016 год Анне возглавлял один из курсов в Институте Сандберга в Амстердаме, а с 2005 по 2013 редактировал архитектурный журнал «Oase». За свою карьеру был отмечен целым рядом наград, в том числе Фонда имени Мондриана и призом имени Шарлотты Колер от Культурного фонда Принца Бернхарда (2007).
По случаю своего прибытия в Москву на торжественную церемония награждения Пятой Международной архитектурной премии «Вызов времени» Анне Холтроп прочтет лекцию «Жест материи».
«Мне интересна так называемая архитектура возможностей, – говорит Анне Холтроп. – В моей работе я всегда начинаю с формы или материала, которые зачастую приходят извне и кажутся чужеродными. Однако я убежден, что на все можно взглянуть иначе, и что угодно может стать архитектурой. Я хочу быть свободным в поиске выразительных средств, чтобы потом заставить их играть нужную мне роль».
Единственная в России премия международного уровня в области архитектуры учреждена Международным Архитектурным Благотворительным Фондом имени Якова Чернихова /ICIF/ в 2005 году. Премия вручается молодым архитекторам (возрастной ценз – 44 года) один раз в два года за лучшую архитектурную проектную концепцию, сочетающую новаторский ответ архитектора современности и одновременно профессиональный вызов будущему. Вручение Пятой премии состоится 10 ноября 2016 года в Посольстве Королевства Нидерландов в Москве.
Место и время проведения лекции Анне Холтропа: 11 ноября 2016 года, Центральный Дом Архитектора (Москва, Гранатный пер., 9), Большой зал, 3-й этаж, 19 часов.
В рамках XXI АРХ Москвы впервые состоялись конференция, премия и выставка «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций». По итогам открытого и экспертного голосования победителями стали объекты из Санкт - Петербурга, Казани, Воронежа, Выборга, Калининграда, Красноярска, Екатеринбурга и Новосибирска.
Куратор и инициатор проекта «Приметы городов» Юлия Зинкевич, генеральный директор коммуникационного агентства «Правила Общения», открыла конференцию, отметив, что проект собрал 113 ярких кейсов со всей страны в категориях: новое жилое строительство, общественные здания, общественные пространства, реновация и реконструкция, новые курорты, идеи для городского развития. Проекты попадали в лонг-лист двумя путями: благодаря рекомендациям экспертов, а также по инициативе самих авторов. На премию номинировались объекты из всех регионов России, кроме Москвы.
В каждой из шести номинаций премии «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» было вручено по два приза. Один – по итогам он-лайн голосования на сайте www.primetygorodov.ru, второй – на основании выбора, сделаланного жюри, в состав которого вошли профессиональные архитекторы, урбанисты, журналисты, историки архитектуры и архитектурные критики.
В номинации «Новое жилое строительство» победителями открытого голосования стал ЖК «Южный берег» (Красноярск) за развитие городской среды и человекоориентированный подход.
В этой же номинации эксперты отдали победу проектам компании Брусника за передовые подходы к жилому строительству в регионах России.
Победителем открытого голосования в номинация «Общественное здание» стал Воронежский Камерный театр за хорошие спектакли в красивом здании.
В категории «Общественное здание» «Ельцин-центр» стал лучшим по мнению экспертов премии за создание самой яркой точки на культурной карте Екатеринбурга.
Благодаря активной поддержке посетителей сайта, по итогам открытого голосования абсолютным лидером по числу голосов в номинации «Общественное пространство» стал парк «Шамсинур» (Альметьевск). За создание общественного пространства, любимого горожанами.
В номинации «Общественное пространство» по итогам голосования экспертов премию получил Музей уличного искусства (Санкт-Петербург) за уникальный пример джентрификации территории и создание необычного городского общественного пространства.
Лучшим объектом в номинации «Реконструкция/реновация» по итогам онлайн голосования стал авторский Отель «Бронзовый Кабан» (Воронеж) за любовь к старым стенам.
Авторы проекта реставрации библиотеки Алваро Аалто получили премию по итогам голосования профессионального жюри — за эталонную реставрацию памятника архитектуры нового времени и за актуализацию имиджа города Выборга.
В номинации «Новые курорты» итоги открытого онлайн голосования и выбора экспертов совпали, премия дважды была вручена природно-творческому кластеру «Никола–Ленивец» (Калужская область) за создание атмосферного места, куда всегда хочется возвращаться.
Победителем открытого голосования в номинации «Лучшая идея для городского развития» был выбран проект развития и благоустройства набережных системы озера Кабан (Казань) за экологичное ландшафтное решение и раскрытие потенциала места.
Эксперты назвали лучшим в этой номинации проект «Сердце Города» (Калининград) за комплексный подход к преобразованию центра города и приданию ему новых смыслов.
Специальный приз был вручен организаторами группе компаний «Несущие системы» из Новосибирска за создание уникальной параметрической архитектуры, которая стала российским ноу-хау в строительстве.
Параллельно с конференцией с 19 по 22 мая прошла выставка «Приметы городов». Посетители смогли увидеть 14 городов России с неожиданных ракурсов. Составить путеводитель по стране устроителям выставки помогали дежурные по городам – местные жители, среди которых были журналисты, архитекторы, культурологи. Выставка рассказывала о местах и событиях, о которых зачастую молчат путеводители, но из которых и складывается уникальность городов. Экспозиция «Приметы городов» реализована при участии студентов-иллюстраторов с курса Виктора Меламеда Британской высшей школы дизайна, автор экспозиционного решения – архитектор Илья Мукосей. Помогала реализовать задуманное на светящихся абажурах – световая компания «Сарос» – партнер проекта.
Куратор проекта – Юлия Зинкевич, генеральный директор коммуникационного агентства «Правила Общения».
Продюсер конференции – Людмила Малкис.
Инициатор и организатор проекта «Приметы городов» – коммуникационное агентство «Правила Общения», соорганизатор – ARCHiPEOPLE [сообщество архитекторов, дизайнеров, творческих людей], компании «Сарос», компании Barlinek, а также компании ROCKFON. Стратегические партнеры проекта: REPA, ГУД, RRG, Urban Awards, Projectnext. Технический партнер – CEOFFICE, Milliken.
Подвел итоги 31 конкурс «Архитектура в перспективе» (Architecture in Perspective (AIP)) Американского общества архитектурных иллюстраторов (ASAI). Среди призеров оказался автор из России – Наталия Елисеева.
Конкурс Architecture in Perspective – один из главных международных смотров в области архитектурного рисунка. Он проводится с конца 1980-х и одним из его основателей является известный архитектор и художник Томас Шаллер, оказавший честь участвовать в Жюри «АрхиГрафики 2015-2016». Architecture in Perspective рассматривает как рисунки, выполненные от руки, так и произведения в смешанных или только цифровых медиа. Главный приз соревнования носит имя знаменитого архитектора-визуализатора Хью Ферриса, работавшего в первой половины XX века и прославившегося мрачноватыми изображениями нью-йоркских небоскребов, из которых родился кинообраз Готэма-сити, города Бэтмена. На сей раз премия памяти Хью Ферриса (Hugh Ferriss Memorial Prize) досталась японскому автору Этсуко Сато, работу можно увидеть по ссылке.
Другие важные номинации конкурса – Formal Rendering Award и Informal Rendering Award. Разница между ними – не в технике и не в теме рисунка. Заказные визуализации к крупным проектам попадают в первую категорию, камерные рисунки, которые архитектор выполняет скорее для себя, чем для заказчика, что не исключает их репрезентативных возможностей, относятся ко второй. Архитектор Наталия Елисеева представила рисунок-инспирацию к романтичному проекту квартиры, в которой можно принимать ванну, наслаждаясь видами на город. Очевидно, к победе в «неформальной» номинации эту работу привел неформальный подход автора к интерьеру, обаяние воспроизведенной обстановки и мастерство рисунка. Вручение премий AIP 31 состоится во время осенней конференции ASAI, которая пройдет в Бостоне с 28 сентября по 2 октября.
Напомним, что и в прошлом году среди призеров конкурса были наши соотечественники, члены жюри АрхиГрафики – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и архитектор Сергей Чобан.
Наталия Елисеева не раз становилась призером конкурсов рисунка, включая проект «АрхиГрафику», в рамках которого в прошлом году получила звание лауреата и участвовала в выставке на АРХ Москве. Она окончила с отличием Московский Архитектурный институт (МАрхИ). Первый профессиональный опыт в архитектурной практике получила в Великобритании, в частной архитектурной фирме. Преподавала в Московском Архитектурном институте. Работала архитектором в управлении «Моспроект-2». Член Союза Архитекторов. Лауреат премии Фестиваль Дизайна На Брестской «Под крышей дома» (1-е и 2-е места). Автор ряда построек (здание МОСЭНЕРГО, жилой дом в переулке Капранова и др.), частных жилых домов и интерьеров.
Работы победителей и лауреатов AIP 31 можно увидеть здесь: http://www.asai.org/Aip31SelectedEntries
Сайт Американского общества архитектурных иллюстраторов: http://www.asai.org
Проект «Приметы Городов» собирает лучшие российские региональные практики в области девелопмента и реноваций, реализованные за последние 10 лет и доказавшие свою жизнеспособность. Они будут представлены в формате выставки, премии и конференции в рамках 5 Московской Биеннале Архитектуры и АРХ Москвы-2016 с 18 по 22 мая в ЦДХ.
В поле общественного и профессионального внимания, как правило, находятся проекты, реализованные в пределах Москвы и Санкт-Петербурга, а уникальные передовые инициативы, успешно осуществляемые в регионах, чаще всего остаются неизвестными широкой аудитории. Инициаторы проекта «Приметы городов» решили изменить эту ситуацию и пополнить девелоперскую и туристические карты России информацией о малоизвестных пока проектах, которые можно уверенно назвать новыми приметами российских городов.
В настоящий момент лонг-лист номинантов на премию дополняется и корректируется. Но уже сегодня в нем много ярких проектов со всей страны, предложенных экспертами. Вот только некоторые из них: реконструкция гостиницы «Арктика» в Мурманске, реновация библиотеки Алвара Аалто в Выборге, редевелопмент промзоны, создание центра современной культуры «Заря» во Владивостоке, реконструкция «Арсенала» в Нижнем Новгороде, обустройство парка «Алые паруса» в Воронеже и парка «Дружба» в Ульяновске, реновация «Новой Голландии» и создание музея стрит-арта в Санкт-Петербурге, «Ельцин центр» в Екатеринбурге, стадион ФК «Краснодар» в Краснодаре, Центр водных видов спорта в Казани, аэропорты – «Куромоч» в Самаре и «Стригино» в Нижнем Новгороде, новое здание Камерного драматического театра в Воронеже. Новые курорты: «Дача Винтера», «Никола-Ленивец», «Конаково Ривер Клаб», «Роза Хутор» и др. А также новые жилые комплексы, с нестандартным или особенно качественным подходом к строительству. Это объекты девелоперской компании «Брусника», ЖК «Европея» в Краснодаре и др.
Присылайте информацию об успешных региональных проектах, сочетающих качественную архитектуру, принципы социальной ответственности и инвестиционную привлекательность, а также информацию о хороших идеях для развития городской среды на адрес primetygorodov@gmail.com.
Лонг-лист проектов будет опубликован на сайте primetygorodov.ru. Представители самых ярких из них будут приглашены к участию в конференции, которая состоится 19 мая 2016 года в рамках «Регионального дня» на АРХ Москве. Конференция соберет руководителей и топ-менеджеров девелоперских компаний, урбанистов, архитекторов и градостроителей со всей России.
В рамках конференции «Регионального дня» будет обсуждаться спектр успешных региональных практик в категориях:
• Реновация и реконструкция
• Общественные пространства
• Новое жилое строительство
• Общественное здание
• Новые курорты
• Лучшая идея для городского развития
Выставка – еще одна из частей проекта «Приметы городов», не оставит без внимания и «старые» приметы, делающие один город не похожим на другой. Она развернется в 26 зале ЦДХ.
Организаторы проекта «Приметы городов» – коммуникационное агентство «Правила Общения», сообщество ARCHiPEOPLE.
Партнеры – Британская высшая школа дизайна, компания «САРОС» (световые решения).
Куратор проекта – Юлия Зинкевич
Продюсер конференции – Людмила Малкис
Дизайн экспозиции выставки «Приметы городов» – Илья Мукосей
Увидеть полный набор удачных региональных проектов и проголосовать за понравившиеся, а также посмотреть расписание круглых столов на конференции «Регионального дня» можно будет после 10 мая на сайте проекта http://primetygorodov.ru/
На новую номинацию премии Эко_Тектоника`2016 принимаются проекты средовых инсталляций с возможностью реализации объектов-победителей.
Оргкомитет национальной премии в области экологической архитектуры и строительства «Эко_тектоника`2016» объявляет начало приема заявок в новую творческую номинацию для молодых специалистов. Ее куратором выступает известный российских архитектор Владимир Кузьминым. Номинация «Все ясно!» акцентирует внимание российских архитекторов и дизайнеров на актуальности освоения концепции устойчивого развития и способствует ее творческому осмыслению.
В качестве заявки участникам конкурса предлагается разработать проекты средовых инсталляций, буквально или концептуально выражающих идею преобразования модели бытового поведения (или потребления) человека и формируемой им среды с учётом базовых аспектов устойчивого развития (УР).
В ходе промежуточного отбора победителей в конце мая будут отобраны 10 лучших инсталляций, авторы которых в сопровождении группы поддержки будут приглашены в экопарк «Ясно Поле» для участия в Летней школе зелёной архитектуры и реализации своих работ на территории экопарка. Проживание, питание и участие в уникальной учебной программе по эко-строительству победителям предоставляется за счет организаторов.
Летняя школа зелёной архитектуры состоится с 27 июня по 1 июля (с понедельника по пятницу) в экопарке «Ясно Поле». Ежедневно в первую половину дня участники проекта будут заниматься возведением своих инсталляций, а после обеда для них будет организована полноценная учебная программа, направленная на освоение теоретической базы, а также – практических принципов и подходов экологической архитектуры и строительства. В качестве спикеров будут привлечены самые продвинутые российские эксперты и иностранные эксперты в области зелёного строительства, а также продемонстрированы новейшие высокие решения и технологии. По окончанию мероприятия его участник получит диплом о прохождении образовательной программы по экологическому строительству.
Презентация возведенных инсталляций состоится в день открытия open-air фестиваля зелёной архитектуры и технологий «Эко_тектоника`2016», куратор номинации совместно с жюри определят первых трех победителей, награждение которых пройдет в рамках общей торжественной церемонии награждения победителей главной национальной премии в области зелёной архитектуры и строительства «Эко_тектоника`2016» вечером 2 июля. После окончания мероприятия возведенные инсталляции останутся на территории экопарка «Ясно Поле» и составят начальную часть его средовой концепции.
Более подробно об условиях подачи заявок в данную номинацию можно прочитать здесь.
Чилийский архитектор, куратор предстоящей Венецианской архитектурной биеннале Алехандро Аравена получил Притцкеровскую премию 2016 года. Общественность расценила это как утверждение смены архитектурной парадигмы.
К 48 годам у Алехандро Аравены, основателя компании Elemental, cложился позитивный образ героя с горящим взором, самоотверженно борющегося за лучшее качество жизни. Свое отношение к архитектуре как к полю битвы он сделал темой 15-й Архитектурной биеннале, которая пройдет в Венеции с 28 мая по 27 ноября под заголовком «Репортаж с фронта». Решение авторитетного жюри Притцкеровской премии мировую архитектурную общественность не разочаровало, но всколыхнуло. Среди претендентов были такие «зубры», как Стивен Холл, Сантьяго Калатрава, Дэвид Чипперфильд, Кенго Кума, Моше Сафди. В выборе в пользу Аравены увидели (см. комментарии к соответствующему посту в фейсбуке ArchDaily) очередное подтверждение тому, о чем заговорили еще во время мирового финансового кризиса, начавшегося в конце 2008 года: «звездная» архитектура отходит на второй план, уступая место архитектуре социальной направленности. Именно за ее возрождение, о чем открыто говорится в официальном заявлении жюри, чилиец и получил «Притцкера».
Не так давно Аравена приезжал в Москву и обозначил свои профессиональные позиции в публичном разговоре с Кириллом Ассом, состоявшемся в Образовательном центре МСК «Гараж». Сооснователь Еlemental говорил о том, что здания, которые проектирует его команда, могут отвечать на вопросы климата, бюджета, функциональности, потребностей социума. Форма рождается из совокупности этих и множества других факторов, но никогда не бывает определяющей. А если она при этом получается провокационно «неправильной», как в проекте «Сиамских башен», так за этим стоит просчитанная необходимость диагонально нарезать стекло в целях его экономии и замаскировать потенциальные ошибки строителей: когда все здание «кривое» несколько «криво» вставленных стекол – допустимая погрешность.
Архитектор при этом, по-мнению Аравены, права на ошибку не имеет, особенно в проектировании социального жилья. Он постоянно сравнивает этот процесс с нейрохирургической операцией. Последствия неправильных решений и действий могут оказаться необратимыми и катастрофическими. Проект бюджетного комплекса в чилийском городе Икике, реализованный Elemental в середине «нулевых», стал настоящей революцией в своей типологии. Средств, субсидированных государством, хватало на обустройство жилья площадью 40 кв. м. на семью. Предполагая, что этого для нормальной жизни семье даже из трех-четырех человек маловато, архитекторы спроектировали 40 кв. м. как половину дома, оставив место для второй половины, которую жильцы когда-нибудь смогут достроить сами, чем многие из них воспользовались. После по такой схеме был построен целый ряд комплексов. Работу в этом направлении Аравена и его коллеги начинали фактически как волонтеры и около года, пока не нашлись спонсоры, трудились бесплатно, хотя Алехандро полагает, что проектировщики социального жилья должны получать самые высокие гонорары.
Имея в портфолио немало объектов выразительного, запоминающегося облика, Аравена считает более важным показателем уровня жизни в городах не здания, а пространства между ними. Чем больше бесплатных, осмысленных территорий, доступных горожанам, тем им комфортнее. Так, на его взгляд, проявляется в архитектуре настоящая демократия.
Венецианскую биеннале архитектуры Аравена считает лучшей трибуной для донесения тем и идей, волнующих тех, кому на ней дали слово, до всего мира. Как куратор он планирует развернуть дискурс, который будет интересен всем, а не только узкому кругу профессионалов. Что из этого получится, узнаем совсем скоро.
Фото предоставлены пресс-службой The Pritzker Architecture Prize
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.