Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
На площадке Pinwin.ru прошел конкурс «LG SIGNATURE: Эстетика современного интерьера». Победитель — Арсений Леонович, руководитель архитектурного бюро Panacom — в своем концепте Unité d'Habitation 2020 выразил философию жилья недалекого будущего.
Согласно заданию, участники должны были представить на конкурс образы благоприятной жилой среды с интеграцией одного или нескольких продуктов бренда премиум-класса LG SIGNATURE (подробнее о нем здесь). Арсений Леонович придумал не просто интерьер, в котором разместилась вся техника, представленная в линейке на данный момент — телевизор, холодильник, стиральная машина, климатический комплекс, но целую философию жилого пространства, актуального, по его мнению, в ближайшем будущем, когда границы внешнего и внутреннего станут еще условнее.
Название проекта отсылает, как минимум, к двум революционным «жилым единицам» (L’unite’ d’habitation) Одна – марсельский 17-этажный комплекс Ле Корбюзье (1950), эксперимент по тотальному, вплоть до встроенной мебели в квартирах 27-типов, обустройству среды обитания человека, где важными принципами были компактность, рациональность и многомерность пространства. Вторую итальянский дизайнер-футурист Джоэ Коломбо показал в рамках выставочного проекта «Визиона-1969». Он явил миру интерьер-систему, где преобладали «умные вещи» – предметы-трансформеры из новейших синтетических материалов: контейнеры для хранения, подвесные книжные полки со встроенным полукруглым телевизором и светильниками, тахта из пуфов с интегрированным кофейным столиком и тому подобное. Интерьер Коломбо – история про мобильность, эргономику и полифункциональность, про новый раскрепощенный и неформальный образ жизни. А неоновая подсветка и обтекаемые формы мебели создавали модную в то время космическую атмосферу.
Автор Unite’ d’habitation 2020 вспомнил концепции предшественников и развил в своем проекте идею, провозглашенную еще Фрэнком Ллойдом Райтом: «Лучшие квартиры — это такие квартиры, в которых есть встроенная мебель, являющаяся единой частью целого». Правда, придуманное Леоновичем жилое образование трудно назвать квартирой, и уж в нем точно нет дефицита квадратных метров. Есть сочетание камерности и простора, рациональности и роскоши в том смысле, в котором ее может понять современный, нестандартно мыслящий человек.
Круглая жилая «капсула», оснащенную «умной» техникой LG SIGNATURE, встроена в огромный ангар. Возможно, это мастерская или арт- галерея или что-то еще. При этом внутри ядра с прозрачными и полуоткрытыми, но при необходимости закрывающимися глухими панелями стенами сосредоточены функции бытовой активности – кухня, столовая, мини-прачечная, а зоны релакса – спальня и гостиная – вынесены на территорию лофта. При необходимости капсулу с главными опциями «жизнеобеспечения» можно транспортировать в другое место.
Легко представить обитателями такого жилища людей творческих, гостеприимных, без комплексов и страхов перед большими открытыми пространствами. Но на то он и концепт, чтобы намечать общие контуры. А наполнены они могут быть по-разному при том, что основой является «умная» бытовая техника, повышающая качество жизни.
Ультратонкий телевизор, холодильник, позволяющий увидеть, что у него внутри, не открывая дверцу, стиральная машина с двумя барабанами и компактный климатический комплекс, очищающий воздух, органично и почти незаметно вписались в это пространство. Но на самом деле именно их стильный минималистичный облик послужил отправной точкой для всего проекта. По словам Арсения, такая ситуация вполне может стать в скором времени определяющей – интерьерный дизайн будет рождаться из технологий. Особого внимания достойна не только визуализация концепции, но и описывающий ее манифест:
«Со времен промышленной революции Дизайн решает важную задачу перевода с языка технических и инженерных концепций на понятный и осязаемый язык форм. В 21 веке мы все становимся свидетелями перестановки полярностей – содержание любой формы (наполнение, контент, информация) становится во многом значительнее самих форм – упаковок этих кодов и смыслов. Самые замечательные сдвиги мы наблюдаем почти ежедневно в системе микрореволюционных находок ответственных и передовых компаний, мыслящих будущим, воплощающих прогнозы! Дизайн первой четверти 21-го века – сейсмограф тектонических изменений, меняющих быт, поведение, пространства, повседневности.
Скорость отклика, адаптивность, обучаемость, чувствительность (а уже скоро, наверное, и чувственность) мы делегируем нашим завтрашним соседям по планете – бытовой технике и домашним роботам. Они же, в свою очередь, все сильнее влияют на привычную атмосферу и форму обиталища – жилища, интерьеры отдыха и работы. Концептуальная жилая капсула содержит в себе полный набор естественных функций 24/7.
В центре сосредоточения пространства жизни ближайшего будущего – бытовые электронные помощники, работающие по новым принципам, предвидящие наши желания. Настолько же незаметные, насколько и незаменимые. Мы привыкаем к ним не благодаря формальным изыскам, ярким выделяющимся или дорогим элементам дизайна, а именно благодаря их сущностному наполнению, без которого нам , чем дальше, тем сложнее будет представить свою счастливую жизнь.
Главное становится очевидным – масштаб, свобода, воздух, образность пространств, возможность выбора и персонализация ответственности. Мы заново открываем свои желания и истинные эмоции, остальное дело новой техники. PS. Площадь концептуального жилого павильона, содержащего в себе холодильник LG LSR100RU, телевизор OLED65W7V, стиральные машины LSWD100 и климатический комплекс LSA50A в остекленном периметре – 150 кв. метров. Лофт-пространство индустриальной эры 19-20 века – от 500 до 2000 квадратных метров».
В Центральном павильоне ВДНХ проходит выставка «Космос. Рождение новой эры». Особого внимания достоин светодизайн экспозиции, подчеркивающий уникальные экспонаты, – проект авторского коллектива под руководством Оксаны Ланикиной.
Выставка «Космос. Рождение новой эры»
Организаторы: Политехнический музей, ВДНХ, РОСИЗО
При поддержке ГАЗПРОМБАНК и РОСГОССТРАХ
Павильон №1 «Центральный». ВДНХ
11 июня 2016 года – 10 января 2017 года
Дизайн экспозиции: архитектор Алексей Кононенко, творческая мастерская «Обледенение архитекторов»
Световой дизайн: Оксана Ланикина (руководитель проекта), Наталья Шальнева, Артём Масорин, Дмитрий Ермошкин.
Влияние света на восприятие архитектурной формы и пространства трудно переоценить. С особой силой оно ощущается на выставках, демонстрирующих объемные объекты, скульптуру, современное искусство и паблик-арт. Профессионально выстроенный световой сценарий не только отвечает за законченность экспозиции и визуальную доступность ее информации, но и позволяет зрителю получить эмоции, без которых любая выставка теряет смысл.
Выставка «Космос: рождение новой эры» – пример экспозиции, в которой светодизайн играет едва ли не ключевую роль. Она стала продолжением нашумевшего в прошлом году в Великобритании проекта «Cosmonauts: Birth of the Space Age», задуманного лондонским Музеем науки еще в 2011 году. Благодаря партнерству с «РОСИЗО» и Политехническим музеем кураторам удалось собрать совершенно уникальную коллекцию экспонатов: скафандры первых космонавтов, спускаемые аппараты, межпланетные посадочные модули, редкие архивные документы, личные вещи Сергея Королева и Юрия Гагарина.
Под московскую экспозицию был отведен знаменитый Центральный павильон ВДНХ, служащий своеобразной визитной карточкой выставки, но, к сожалению, находящийся не в лучшем состоянии сохранности и еще только ожидающий комплексную реставрацию. Специфика пространства павильона заставила организаторов пересмотреть концепцию общего дизайна экспозиции и подготовить решение, отличающееся от лондонского.
По задумке архитектора Алексея Кононенко знакомство с артефактами на площадке ВДНХ должно было пройти в антураже лунного пейзажа. Это значит, что все экспонаты должны быть представлены в черно-белой гамме, освещаться с одной стороны, отбрасывая резкую тень. Но из-за архитектурных особенностей помещения команде светодизайнеров под руководством Оксаны Ланикиной, преподавателя курса «Световой дизайн» в Архитектурной школе МАРШ, пришлось пойти против воли архитектора и отказаться от театральности.
«Уже на этапе моделирования, мы поняли, что имеем дело с фантастическими экспонатами, – рассказывает Оксана Ланикина. – При ярком свете становится видна их история, например, у спускаемых аппаратов это обгоревший при прохождении через атмосферу металл. Каждый экспонат уникален, и мы работали с каждым из них индивидуально, подчеркивая разные материалы и акцентируя детали, от старой изоленты до названий, которые выведены на объектах кисточкой специальным шрифтом».
Проблема заключалась в том, как выделить экспонаты, которые, действительно, хочется рассматривать очень долго, и скрыть недостатки обветшавшего помещения. Было принято решение затемнить пространство, сделать его контрастным и с цветовыми эффектами. За основу взяли светодиодные технологии. На практике выяснилось, что цветные светодиоды «выжигают» пространство, делают его плоским, полностью синим или красным. Тогда применили белые светодиоды с оранжевым и синим фолиевыми фильтрами. Это позволило слегка тонировать стены, оставляя нетронутой фактуру. Благодаря такому решению цвет оказался менее интенсивным, появилась необходимая глубина пространства.
Любопытно, что интуитивно выбранные цвета, на которых выстроено освещение (белый, оранжевый, синий), присутствуют на фотографиях из космоса. И вместе с музыкой, звучащей из динамиков и напоминающей мотив из «Соляриса» Тарковского, они делают свое дело – погружают в атмосферу холодного космического пространства.
В каждом из шести залов выставки сделаны особые световые акценты, при этом каждый экспонат, а их более 38, не считая тех, что находятся внутри витрин, прорабатывался отдельно. На каждый объект приходится по 3-4 диммируемых светодиодных светильника, все они размещены под особым углом, и на каждом из них установлен свой корректирующий фильтр.
Самой интересной частью работы, отмечает один из специалистов светодизайнерской команды Артём Масорин, была как раз настройка осветительного оборудования. «Поскольку изначально не было возможности поработать с объектами, то все решения по их освещению приходилось принимать на ходу. Это и нацеливание светильников, и поиск правильных углов, и установка фильтров для устранения ослепляющего эффекта и изменения цветовой температуры светильников, и выявление и передача определенных цветов объектов».
Если учесть, что у светодизанеров не было возможности выстроить фермы, то найти нужный ракурс оказалось трудной задачей. К тому же были жесткие ограничения по срокам реализации проекта. «Нам было отведено всего две недели на подготовку и десять дней на монтаж. В конце мы работали 32 часа без перерыва», – объясняет Оксана Ланикина.
Музейное освещение считается наиболее сложным из всех видов освещения и требует известной изобретательности, а в проекте, готовящемся в авральном режиме, ответственность за результат становится, пожалуй, ничуть не меньше, чем перед подготовкой запуска ракеты в космос.
Необходимость действовать быстро в рамках ограниченного бюджета вынудила идти на разные светодизайнерские хитрости – многие светильники были сделаны своими руками. «Некоторые объекты невозможно было осветить ни сверху, ни снизу, требовался боковой свет, и работающий с нами в команде промышленный дизайнер Дмитрий Ермошкин придумал специальные телескопические трубки, которые можно регулировать по высоте экспоната. Через них пропущены кабели, сверху трубок закрепили подвижные штативные головки от фотоаппаратов, благодаря которым удалось разместить светильники под нужным углом», – рассказала светодизайнер Наталья Шальнева.
Активно использовались светодиодные ленты Mix White без рассеивателя, позволяющие получить тени с переходом от холодного к теплому свечению. «Когда мы моделировали освещение, оказалось, что холодный свет «упрощает» старый металл, он становится плоским, а теплый – старит его. Был риск, что при использовании светодиодных лент возникнут блики, но все сложилось. Обычному глазу эту игру цвета не различить, а смотришь – и экспонат кажется объемным, потому что его тень состоит из теплых и холодных оттенков», – говорит Оксана Ланикина.
Особенно хорошо эту работу разных светодиодов и корректирующих фильтров видно на представленной модели Лунахода-1, который буквально врезается в память. Но он только готовит посетителя к финальной точке экспозиции – Лунному кораблю, точнее посадочному модулю корабля ЛК-3, который так никогда и не прилунился, а теперь стоит под куполом с эффектом небосвода.
«Чтобы купол стал синим, снова пришлось изобретать, – рассказывает Артём Масорин. – На этот раз пришлось разрабатывать специальные крепления для цветных фильтров на существующие металлогалогенные лампы, чтобы избежать их плавления от жара. Для того, чтобы их закрепить, нужно было ползать под потолком по узкому бортику шириной где-то 40 см». Заметим, что высота здесь 50 метров!
Анализируя любую выставку, всегда убеждаешься, что проект освещения состоит не просто из обязательной технической части. Главным оказывается творческое осмысление тематики экспозиции и специфики экспонатов, в результате которого рождается уникальный дизайн. О чем этот проект? О том, что иногда светодизайнер вынужден идти против воли архитектора, о важности вовремя найти консенсус, о том, что ограничения бюджета не является помехой на пути создания интересной запоминающейся экспозиции, о том, что свет, как и космос, бывает очень разным и его необходимо изучать.
Кадры с монтажа выставки
Осенью 2016 года Архитектурная школа МАРШ запускает новый образовательный курс «Световой дизайн», на котором у студентов будет возможность научиться работать со светом, с такой же выразительностью и мастерством, как это удалось команде профессиональных дизайнеров под руководством одного из преподавателей курса Оксаны Ланикиной.
Подробнее о специфике курса можно узнать на сайте школы МАРШ march.ru/courses/svetovoy-dizayn/
Архитектурное бюро Woods Bagot реализовало в сиднейской штаб-квартире компании Fujitsu самую актуальную на сегодня схему организации офисного пространства: привычных рабочих мест здесь просто нет.
Представительство в странах Океании крупного мирового производителя компьютерных систем занимает пять этажей в новом здании на северо-западе Сиднея. Общая площадь помещений составила около 9000 кв.м. Архитекторы стремились отразить в планировочных и декоративных решениях и японские корни компании, и ее работу в сфере современных коммуникационных технологий, и открытость во взаимоотношениях с клиентами.
Условно концепцию можно назвать «проворная работа». И для ее создания архитекторам пришлось провести серьезное исследование структуры рабочих мест и схем взаимодействия внутри компании, а так же вовлечь самих сотрудников в процесс формирования будущего офиса. В основе концепции система управления персоналом, ориентированная, прежде всего, на оценку результата, а не контроль за исполнением. Поэтому никаких постоянных столов у сотрудников нет. Вместо них гибкие рабочие зоны и места взаимодействия, оборудованные по последнему слову техники.
Центром офиса стала эффектная просторная лестница, собирающая воедино все пространство и обеспечивающая высокий уровень коммуникации. Вокруг нее свободно расположены самые различные зоны: кухни, места отдыха и взаимодействия, рабочие островки. На каждом этаже есть возможность работать стоя или сидя, уединенно или в команде, сосредоточенно или расслабленно. Между рабочими зонами оборудованы специальные места пересечения и взаимодействия.
В оформлении интерьера, довольно спокойном в целом, использован линейный декор, напоминающийсложенную бумагу и отсылающий к традиционному японскому искусству оригами. А также – деревянная отделка разных оттенков: «дымчатый дуб» в клиентских переговорных и дерево более светлых и средних тонов в общественных зонах. Многие предметы, как, например, деревянная же стойка рецепции, выполнены на заказ специально для этого проекта.
Офис Fujitsu в Сиднее ориентирован прежде всего на сотрудников и клиентов. Созданное архитекторами Woods Bagot пространство не ограничивает и разделяет, а, наоборот, объединяет пользователей и предоставляет им бесконечную свободу выбора как, где и когда работать. Последние исследования показывают, что такой подход позволяет существенно повысить эффективность и лояльность персонала. При условии, конечно, что сотрудники принимают новый подход к работе и организации пространства и знают, как использовать все его возможности.
Официальный сайт архитектурного бюро: woodsbagot.com
В одном из наиболее оживленных районов Сан-Франциско архитектурное бюро Design Blitz приспособило историческую коммерческую башню под офис популярной компании Zendesk, специализирующейся на поставке программного обеспечения. Но двери обновленного здания открыты для всего города.
Для размещения престижной компании и место было выбрано под стать – центральная часть улицы Маркет-стрит, рассекающей город с юга-запада на северо-восток. На ней невозможно найти двух одинаковых зданий, и, не смотря на это, историческое здание Eastern Outfitting Co с двумя его коринфскими колоннами, обрамляющими стеклянный эркер, заметно выделяется на фоне западно-американской функциональной архитектуры.
Фасад сохранен в первоначальном виде, единственным нововведением явилось современное освещение. Технологически прогрессивные LED- светильники удачно оттенили классические элементы, превращая в темное время суток офис в архитектурный «маяк» района Мид-Маркет.
Решив ничего не менять снаружи, внутри новые владельцы произвели практически полный «апгрейд». Перед архитекторами стояла задача – создать атмосферу спокойного офиса, не перегруженного угнетающей деловой напряженностью, характерной для большинства бизнес-центров. Также требовалось выразить ценности бренда: скромность, простоту, доступность и открытость деятельности.
Обновленное здание не только служит главным офисом для Zendesk, но и социальным центром для местных компаний малого бизнеса, и местом досуга жителей близлежащих кварталов. Открыв свой дом для самых разнообразных посетителей, компания как бы показывает демократичность своей деятельности, доступность своей продукции самым широким слоям общества.
Первый и второй этажи здания выполнены как большие открытые пространства, предназначенные для организации различных мероприятий: презентаций, выставок, показов мод и пр. сторонними компаниями. Центром притяжения посетителей стала широкая лестница между этими этажами, напоминающая подиум и служащая местом встреч или для показов дефиле.
Внутренние пространства спланированы дифференцированно — разной высоты и площади. Для этого были использованы дополнительные подвесные потолки, акустические перегородки, изготовленная по индивидуальному заказу офисная мебель и пр.
Есть место в Zendesk-центре и где можно перекусить. Тут не возбраняется придти со своей едой, а посуда и ложки-вилки найдутся на общественной кухне.
Общая полезная площадь после перестройки – 7 500 кв. метров, стоимость работ 9, 5 млн. долларов, срок сдачи объекта – июнь 2014 года.
Официальный сайт архитектурного бюро: designblitzsf.com
Стремительный рост популярности американского сайта комедийных короткометражных роликов Funny or die заставил управляющую им одноименную компанию искать новые офисные помещения для своего быстро разрастающегося штата. Бюро Clive Wilkinson Architects превратило весь офис молодой и амбициозной команды в эффектную съемочную студию, не забыв при этом создать комфортные условия и для рутинной каждодневной работы, и для творческих «мозговых штурмов».
Новый офис позволил объединить под одной крышей сразу три команды, дав дополнительные возможности для дальнейшего развития проекта. Здесь же «поселились» головная фирма Gary Sanchez Productions и дочерняя Gifted Youth. Архитекторам надо было не просто увеличить число переговорных и аппаратных, создать дополнительные зоны хранения и заложить возможность будущего роста, но и найти наиболее точный подход, индивидуальный для каждой из трех компаний.
Помещения общей площадью 2323 кв.м занимают часть первого и второй этажи современного офисного здания, выстроенного на историческом участке в западном Голливуде. Вход во все три офиса один. И сразу архитекторы стараются создать впечатление, будто работы еще не закончены, а только в самом разгаре: перфорированные панели, прессованная стружка, открытые бетонные поверхности пола, стен и потолка, выставленные напоказ части металлоконструкций, болты и заклепки.
Такой «сырой» имидж, по мнению архитекторов, наиболее уместен для успешного и динамично развивающегося стартапа. К тому же бюджет проекта был довольно скромен. Пятна ярких корпоративных цветов, желтого и голубого смотрятся на этом фоне еще более активно и смело. Стеклянные объемы переговорных помогают структурировать открытые зоны в центральной части офиса. В них расположены подразделения, для сотрудников которых критически важно свободно коммуницировать в процессе работы. По периметру находятся более закрытые помещения для спокойной индивидуальной работы.
Но кроме стандартных для любого офиса зон в этом проекте много специфических помещений: реквизиторские, монтажные, аппаратные звукозаписи, гримерные рассредоточены по всему офису. Отдельно устроен большой съемочный павильон с хорошей звукоизоляцией и смонтированным по кругу огромным зеленым экраном для комбинированных съемок.
Официальный сайт архитектурного бюро: clivewilkinson.com
С 2014-го года в Ирландии обосновалось европейское представительство Airbnb. Заядлым путешественникам хорошо знаком этот сервис, позволяющий снять место для ночлега – от надувного матраса до виллы во многих точках земного шара. Работа компании основана на доверии и открытости, что нашло свое отражение в решении интерьеров, выполненных архитектурным бюро Heneghan Peng architects.
Основанное в Нью-Йорке, бюро передислоцировалось в Дублин в 2001 году и охватывает в своей работе широкий спектр архитектурной деятельности, включая урбанистику и ландшафтный дизайн. К слову, именно это бюро выиграло конкурс на проект нового здания ГЦСИ, которое планируется возвести на Ходынском поле в Москве.
Офисное помещение площадью 2000 кв. метров расположено на одном уровне и представляет собой единое пространство, просматриваемое насквозь и зонированное с помощью специальных объектов. Это, прежде всего, переговорные, решенные в виде кубов или, скорее скобок, т.к. две стены у объемов стеклянные и тем самым дематериализованные.
Кубы поставлены вдоль центральной оси помещения и задают в вытянутом офисном пространстве ритм. Снаружи переговорные отделаны одинаково – демократичными осб-плитами; внутри отделка варьируется и решена в более солидных материалах. Переговорные названы именами городов со всего мира, среди них выделяется «Амстердам». Он состоит из одного стационарного и одного мобильного кубов, позволяющих трансформировать эту переговорную из одной в две полностью изолированные.
Другой заслуживающий внимания объект или, скорее, экспонат в офисе – это скамья длиной 12 метров. Ее дизайн был разработан в бюро Heneghan Peng для павильона Ирландии на Венецианской биеннале 2012 года. Скамья состоит из шести независимых частей, каждая из которых снабжена механизмом, позволяющим поворачивать эти фрагменты в вертикальной плоскости, регулируя таким образом высоту отдельных частей скамьи по отношению друг к другу.
Сотрудники охотно используют скамью для неформального общения, как и небольшой деревянный амфитеатр, задуманный одновременно как место общих собраний и пространство для релаксации. Для перерывов предназначены и небольшие ниши с наружной стороны переговорных комнат.
Дизайн ресепшн-зоны призван связать интернациональный характер интерьера офиса с его реальным местоположением: здесь точно повторена стойка из ирландского паба в ее традиционной форме подковы, а пол вымощен плиткой четырех видов, каждый из которых характерен для одного из регионов Ирландии. Эту тему продолжают две типично ирландские телефонные будки, у которых есть и практическое предназначение – здесь можно поговорить по мобильному.
Таким образом, легкость открытого решения в сочетании с дизайнерскими объектами и уместным ирландским акцентом создает именно тот образ офисного помещения и его атмосферу, которая сигналит о модном пространстве и продвинутой компании, что полностью соответствует концепции заказчиков – владельцев Airbnb, молодых художников из Сан-Франциско.
Официальный сайт архитектурного бюро: hparc.com
Официальный сайт компании: airbnb.com
Новой штаб-квартирой Fox Head, крупнейшего в мире производителя экипировки для мотокросса, стало огромное, площадью 82 тысячи кв. метров, здание бывшего склада на окраине города Ирвайн (Калифорния). Чтобы создать вдохновляющую среду, способную изменить представление об офисе как о таковом, компания пригласила бюро Клива Вилкинсона (Clive Wilkinson Architects), среди клиентов которого такие гиганты, как Google, BBDO, BBC, Disney.
Фасад здания штаб-квартиры решен как скульптура, благодаря чему объект стал архитектурной доминантой прилегающего района. Акцентированный вход «затягивает» посетителя вовнутрь, где тот попадает в красный тоннель, он же – ресепшн-зона. Отделка здесь состоит из поперечных планок, образующих ломаный абрис тоннеля. Он ведет в центральное пространство, где находится шоу-рум продукции компании и лаунж с кафетерием. За высоким стеклянным витражом кафетерия открывается вид на зеленый двор – рекреационную зону для сотрудников, а за ним – на велосипедную трассу, которая становится иллюстрацией проповедуемого компанией стиля жизни.
Главное, чем хорош был бывший склад – он позволял спланировать открытое мобильное пространство для совместной работы групп разных специалистов. При зонировании нового офиса архитекторы применили те же принципы, какие используют при планировании городской среды: центральное пространство для общих акций и главная улица, по которой осуществляется доступ в отдельные ячейки, а кроме того парковые элементы и «фасады», ориентированные вовнутрь и отражающие корпоративный стиль.
Для неофициальных встреч предназначен второй уровень, «зависающий» над главной внутренней «улицей», и здесь же, рядом, по ее оси находится зал заседаний совета директоров – отсюда открывается все пространство первого этажа и отлично просматривается зона креативного отдела.
Подразделения и департаменты определяют внутреннюю архитектуру офиса, и каждое из них имеет собственный «фасад», что снова подчеркивает сходство этого пространства с городом. Разнообразно решенные с применением стекла и пластика, а также корпоративных цветов – красных, оранжевых или желтых – каждый из этих элементов открытой планировки стремится выявить одну из особенностей того стиля, который компания предлагает через свою продукцию. В них отражена философия жизни, наполненной высокими скоростями, новейшими инженерными разработками, открытостью и, конечно же, ярким дизайном.
Официальный сайт архитектурного бюро: clivewilkinson.com
Студия D/DOCK обновила интерьеры офиса Google в Амстердаме. Теперь здесь под потолком красуются традиционные кондитерские изделия, а на окнах вместо штор развешена как бы сохнущая после стирки одежда.
Помещения офиса стилизованы под гараж, в котором рождалась компания Google: кирпичные стены с граффити, открытый потолок. На каждом этаже есть элементы интерьера, символизирующие Голландию: на одном — старый грузовой велосипед, разрезанный надвое и прикреплённый с двух сторон к стойке администрации; на другом — подвешенные к потолку панели в виде голландских вафель и буфетная мебель, с синей, как у дельфтского фаянса, росписью.
Как и в других офисах «Гугла», здесь есть игровые зоны, гимнастический зал, необычные места со странными предметами: например, одна из переговорных — это подлинный туристический фургон 60-х гг., окружённый складной мебелью для пикника. Эти особенности, вместе с пёстрой отделкой интерьера и логотипами заказчика, встречающимися на каждом шагу, создают узнаваемый образ «офиса Google».
Планировка офиса интересней, чем декор. Дизайнеры рассматривали каждый этаж как подобие города, с «общественным центром» в середине (там находятся переговорные, зоны отдыха, буфет) и рабочей зоной по периметру — аналогией городских «спальных районов». Эта планировка, помимо прочего, позволила все рабочие места разместить около окон. Чтобы обеспечить экологическую безопасность офиса, дизайнеры выбирали материалы для отделки, сверяясь со списком нетоксичных материалов Google.
Официальный сайт архитектурного бюро: ddock.nl
Компания Airbnb занимается краткосрочной арендой жилых помещений по всему миру. В соответствии со спецификой бизнеса бюро Gensler и дизайн-студия IDF спроектировали для нее в Сан-Франциско офис, где большинство помещений имитирует жилые комнаты в частном доме.
Новая штаб-квартира компании площадью около 7000 кв. м (она рассчитана на 200 сотрудников) находится в реконструированном промышленном пятиэтажном здании, построенном почти сто лет назад. Главное помещение бывшего склада – это атриум со стеклянной крышей, где запроектирован двухуровневый офисный лаунж. Здесь работают и общаются сотрудники, за которыми не закреплены стационарные столы и компьютеры. Украшение лаунжа – зеленая стена из растений высотой в три этажа, названная Gsky («Джискай») и свисающие с потолка инсталляции в виде кучевых облаков.
Заказчики проекта, впечатленные работой дизайнеров, придумали название и для всего внутреннего пространства офиса – «Ландшафт мечты». Действительно, степень открытости интерьера впечатляет, как и элементы industrial look, которые можно встретить повсюду. Это и широкие галереи верхних этажей, и оставленные на всеобщее обозрение трубы под потолком, и большие кровельные люки, откуда льется солнечный свет, и выкрашенные в белый цвет металлоконструкции, и даже бывшие рельсы для вагонеток на первом этаже, ставшие «дорожками», связывающими функциональные узлы офисного интерьера.
Отдельные кабинеты и переговорные (они помещены внутрь встроенных объемов на галереях) напоминают гостиные в большом частном доме. Трогательный декор, в котором присутствуют яркие цвета, а также «домашние» аксессуары заставляют вспомнить американское выражение «home, sweet home». Дизайнеры постарались сделать так, чтобы сотрудники безболезненно преодолевали границу между частным жилищем и офисом. Здесь даже большая столовая оформлена как кухня в особняке.
Официальный сайт архитектурного бюро: gensler.com
По коридорам штаб-квартиры компании Cisco в Сан-Франциско (США) сотрудники гоняют на велосипедах и скейтбордах. Здесь нет стационарных рабочих мест, и каждый может занять свою персональную «трудовую нишу». Переговоры проводятся в монгольских псевдоюртах. Такой дизайнеры Studio O+A видят творческую дружественную атмосферу современного офиса.
Недавно корпорация Cisco приросла брендом Meraki (беспроводные роутеры) – потребовалось большое помещение, которое могло бы вместить всю «цифровую рать». Выбор заказчика пал на два этажа промышленного здания из железобетона площадью более 10 000 кв. м с длинными коридорами и окнами от пола до потолка. Этажи на плане имеют форму буквы L. По замыслу авторов проекта, все переговорные комнаты, конференц-залы и зоны для коллективной работы расположены вдоль осевой линии, а остальные офисные помещения обрамляют стержень композиции.
Переговорных очень много, на любой вкус. Есть зоны для делового и неформального общения, под крышей и на воздухе (на террасе), на двух и на сотню человек. Оборудованы псевдоюрты-бельведеры (деревянный каркас со вставками из промышленного войлока или акрила), кабинки, «телефонные будки» с разной степенью «отгороженности» от внешнего мира. За сотрудниками офиса не закреплено определенное рабочее место, трудиться можно где угодно, благо существует Wi-Fi. Запроектированы даже персональные мягкие ниши в стенах.
Зонирование осуществляется при помощи подиумов и углублений в полу. Главный подиум заложен в основание лестницы – так получилось двухсветное пространство, украшенное инсталляцией из соцветий тропического растения тилландсии. Еще одно двухсветное помещение – это брифинг-центр в виде атриума. Дизайнеры придумали специфическую зону, которая в проекте названа «ямой для коммуникаций». Это заглубленное пространство под фасеточным деревянным потолком, обставленное диванами и скамьями и устланное ковровым покрытием.
Повсюду на стенах штаб-квартиры закреплены грифельные и пробковые доски, чтобы работники могли визуализировать свои творческие идеи. Встречается и другой декор, имитирующий устройство микросхемы: по стенам и потолку проложены зеленые кабели, тянущиеся к подвесным светильникам. Основными материалами проекта стали дерево (вторично переработанный тик и орегонская сосна), прозрачное и цветное стекло, войлок. В офисе Cisco можно встретить образцы мебели от известных дизайнеров, к примеру, Чарлза и Рэй Имз или Патриции Уркиолы.
Официальный сайт архитектурного бюро: o-plus-a.com
Новое здание Национального банка Австралии в Мельбурне, созданное британским бюро Woods Bagot, напоминает огромную скалу, расколотую землетрясением, но не рассыпавшуюся на части.
Пятнадцатиэтажная Штаб-квартира Национального банка расположена на треугольном участке земли в районе Доклендс (Бурк-стрит). Она соседствует с массивным приземистым зданием стадиона «Докленд». Это второй проект бюро Woods Bagot для Нацбанка, первым было южно-австралийское подразделение в Аделаиде. «Геометрический» лейтмотив концепции британцев – треугольник. В объемно-пространственном отношении постройка представляет собой призму с внушительным по размерам основанием. В процессе работы над проектом авторы почувствовали необходимость «расколоть» массу здания, не нарушая целостности композиции. Как это сделать?
Архитекторы приняли решение визуально рассечь призмовидный объем тремя змеящимися по фасаду вертикальными изломами. Кроме того, визуальное ощущение легкости возникает благодаря пунктиру декоративных панелей контрастного цвета, проходящему по наружной оболочке «тектонического» объекта. Изнаночная часть разломов-трещин также облицована треугольными панелями, но уже разных цветов – в зависимости от того, сколько солнечного света попадает на плоскость. Самые «яркие» панели – красные, а «затемненные» окрашены в зеленый. Эти элементы дизайна названы в описании проекта кафедральными окнами, – очевидно из-за сходства с цветными витражами старинных соборов.
Центральное пространство здания – треугольный атриум высотой 9 этажей. Стороны этой призмы через каждые три этажа соединены переходными мостами и лестницами. Боковые галереи атриума снабжены консольными выступами балконов с прозрачным ограждением. Общая площадь головного офиса составляет 75 000 кв.м. Подземная часть здания включает два уровня, отведенные под парковку автомобилей. На крыше разбит сад, защищенный от солнца навесом на металлическом каркасе. Бюджет проекта превысил 300 млн. австралийских долларов.
Официальный сайт архитектурного бюро: woodsbagot.com
Архитектор Симоне Микели (Simone Micheli) реконструировал здание начала XIX века в Венеции и оборудовал в нем штаб-квартиру современной крупной обувной корпорации Rubensluciano, сохранив некоторые элементы исторического стиля.
Флигель под черепичной кровлей в районе Ривьера дель Брента был создан архитектором Джанантонио Сельвой (Giannantonio Selva) почти 200 лет назад в соответствии с палладианскими канонами. Это здание с портиком площадью более 200 кв.м и семью арочными порталами; его фриз и фронтон украшены медальонами с фресками. После реконструкции общая площадь постройки составила 2000 кв.м. Архитектурный облик флигеля изменился мало, а вот интерьер был преобразован кардинальным образом.
Автор наполнил внутреннее пространство офиса современными обтекаемыми формами, криволинейными глянцевыми поверхностями, окрашенными в сливочный цвет. Впрочем, некоторые оригинальные детали придают интерьеру исторический привкус. Это, в первую очередь, геометрический узор оригинального отреставрированного каменного пола, а также кессонированная ниша над главным входом в здание. Первый этаж занят зоной рецепции, представительскими помещениями, переговорными и сервисным подразделением компании, шоу-румом материалов для производства обуви. В конструкции модульных стоек и систем хранения применен окрашенный алюминий, а кое-где сталь. Здесь берет начало лестница из закаленного стекла, рядом с основанием которой располагается шахта прозрачного лифта.
Промежуточный уровень решен в виде галереи с полом из выбеленного дуба, огражденной стеклянной балюстрадой. Внутренний балкон занят сотрудниками главного подразделения фирмы, отдела дизайна и графики. Здесь же обретаются рекламисты и специалисты по продвижению и PR.
Площадь верхнего уровня, хорошо сохранившейся мансарды с восстановленными и частично обновленными кровельными стропилами, составляет 760 кв.м. В этом пространстве запроектирован главный шоу-рум, офис руководства, переговорная с большим столом из ливанского кедра, обеденная зона. Темные просмоленные деревянные балки на контрасте со встроенными «космическими» конструкциями, украшенными декоративными бороздками и снабженными точечной подсветкой, создают специфическую атмосферу современности, пронизанной флюидами прошлого.
Официальный сайт архитектора: simonemicheli.com
В пространство новой штаб-квартиры компании Starwood Hotels в Стэмфорде (США), спроектированной бюро Jump Studios, обыгрывается геометрия пятиконечной звезды.
Головной офис Starwood Hotels – огромное десятиэтажное здание, поэтому интерьер проектировали по заказу компании несколько различных бюро. Студии Jump достались просторные общественные зоны первого и второго этажей площадью около 600 кв.м. Отправной точкой дизайнерской концепции стала фигура звезды. Во-первых, потому, что это слово присутствует в названии компании-заказчика. А во-вторых, лишняя звезда в гостиничном бизнесе никогда не помешает. Поэтому двухсветный холл первого этажа украшен подвесной инсталляцией, состоящей из множества фрагментов алюминиевых пятиконечных звезд, закрепленных на стальных штангах.
Авторы проекта признались, что перед началом работы над концепцией они вдохновлялись японским искусством оригами. Вообще, в интерьере множество причудливо согнутых объектов. Таков стол рецепции, сделанный из дерева и кориана, кориановая задняя панель, подсвеченная светодиодами, светящаяся видеостена.
Следующее после рецепции общественное пространство, отсеченное от остальных помещений двумя стенами длиной по 20 м, – это объединенные галереи. Одна из них брэндовая, а вторая получила название «Галерея выдвижных ящиков». Первая содержит информацию о всех девяти гостиницах, входящих в группу Starwood. На второй закреплены полсотни подсвеченных светодиодами выдвижных ящиков, в которых собрана всякая любопытная мелочевка из разных отелей, в том числе экзотические предметы с Мальдивских островов или Гоа.
Для отделки внутренних помещений использованы преимущественно панели MDF, кориан и треугольные стенные панели, установленные под небольшим углом и создающие эффект 3D. Графическая часть проекта выполнена бюро Bruce Mau Design. Мебель и светильники спроектированы архитекторами Jump Studios, а также Moooi, Carl Hansen, Tom Dixon, Axo.
Официальный сайт архитектурного бюро: jump-studios.com
Офис-аттракцион в Шанхае создали архитекторы бюро AIM Architecture для китайского девелопера SOHO: здесь все прозрачное — стены, полы и потолки.
Заказчик поставил перед собой цель продемонстрировать своим клиентам все возможности современного офиса. Так что, в определенном смысле перед нами шоу-рум. Штаб-квартира SOHO расположена внутри офисного комплекса «Фусинь» площадью 140 000 кв. м в центре Шанхая.
Сразу с порога посетители попадают в одну из разновидностей зазеркалья – стерильно-белый коридор со светодиодными рамками. Дальше – больше. Стеклянный потолок открывает на всеобщее обозрения все инженерные коммуникации офиса; через прозрачные перегородки все пространство просматривается насквозь. Кроме того, светопроницаемые поверхности отражают урбанистические картины Шанхая, и динамические интерьерные сюжеты смешиваются и переплетаются с более статичными городскими.
Основным материалом проекта стало прозрачное, окрашенное, закаленное и зеркальное стекло. Строителям потребовалось более 20 000 кв. м стекла для того, чтобы обустроить внутреннее пространство штаб-квартиры SOHO. Теперь представители китайской компании могут говорить о прозрачности своего бизнеса как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.
Официальный сайт архитектурного бюро: aim-architecture.com
Для всемирно известного отечественного разработчика антивирусных программ российское архитектурное бюро обустроило новую штаб-квартиру в Москве. Было создано все необходимое для эффективной работы, а также для активного отдыха, но без популярных дизайнерских уловок, поощряющих сотрудников чувствовать себя на работе, «как дома».
«Лаборатория Касперского» отметила новоселье в конце августа. С бывшей фабрики радиотехнических деталей в районе Октябрьского поля она переехала в бизнес-центр на Ленинградском шоссе, где разместилась в двух пятиэтажных корпусах общей площадью 30 000 кв. м. Территория, по признанию самих сотрудников, фантастическая – зеленая, с выходом к реке, по соседству бассейн «Динамо», различные спортивные площадки и даже оборудованный пляж.
Если с новым местом разрастающаяся компания определилась быстро – сыграла роль близость международного аэропорта, да и предложений по офисным зданиям такого метража и класса на момент поиска в Москве было немного, то проектировщиков интерьеров выбирали довольно долго. Был проведен закрытый конкурс, в котором участвовали 8 претендентов, в том числе крупные западные фирмы. В итоге компания заказчика пришла к выводу, что лучше всего ее корпоративный дух сумеют понять опытные соотечественники.
В портфолио ABD architects этот объект не самый большой, по объему площадей — второй после офиса ТНК-BP, но в процессе работы с Kaspersky lab лидирующее в сфере проектирования офисов бюро встретило немало новых вызовов. Архитекторы проанализировали и обсудили с заказчиком множество офисов различных IT-компаний. Впервые вся идеология проекта так плотно прорабатывалась вместе с клиентом, вникающим в мельчайшие детали. Сотрудники Kaspersky lab даже испытывали мебель разных брендов, лучшее кресло выбиралось голосованием. Руководству было важно, чтобы все ощутили свою причастность к созданию нового офиса. Каждое решение, по словам Дениса Кувшинникова, возглавляющего Департамент интерьеров ABD аrchitects, взвешивалось многократно.
Два корпуса «Лаборатории Касперского», один – для специалистов коммерческих отделов, другой – для программистов, устроены практически одинаково. Различается функциональная начинка первых этажей. В одном – спортзал, комнаты для занятий йогой, cауна, в другом – столовая, конференц-центр и будет еще музей компании. Выше – этажи рабочих опен-спейсов площадью по 2000 кв.м. Верхние уровни отличаются открытыми террасами. Есть также подземная часть с паркингами.
Больше всего программисты переживали по поводу опен-спейса – привыкли к прежней коридорно-кабинетной системе. Авторы проекта приложили немало усилий, чтобы обеспечить комфортную и эффективную организацию рабочих мест. Рабочие столы логично размещены вблизи окон, с другой стороны – зоны лифтов с фиброцементными стенами и переговорные, отделанные шпоном и отделенные прозрачными перегородками.
«В устройстве опен-спейса мы исходили из того, что он не должен напоминать безграничную куриную ферму или колл-центр», – рассказывает Денис Кувшинников. – С помощью «вставок» – стеклянных кабинетов топ-менеджеров, «островков» для отдыха, оснащенных диванами с высокими спинками, пространство разбито на «кластеры». В кластере – 16-18 мест: примерно столько специалистов работают над определенной задачей. Посредством систем хранения, высота которых тщательно подбиралась, кластеры дробятся на маленькие ячейки. Так создается ощущение обособленного рабочего места, и в то же время весь этаж визуально проницаем. В помещениях достигнут высокий уровень шумопоглощения: применены акустические потолки, ковролин, который абсорбирует звук, специальные обои в переговорных. Не менее важным пунктом была энергоэффективность: ее обеспечивают сенсорные выключатели, новейшая вентиляционная система, хороший доступ естественного света к рабочим местам».
Опен-спейс в данном случае свидетельствует и о демократичности кадровой структуры. Кто-то из соучредителей компании сидит вместе с коллегами за самым обычным столом, топ-менеджеры на время командировок предоставляют свои кабинеты-«аквариумы» под переговорные. Всего, кстати, в двух зданиях Kaspersky lab – около 100 по-разному оформленных и оснащенных помещений для проведения внутренних совещаний и встреч с партнерами.
Самое необычное рабочее место – лаборатория, где днем и ночью происходит детекция новых вирусов. Специалистов, которые этим занимаются, на «айтишном» слэнге называют «дятлами»: они непрерывно стучат по кнопкам клавиатуры. Их помещение чем-то напоминает пункт управления космическими полетами – над общим круглым столом с компьютерами подвешены мониторы с постоянно обновляющимися данными.
Иногда «дятлы» все же отдыхают, рядом с вирусной лабораторией есть комнатка, где они играют в минифутбол. В разных уголках офиса размещены кофе-поинты, кухни и мини-столовые, где сотрудники могут не только перекусить, но и обсудить рабочий процесс в неформальной обстановке. От остального пространства, решенного графично, колористически нейтрально, территории отдыха отличаются насыщенными цветами. Но в целом, никаких затей а-ля офисы Google, развеселых дизайнерских штук, что-либо символизирующих и провоцирующих «вспомнить детство», в этом офисе нет, и это была принципиальная позиция заказчика.
«В этой компании принято отмечать дни рождения, устраивать праздники, для чего есть много мест. Мы старались сделать так, чтобы людям было приятно находиться на работе, но чтобы они не забывали, что они в офисе, а еще у них есть дом. Ключевое пожелание к дизайну выражалось словом smart (умный – англ.). Решения рабочих помещений предусматривают возможность гибкой реконфигурации отделов и перемещения специалистов. Оказавшись на другом этаже, обустроенном точно также, сотрудники будут чувствовать себя в привычной, узнаваемой среде, где все – цвета, материалы, обстановка – способствует концентрации на работе. И то, что здания невысокие, а этажи большой площади – это плюс. По горизонтали легче выстроить связи между смежными отделами, обеспечить коллегам коммуникацию, чем в многоэтажном офисе-башне», – пояснил Денис Кувшинников.
Владелец компании Евгений Касперский подтвердил, что на новом месте за счет разумной, удобной и эстетичной организации пространства, производительность повысилась, новый офис сотрудникам нравится, и работой архитекторов он доволен. Доказательством его слов в свою очередь служит тот факт, что на основе московского проекта АВD architects будет составлен бренд-бук для обустройства интерьеров Kapersky lab по всему миру.
Общая площадь офиса: 30 000 м2
Заказчик: Лаборатория Касперского
Адрес: Ленинградское шоссе, 39А, стр.2 и 3
Авторский коллектив: (ГАПы) Петр Фидельман, Наталья Сероглазова, Федор Ращевский; Кира Коновалова. При участии Дмитрия Кошака, Гиоргия Хахубия, Александра Лягина, Арсения Багдасарова. Интерьер входной группы совместно с компанией Genlser.
Руководитель проекта – Денис Кувшинников
Менеджер проекта – Ирина Лотоцкая
Офисные решения (мебель): Bene, Vitra, Steel Case, Haworth
Освещение: Zumtobel, ХАL, Modular,
Инженерное проектирование: RBTT Consultants
Генеральный подрядчик: Гинт-М
Управление проектом: Cushman&Wakefield
Компании, участвующие в реализации проекта: Zumtobel, ХАL (освещение), Bene (стеклянные перегородки), Shaw, Interface (ковровая плитка), Armstrong (потолки)
Год реализации проекта: 2013
Сайт проектировщиков: www.abdcom.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.