Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В московском Мультимедиарт Арт Музее до 6 сентября можно увидеть выставку «Антарктида. История. Антарктопия». Центральное место в экспозиции занимает кураторский проект художника Александра Пономарева, ставший хитом 14-й Венецианской биеннале архитектуры. Вспоминаем и публикуем самые интересные, по версии сайта «Архплатформа», концепции, осмысляющие жизнь на краю света.
Александр Пономарев, известный художник и путешественник, кавалер французского ордена «За заслуги в области искусства и литературы», неоднократно бывал на шестом континенте в составе разных экспедиций, в том числе — на украинской полярной станции «Академик Вернадский». В 2012 году в соавторстве с архитекторами Алексеем Козырем и Ильей Бабаком показал на 13-й архитектурной биеннале в Венеции в рамках национальной экспозиции Украины проекты трансформирующихся кораблей-музеев, вдохновленных феноменами плавучих льдин-миражей (см. публикацию Архплатформы «Музей как мираж»).
А через два года, вместе с молодым британским искусствоведом и философом Надимом Самманом, сделал в Венеции целый павильон Антарктиды, правда, не в Джардини, а в рамках параллельной программы – в выставочном пространстве Fondaco Marcello на Гранд-канале. По мнению кураторов этого фантастического проекта, Антарктида, вообще-то, достойна не только представительства в Венеции, но и собственной биеннале. Ничья земля, свободная от геополитических притязаний, край света, испытывающий на прочность тела и души, последний ресурсный резерв планеты. «Что же найдут там художники? Возможно, нечто возвышенное», – спрашивает и предполагает Надим Самман во вступительной статье к каталогу «Антарктопии» (каталог, кстати, спасибо — художнику Алене Ивановой-Йохансон, — настоящее произведение полиграфического искусства).
Возможно, мечта о биеннале на самом холодном юге Земли когда-нибудь, хоть раз, осуществится, и сотня художников отправится туда на двух ледоколах, художники встретятся с работающими на исследовательских станциях учеными, и в результате научно-творческого обмена родится какое-то новое, спасительное знание о Земле, человечестве и его будущем. Пока же проект «Антарктопия», в согласии с интернациональной концепцией самой Антарктиды, дал ведущим архитекторам и художникам из разных стран, возможность дистанционного концептуального высказывания. Созданные объекты распределились на разных отметках шкалы между «артом» и «практичной архитектурой».
Возможность пофилософствовать и свободно пофантазировать нечасто выпадает архитекторам в наши дни. Неудивительно, что крепкие российские практики, выросшие из «бумажников» 1980-х – Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Тотан Кузембаев – выступили в «Антарктопии» ностальгически – скорее как художники. Аввакумов выставил объект «Полярная ось», который они с Михаилом Беловым создали в 1987 году.
Авторское описание к скульптуре можно читать как предисловие ко всей выставке: «Три креста-лестницы, заключенные между двумя зеркалами (круглым и квадратным), формируют бесконечную воображаемую ось, проходящую через разные миры. Посвящается всем тем, кто, стремясь к идеальному, постигал реальность».
Бродский увидел в «ледяной бездонности» Антарктиды идеальное место для игры в шахматы и нарисовал характерный маленький сарайчик, светящийся в синей мгле.
По идее Тотана Кузембаева, павильон Антарктиды в Венеции мог бы стать напоминанием о грядущих климатических и экологических изменениях. Из вод лагуны на высоту 58, 3 метра возносится «лес» антенн: когда все льды Антарктиды растают, именно на этот уровень поднимется мировой океан.
Ближе к «арт-полюсу» изысканий участников «Антарктопии» находится «Колокол» Юрия Григоряна («Проект Меганом»). Конусовидный объект, вросший в лед, может служить убежищем во время снежных бурь, в то же время его пространство усиливает природные звуки Антарктиды и «содействует открытию бесконечно новых сочетаний и композиций».
Покрытый ледяным панцирем искусственный плавающий остров, придуманный Сергеем Скуратовым, поначалу кажется конкретным архитектурным объектом. Понятная органическая форма, точно указаны ее высота и диаметр, детально описаны стены бухты, врезанной в тело острова, но далее в описании автор настаивает на том, что главная функция его творения метафорическая: «Что это – искусственный остров, центр исследований Антарктиды, развлекательный туристический лайнер нового поколения, плавающая тюрьма для опасных преступников, военная база страны-агрессора или новая штаб-квартира ООН, курсирующая вокруг ледяного континента, – вне предмета художественного высказывания. Это лишь образ и форма жизни в фантастическом, почти инопланетном мире Антарктиды здесь, на Земле. Это еще одна попытка взаимодействия».
Абсолютно «своим» в фантастическом белом мире кажется сооружение, разработанное учениками Захи Хадид, и видно, что под ее чутким руководством. Трансформирующийся антарктический научно-исследовательский центр стыкуется со льдами как естественное продолжение их рельефа. Его архитектура не просто текуча и биоморфна – она должна адаптироваться к изменчивым, экстремальным условиям по природным моделям. При этом у объекта сложная функциональная программа – это и научная база, и курорт, и место проведения конференций, и выставочное пространство.
У антрактической природы учатся проектированию и российские архитекторы Алексей Козырь и Илья Бабак. Их оранжерея «Мак полярный» предназначена для наблюдений за растениями, выживающими в низких температурах, для ботанических и медицинских опытов. На первый взгляд, план здания похож на снежинку, но на самом деле, он воспроизводит структуру сердцевины «мака полярного». Всеми лепестками этот цветок может отклониться, чтобы поймать максимум солнца. Подобным образом ведут себя и «отростки» станции, точнее, установленные на них сенсорные солнечные батареи.
Лиза Винтова подумала о психологическом состоянии людей, живущих и работающих в Антарктиде. Ее ландшафтный объект «Земные привязки» – декорации изо льда, вызывающие ассоциации с привычным, родным миром, воссоздающие знакомые «культурные коды». Их созерцание могло бы стать профилактикой депрессии от длительного пребывания в монохромной, практически беспредметной среде. Важную роль при этом играет меняющаяся подсветка – она восполняет дефицит сочных цветов.
Принял в проекте участие и Хью Бротон, один из ведущих мировых проектировщиков научно-исследовательских объектов в полярных регионах. В 2005 году его мастерская выиграла международный конкурс на проектирование британской научно-исследовательской станции «Хэлли VI» в Антарктике. Первая, полностью перемещаемая исследовательская база в мире, «воплощение шагающих городов Аркигрэма», создавалась с учетом минимального вмешательства в местные экосистемы. Она должна была стать безупречно работающим «механизмом для проживания» в условиях пятидесятиградусного мороза и ветра скоростью 150 км/час. И не на последнем месте стоял вопрос личного комфорта тех, кому предстояла длительная жизнь в «морозильнике».
«Проектирование начинается с простых вопросов: как вы просыпаетесь? Что вы чувствуете под ногами, когда вы встаете с постели? Какого цвета ваша комната? Как защитить индивидуальность при сохранении общности?», – поясняет автор. Дизайн интерьера всеми средствами – цветами, материалами, конструкциями мебели, был призван противостоять психологическим лишениям, которые может испытывать человек в ледяной пустыне.
Не стала дожидаться антарктической биеннале, а уже сейчас, согласно предсказанию Надима Саммана, интерпретировала край земли как «нечто возвышенное» базирующаяся в Вене международная проектно-исследовательская группа VMA (Veech Media Architecture). Специализируясь на областях, выходящих за пределы традиционной архитектуры, ее участники рассматривали Антарктиду как последний бастион рая на земле – «свободный от территориального собственничества, жадности и вечного стремления к доминированию», как место, которое «имеет все шансы стать катализатором для нового цивилизованного будущего».
На территории Антарктиды, по мнению исследователей из VMA, любые привычные строительные модели проигрышны. Вместо них предлагается концепция «Мигрирующие города» – легкие парящие конструкции, без фундаментов и закрепленных сетевых систем. В последних они не нуждаются, так как получают энергию с космических станций и не зависят от потребления ископаемых видов топлива. «Архитектурные дирижабли» могут свободно автономно парить или, подобно пингвинам, сбиваться в «стаи»-сообщества.
В экспозиции МАММ произведения участников «Антарктопии» выставлены практически таким же образом, как в венецианском зале год назад: в витринах, установленных на дорожных, мобильных кофрах, похожих на те, в которых перевозится экспедиционное оборудование. Рядом – вертикальные щиты с эскизами и пояснениями. Однако московская экспозиция дополнила проект исторической частью – редкими фотографиями, повествующими об освоении Антарктиды, снимками научных станций, ледоколов, пейзажных феноменов, картинами работы и отдыха полярников. Выставка работает до 6 сентября. Если еще не были, поторопитесь!
Официальный сайт: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/antarctica/
Русские люди чаще выбирают глазами, чем умом, и это отражается в национальной архитектуре, считает Тотан Кузембаев, участник спецпроекта «Генетический код». Публикуем видеоверсию его интервью и объект, который архитектор представил на выставке в рамках фестиваля «Зодчество 2014».
Как мы уже писали, программа фестиваля в этот раз, как никогда, насыщена кураторскими спецпроектами. Повод — празднование столетия русского авангарда, самобытной и одной из самых ярких страниц в истории российской архитектуры. Сила и до сих пор ощутимый по всему миру резонанс этого явления вдохновили кураторов Андрея и Никиту Асадовых задуматься, когда и в чем еще проявилась идентичность отечественной школы, как ее воспринимает и востребует день сегодняшний. Они предложили для фестиваля тему "Актуальное Идентичное". Развивая ее в спецпроекте "Генетический код", куратор Елена Петухова пригласила 20 архитекторов поразмыслить о специфике национальной архитектуры и выразить ее ДНК пластически — в форме символических объектов и инсталляций. Всем участникам задавались примерно такие вопросы:
1. Как бы вы определили специфику российской архитектуры. Можно ли говорить о некий общих приемах или сквозных темах?
2. Какие образы или мотивы вы считаете наиболее характерными?
3. Как отмеченные вами черты отражаются в вашем творчестве?
4. Какой объект или элемент вы выбрали для инсталляции в рамках проекта и почему? 5. Нужно ли сегодня говорить о национальном характере российской архитектуры, осмыслять ее идентичность или есть проблемы поважнее?
Команда сайта Archplatforma.ru и Группы 360.ru записала ответы на видео. Одним из первых на призыв принять участие в проекте откликнулся Тотан Кузембаев.
Девиз «В погонных метрах, в квадратных метрах и кубичеких метрах свободу дай» материализовался в объекте «СТОМЕТР».
Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)
Продолжается празднование юбилея большого мастера российской архитектуры. 27 сентября экспозиция его творчества открывается в Анфиладе Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Выпускник МАРХИ, преемник традиций русского авангарда, Тотан Кузембаев сперва прославился как «бумажник», его концепции побеждали в знаменитых конкурсах японских журналов. На заре творческого пути архитектор пробовал себя в самых разных жанрах – делал инсталляции, занимался графикой, рисовал, лепил и даже конструировал модели одежды из шахматных фигур. Словом – превращал в искусство все, что попадало под руку – от банальных спичек, зерна и хлебных крошек до монументальных объектов.
Уже больше 10 лет Тотан Кузембаев возглавляет собственное архитектурное бюро, но не перестает экспериментировать с формой и материалами, увлекая смелыми замыслами заказчиков. Он участвовал в десятках выставок в России и за рубежом – Великобритании, Италии, Норвегии и других странах. В 2008 году представил проект «Юрта кочевника» на архитектурной Биеннале в Венеции. В августе этого года в «Артплее», можно сказать, у порога мастерской архитектора, развернулась первая выставка, приуроченная к его 60-летию. Несмотря на масштабный зал и «космическую» концепцию, затея куратора Юрия Аввакумова с холмистым войлочным «полем», на котором можно было лежать и, как звезды, разглядывать проекции построек архитектора, делала экспозицию очень уютной, домашней. «Персоналка» в Музее архитектуры обещает широко представить творчество мастера. Будут не только архитектурные проекты, но и арт-объекты, предметы интерьера, рисунки, многие из которых впервые выйдут на свет из авторских архивов. Каждый зал, сообщают организаторы, будет выглядеть как законченная инсталляция со своим особым звучанием.
Открытие выставки Тотана Кузембаева намечено на 19 часов 27 сентября 2013 года. Место проведения - анфилада главного здания Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Официальный сайт музея: muar.ru
Международная конференция, посвященная новейшим технологиям в области производства и применения стекла, состоится 23-24 апреля в МАРХИ. Регистрация посетителей уже открыта.
Конференция организована Союзом архитекторов России при поддержке Москомархитектуры, Московского архитектурного института (Государственная академия), ЗАО «Экспоцентр». В ее рамках пройдет выставка и презентация работ участников второго конкурса «Стекло в архитектуре». Будут продемонстрированы различные образцы и разработки фирм AGC Glass, Pilkington, Института стекла, НИИ технического стекла, Курчатовского института, НИИ строительной физики, компании Астарта Престиж и других. Ведущие специалисты, работающие со стеклом, расскажут о своей практике. В программе заявлены мастер-классы Лауреатов первого конкурса «Стекло в архитектуре», проведенного в прошлом году: Михаила Хазанова, Тотана Кузембаева, архитектурных бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» и «Сергей Киселев и Партнеры». На конференции также выступит Бернар Пикте – специалист в области уникального интерьерного стекла из Франции, с которым сотрудничают такие известные мастера архитектуры и дизайна, как Жан Нувель, Альберто Пинто, Питер Марино, Ив Таралон, Реми Тесье.
Следите за расписанием мероприятий на официальной интернет-странице конференции: mirstekla.ru/conference.
Для бесплатного посещения конференции открыта онлайн регистрация.
В шорт-лист Премии, которая ежегодно вручается за лучший деревянный объект, вошли 44 работы. Победителей определит жюри и народное голосование, проходящее с 16 по 26 мая.
В этом году на конкурс было подано около 100 заявок из разных регионов России. Учитывая специфику работ, экспертный совет сформировал следующие номинации: «Загородный дом», «Малый объект», «Дизайн городской среды», «Арт-объект», «Дерево в отделке», «Интерьер».
Среди номинантов есть и опытные мастера такие, как Тотан Кузембаев, Николай Белоусов, Александр Бродский, Светлана Головина, и молодые, но уже достаточно известные бюро - «Gikalo Kuptsov Architects», «Za_Bor», бюро Бориса Бернаскони и другие. Их объекты будут показаны в рамках 16-й Международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва» (с 25 по 29 мая).
Профессиональное жюри - Владимир Плоткин, Александр Ермолаев, Николай Лютомский, Андрей Иванов, Федор Арзаманов (архитекторы, не принимающие участие в конкурсе) и архитектурные критики Николай Малинин, Александр Ложкин, Елена Гонсалес - назовет победителей в каждой из шести номинаций. Кроме того, 26 мая на церемонии награждения будут объявлены авторы, чьи произведения больше всего понравятся широкой аудитории. На сайте Премии открыто голосование – каждый может выбрать и проголосовать за лучшую, по его мнению, работу.
Портал archplatforma.ru будет следить за развитием событий и опубликует итоги Премии, которая в этом году проходит при поддержке курорта «Пирогово» и компании «Вектор Инвестментс».
Организаторы Премии: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), PR-агентство «Правила Общения».
Куратор: Николай Малинин
Автор экспозиции: Антон Кочуркин
Официальный сайт премии: archiwood.ru
На фотовыставке в Государственном Музее архитектуры им. А.В. Щусева современные сооружения из дерева будут показаны в парах с их «предками».
Выставка откроется 22 февраля. Идея принадлежит устроителям ежегодной премии АРХИWOOD, которую вручают за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Прием заявок на участие в очередном конкурсе в самом разгаре. А его оргкомитет тем временем представляет проект о том, как «новое деревянное» наследует и переосмысляет вековые традиции.
В основу экспозиции легли фотографии английского архитектора Уилла Прайса, автора книги Architecture In Wood (Thames&Нudson, 2005 год). Он исследовал и фотографировал в разных странах памятники деревянной архитектуры, преимущественно древние. Выставка в МУАРе своеобразно дополняет и развивает его историю. К каждому из строений, запечатленных Прайсом, с его согласия были подобраны пары - современные сооружения, снятые другими фотографами. Прошлое и настоящее в проведенных параллелях может скрепляться отдельными деталями, приемами строительства и декорирования (резьба, спираль) или глобальными темами и понятиями (прозрачность, атектоничность).
Как трансформировался «фахверк»? Где недавно использовался «лемех»? Что общего у музея современного искусства во Франции и японской пагоды? Выставка призвана убедить нас в том, что древние законы деревянной архитектуры актуальны и в нашем мире и давно преодолели географические границы. Лучше всех ими владеют архитекторы, для которых дерево остается главным материалом, - Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Известны они и западным мастерам широкого профиля - Шигеру Бану, Тадао Андо, Петеру Цумтору, Ренцо Пьяно. Прекрасно умеют применять их на практике и наши зодчие – Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Евгений Асс, Юрий Григорян, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, чьи cооружения также представлены на выставке.
С 22 февраля по 22 марта, «Флигель-Руина» Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Организатор AРХИWOOD, официальный сайт: www.arсhiwood.ru
Генеральный партнер проекта: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA)
Официальный партнер выставки: курорт «Пирогово»,
Соорганизатор: PR-агентство «Правила Общения»
Партнеры: Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Российский институт культурологии
Куратор – Николай Малинин
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.