Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Итоги XIV Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома», завершившегося 19 марта, рассматривает архитектурный критик Евгения Гершкович, участвовавшая в работе жюри.
В этом году на конкурс было выставлено 170 работ, что говорило о многом. Во - первых, о ниспадающей популярности самого начинания Москомархитектуры, с 1998 года проводящей Фестиваль в Доме на Брестской. Во-вторых - о росте и популярности профессии архитектора. В - третьих, отрадно, что, несмотря на кризисы, работы у архитектора меньше не становится.
В поданном на конкурс материале были представлены все стили и направления: минимализм, классика, ар деко и даже веселый панк. Планка, без сомнения, высока. Архитектор Борис Левянт, член жюри, подтвердил: «Есть определенное ощущение правильного понимания задачи, профессионального роста качества. Если в начале истории конкурса в нем принимали участие преимущественно молодые, начинающие архитекторы, то теперь среди номинантов есть настоящие сложившиеся профессионалы, мэтры, и это немаловажно. Статус Фестиваля явно повышается». С ним абсолютно согласен и другой член жюри, архитектор Сергей Кузнецов: «В этом году есть на что посмотреть. Видно понимание, что архитектура должна делаться до мелочей и качественно. Видно, что и специалисты, и заказчики читают литературу. До мировых образцов, конечно, еще далеко, но это не значит, что делать ничего не надо. Надо поощрять тех, кто двигается вперед».
Все перечисленное заметно усложняло выбор, перед необходимостью которого было поставлено жюри. Споры велись жаркие по каждой из восьми номинаций: коттеджный поселок, реализованный загородный жилой дом, реализованный жилой интерьер; проект-идея загородного дома; общественный интерьер; декорирование; деталь; предмет в интерьере. Мы долго в зале осматривали стенды, собирались на обсуждение в кабинете, но вновь возвращались к стендам. Стоит признать, жюри в этом году подобралось максимально модернистское: проекты оценивали архитекторы Владимир Плоткин, Борис Левянт, Сергей Кузнецов, Оскар Мамлеев, Борис Шабунин, Виктор Литвинов, что, конечно, сразу задало направление нашей работы, проведя четкую вкусовую границу.
С развитием поселкового проектирования и строительства в номинации «Коттеджный поселок» было из чего выбирать. «Литература», о которой упоминал Сергей Кузнецов, в применении к данному случаю - предположительно, альбомы с творчеством Фрэнка Ллойда Райта. Влияние этого мастера на российское загородное строительство налицо. Здесь можно вспомнить, что американский зодчий грешил самотиражированием, впрочем, имея хороший вкус и построив сотни домов в похожем стиле. Лидером Фестиваля в этой номинации стал Алексей Козырь с поселком в Снегирях о восьми домах, второе место получил Михаил Хазанов с коттеджным городком «Горки-11» в Сочи. На третьем - оказался односемейный жилой дом Архитектурной мастерской Дмитрия Глушкова.
Стоит отметить, что не только лаконичные формы нынче в тренде, но и экологичные материалы, а именно - дерево. И это не могло не порадовать приглашенного в жюри архитектурного критика и пропагандиста деревянной архитектуры Николая Малинина: «Приятно, что люди стали понимать то, что дерево – это хорошо, и объектов из него появляется все больше». Целиком сработанное из древесины частное жилище площадью 60 кв. м в деревне Клюшниково, спроектированное «Архитектурным бюро 610», получило первое место в номинации «Реализованный загородный дом». Борьба среди сильнейших игроков на этой поле была нешуточной. Второе место заняла Светлана Головина с «Домом яхтсмена», третье - Павел Абрамов с «Дачей Че» (Архитектурное бюро «Ардепо»). «Архитектурное бюро 11», победившее в номинации «Проект-идея загородного дома», свой объект площадью 390 кв. м тоже целиком замыслило в древесине.
Суровая борьба разгорелась и в номинации «Общественные интерьеры». Очень трудно было расставить по местам несколько работ одинаково высокого уровня. Лучшим в итоге был признан офис компании «Аэроэкспресс» архитекторов Алексея Горяинова и Михаила Крымова. Жюри особенно понравилась то, как они включили в концепцию «динамичного интерьера» светящиеся потолочные элементы. Второе место поделили Антон Мосин с проектом офиса компании Xenon, выделяющегося белыми, воздушно легкими интерьерами, и архитектурное бюро «Практика» с офисом агентства «Таргет Медиа», где присутствует мастерская, очень сложная, несмотря на внешнюю простоту, работа со стеклом. На третьем месте тоже два проекта - офис «Евросвета» Шалмина, Агапова и интерьер архитектурной студии от Nefaresarch.
В номинации «Реализованный жилой интерьер» первое место решили не присуждать, зато на втором опять-таки оказались два мастера - архитектор Борис Уборевич-Боровский, не изменяющий своему минималистскому подходу, и Петр Костелов, по профессии театральный декоратор, но очень интересно, артистически и жестко, работающий в интерьере.
В номинации «Декор» победил петербургский архитектор Сергей Ерофеев, покоривший жюри искренностью тонкой «археологической» работы в классическом стиле. Не менее искренняя в своем узнаваемом, жизнерадостном стиле Елена Теплицкая стала второй. Третье место получил декор интерьера Марии Ватолиной.
Список номинации «Деталь» возглавил не новый, однако не утративший за 8 лет актуальности, объект - дом в поселке «Сокол», спроектированный архитектором Владиславом Платоновым из бюро «Карлсон и К». Входная группа жилых домов «Доминион» (iq architects) и ювелирный магазин «Владимир Михайлов» в Петербурге Алексея Левчука заняли второе и третье места.
Факт, что авторская мебель харьковчанина Юрий Рынтовта – единственный (второе место) победитель в номинации «Предмет в интерьере», лишний раз подтверждает положение, что дизайна у нас нет. Зато он есть хотя бы на Украине, но на то и конкурс международный.
Несмотря на большое число работ, однозначно лучшей среди них выявлено не было. Тем ценнее будет Гран- При, никому не доставшееся в этот раз, для участников будущего года.
Официальный сайт Фестиваля: dom6.ru
В шорт-лист Премии, которая ежегодно вручается за лучший деревянный объект, вошли 44 работы. Победителей определит жюри и народное голосование, проходящее с 16 по 26 мая.
В этом году на конкурс было подано около 100 заявок из разных регионов России. Учитывая специфику работ, экспертный совет сформировал следующие номинации: «Загородный дом», «Малый объект», «Дизайн городской среды», «Арт-объект», «Дерево в отделке», «Интерьер».
Среди номинантов есть и опытные мастера такие, как Тотан Кузембаев, Николай Белоусов, Александр Бродский, Светлана Головина, и молодые, но уже достаточно известные бюро - «Gikalo Kuptsov Architects», «Za_Bor», бюро Бориса Бернаскони и другие. Их объекты будут показаны в рамках 16-й Международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва» (с 25 по 29 мая).
Профессиональное жюри - Владимир Плоткин, Александр Ермолаев, Николай Лютомский, Андрей Иванов, Федор Арзаманов (архитекторы, не принимающие участие в конкурсе) и архитектурные критики Николай Малинин, Александр Ложкин, Елена Гонсалес - назовет победителей в каждой из шести номинаций. Кроме того, 26 мая на церемонии награждения будут объявлены авторы, чьи произведения больше всего понравятся широкой аудитории. На сайте Премии открыто голосование – каждый может выбрать и проголосовать за лучшую, по его мнению, работу.
Портал archplatforma.ru будет следить за развитием событий и опубликует итоги Премии, которая в этом году проходит при поддержке курорта «Пирогово» и компании «Вектор Инвестментс».
Организаторы Премии: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), PR-агентство «Правила Общения».
Куратор: Николай Малинин
Автор экспозиции: Антон Кочуркин
Официальный сайт премии: archiwood.ru
На фотовыставке в Государственном Музее архитектуры им. А.В. Щусева современные сооружения из дерева будут показаны в парах с их «предками».
Выставка откроется 22 февраля. Идея принадлежит устроителям ежегодной премии АРХИWOOD, которую вручают за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Прием заявок на участие в очередном конкурсе в самом разгаре. А его оргкомитет тем временем представляет проект о том, как «новое деревянное» наследует и переосмысляет вековые традиции.
В основу экспозиции легли фотографии английского архитектора Уилла Прайса, автора книги Architecture In Wood (Thames&Нudson, 2005 год). Он исследовал и фотографировал в разных странах памятники деревянной архитектуры, преимущественно древние. Выставка в МУАРе своеобразно дополняет и развивает его историю. К каждому из строений, запечатленных Прайсом, с его согласия были подобраны пары - современные сооружения, снятые другими фотографами. Прошлое и настоящее в проведенных параллелях может скрепляться отдельными деталями, приемами строительства и декорирования (резьба, спираль) или глобальными темами и понятиями (прозрачность, атектоничность).
Как трансформировался «фахверк»? Где недавно использовался «лемех»? Что общего у музея современного искусства во Франции и японской пагоды? Выставка призвана убедить нас в том, что древние законы деревянной архитектуры актуальны и в нашем мире и давно преодолели географические границы. Лучше всех ими владеют архитекторы, для которых дерево остается главным материалом, - Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Известны они и западным мастерам широкого профиля - Шигеру Бану, Тадао Андо, Петеру Цумтору, Ренцо Пьяно. Прекрасно умеют применять их на практике и наши зодчие – Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Евгений Асс, Юрий Григорян, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, чьи cооружения также представлены на выставке.
С 22 февраля по 22 марта, «Флигель-Руина» Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Организатор AРХИWOOD, официальный сайт: www.arсhiwood.ru
Генеральный партнер проекта: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA)
Официальный партнер выставки: курорт «Пирогово»,
Соорганизатор: PR-агентство «Правила Общения»
Партнеры: Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Российский институт культурологии
Куратор – Николай Малинин
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.