Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Респектабельный горнолыжный курорт Аспен в штате Колорадо стал теперь и центром культурной жизни. Спроектированный Shigeru Ban Architects Художественный Музей не имеет собственной коллекции и скорее играет роль уникального общественного пространства.
Трехуровневое здание площадью 2800 кв.м будет принимать выставки современного искусства, также в нем планируется проводить публичные лекции, семинары и организовывать различные обучающие программы.
Стеклянный прямоугольный объем затянут с нескольких сторон деревянной «сеткой», которая выполняет роль защитного экрана от активного в горах солнца, а также создает эффектную игру света и тени во внутренних помещениях.
Кроме того, между экраном и фасадом образуются комфортные, частично открытые, а частично закрытые зоны. Подобное, одновременно и внешнее, и внутреннее пространство — «энгава» — популярно в традиционной японской архитектуре.
Прямо с площади посетитель попадает на широкую парадную лестницу, одна половина которой находится между экраном и фасадом, а вторая уже внутри здания. Разделены эти половины лишь прозрачной стеной, так что посетители легко могут видеть друг друга. И только поднявшись на самый верх, они оказываются в просторном фойе и, постепенно спускаясь вниз, могут осмотреть экспозицию. Ритуал хорошо знаком любителям горных лыж, ведь они точно также каждый раз быстро поднимаются на подъемнике на вершину горы, а затем наслаждаются видами и собственно катанием.
Сама крыша эксплуатируемая, это единственное подобное решение во всем городе. Гнутые деревянные конструкции образуют защищенные видовые площадки с изумительными горными пейзажами. А световые шахты, по которым можно ходить, позволяют заглянуть внутрь и помогают обеспечить хороший уровень естественного освещения в помещениях. Кафе и зона отдыха, расположенные так же на самом верхнем уровне, разделены лишь прозрачными стеклянными перегородками с раздвижными дверями, никак не нарушающими связь с окружающим миром.
Еще одно необычное решение — большая стеклянная комната-лифт в углу здания. Через различные отверстия в плетеном внешнем фасаде-экране из него также открываются впечатляющие виды на заснеженные скалистые горы.
Пространство вокруг музея также организовано и превращено в привлекательную общественную зону, где можно не только отдохнуть и перекусить, но и понаблюдать за тем, что происходит внутри. Все довольно просто и изящно: сезонные растения и деревянные скамьи. «Я заметил, что многие люди чувствуют себя неловко, не решаются зайти музей, и попытался помочь им, как-то подготовить, придать уверенность», — говорит Шигеру Бан.
Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com
Официальный сайт музея: aspenartmuseum.org
19 октября в новом павильоне ЦСК «Гараж» начала работу выставка «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана». Самым крупным ее экспонатом стал сам павильон, выстроенный по проекту знаменитого японского архитектора. Автор лично представил свою постройку журналистам.
Автор проекта Шигеру Бан во время пресс-конференции, немного смутившись, заметил, что это большая честь для него – быть упомянутым в одном ряду с выдающимся авангардистом Константином Мельниковым. Впрочем, сегодня Бан – обладатель высшей награды Французской академии архитектуры и золотой медали Джефферсона - является одним из самых узнаваемых архитекторов Японии. Прославился он во многом благодаря «экологическому проектированию» и собственной технологии производства конструктивных деталей из вторичных материалов – прессованной бумаги и промышленного картона.
От первого эскиза до реализации проекта выставочного павильона прошло всего три месяца – рекордный срок. «Когда Даша (основатель и креативный директор ЦСК «Гараж» Дарья Жукова - прим. ред.) предложила мне спроектировать павильон, я засомневался, успеем ли мы сделать все так быстро, - вспоминал Бан. – Но в итоге все сложилось благополучно. Успеху способствовало то, что материалы, а также производители и строители были местные, из России. Например, конструктивные элементы из прессованной бумаги поставила компания из Санкт-Петербурга».
Павильон, овальный в плане, представляет собой одноэтажное сооружение высотой 7,5 м и общей площадью 2400 кв.м. Каркас постройки стальной. Внешний периметр выстроен из картонных колонн с переменным шагом, не несущих значительной конструктивной нагрузки. Ядро здания – белый прямоугольный объем, внутри которого находится экспозиционное пространство площадью 800 кв.м. В фойе будут обустроены кафе и книжный магазин. По словам директора ЦСК «Гараж» Антона Белова, в павильоне Центр будет осуществлять выставочную и образовательную деятельность вплоть до переезда «Гаража» в основное здание в 2013 году. После этого пространство, созданное Шигеру Баном, станут использовать в качестве площадки для экспериментальных проектов «Гаража».
Японский архитектор выразил надежду на то, что москвичи привыкнут к новому объекту и полюбят его. Преимущество временной архитектуры, как отмечает Бан, в том, что такую постройку легко разобрать и перевезти на другое место. Как, кстати, поступили со зданием католической церкви Тактори (своей архитектоникой павильон в Парке Горького похож на него – прим. ред.), построенным бюро Бана в 1995 году после разрушительного землетрясения в японской префектуре Кобэ. Десять лет спустя церковь демонтировали и перевезли в Тайвань.
Экспозиция «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана» описывает историю временных архитектурных сооружений на территории ЦПКиО с момента их возникновения, то есть 1923 года, и развитие этого направления в советской архитектуре. Первый этап этого процесса – Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, главным архитектором которой стал Алексей Щусев, а главным конструктором – Александр Кузнецов. Выставочные павильоны оформляли такие художники и скульпторы, как Александра Экстер, Аристарх Лентулов, Сергей Коненков, Вера Мухина и другие.
Наиболее известными произведениями временной архитектуры той поры можно назвать павильон «Машиностроение», спроектированный Иваном Жолтовским, и павильон «Махорка» Константина Мельникова. История парка так же неразрывно связана с именами архитекторов Власова, Шехтеля, Гинзбурга, Олтаржевского, Щуко.
Экспозиция содержит несколько разделов: территория парка до открытия Всероссийской выставки 1922 года, Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года, развитие парка после 1923 года, открытие парка культуры и отдыха (1928), развитие ЦПКиО в 30-х и 40-х годах XX в., развитие парка после 1943 года и современная российская временная архитектура. Кураторы выставки – Юлия Аксенова, Марианна Евстратова, Сергей Колузаков, Андрей Мизиано, Анастасия Тарасова, Ольга Трейвас и Ирина Чепкунова – собрали уникальный архивный материал и представили его с помощью интерактивных мультимедийных технологий. Многие фотографии, документы, макеты и чертежи никогда до этого не экспонировались и не публиковались.
В пространстве экспозиции создана атмосфера мастерской архитектора - с ярким локальным освещением, направленным на «кульманы» или стол с макетами.
Специальный раздел - «Современное временное», или Temporary Contemporary - в рамках выставки подготовила команда Премии АРХИWOOD. Куратор Николай Малинин и cокуратор Мария Фадеева показывают в нем наиболее любопытные образцы современной временной архитектуры, представляющей собой широкое экспериментальное поле. Сюжеты раздела сгруппированы вокруг нескольких ключевых тем: подвижность, изменчивость, экологичность, экономичность, уместность. Все эти темы, по мнению авторов, можно назвать наиболее актуальными для мировой архитектуры. Однако в России они реализуются пока лишь в малых формах, что ставит их в авангард процесса. Над дизайном раздела работали Александр Закс и Антон Милин. Продюсером и идейным вдохновителем проекта выступила Юлия Зинкевич.
В течение всего периода работы экспозиции ( до 9 декабря 2012 года ) в павильоне будет действовать образовательная программа ЦСК «Гараж», включающая в себя цикл лекций и экскурсий. Вход на все мероприятия свободный. Расписание можно уточнить на сайте «Гаража» www.garageccc.com
Главная новость уходящего дня – Шигеру Бан представил проект временного павильона ЦСК «Гараж» в Парке Горького. Предлагаем вспомнить реализованный объект японского архитектора, где тоже были бумажные трубы.
Пока Рем Колхас в сотрудничестве с русским архитектурным бюро Form Bureau доводит до ума проект реконструкции здания в Парке Горького, где ЦСК «Гараж» должен обрести постоянное пристанище, выставки и образовательная программа Центра будут проводиться во временном павильоне. «Шигеру Бан – известный мастер возведения уникальных зданий в кратчайшие сроки, и мы очень рады тому, что он нашел время и возможность для создания нашего временного дома в Парке Горького», - объясняет выбор архитектора основательница арт-центра Даша Жукова.
Овальное здание высотой 6 метров и общей площадью - 2 400 м² должно быть построено недалеко от Пионерского пруда к сентябрю 2012 года. В плане оно представляет собой овал, в который вписан прямоугольник. Овал – стены из картонных труб. Прямоугольный зал – конструктивное ядро здания. Шигеру Бан собирается использовать материалы местного производства – договориться с каким-нибудь бумажным комбинатом, возможно, в Санкт-Петербурге. Подобную схему он уже задействовали при строительстве Концертного зала в городе Л’Аквилле недалеко от Рима. Там он тоже использовал трубы, свернутые из плотной бумаги, а на каркас пошел металл из бывшей трамвайной остановки. Более подробно об итальянском проекте можно прочитать здесь.
Официальный сайт ЦСК «Гараж»: http://archive.garageccc.com/
По проекту бюро Shigeru Ban Architects в городке Л’Акуиле, расположенном в 100 км к северо-востоку от Рима, построен временный концертный зал. В строительстве были использованы конструкции бывшей трамвайной остановки и переработанная продукция местного бумажного комбината.
История появления этого сооружения весьма драматична. 6 апреля 2009 года землетрясение мощностью 6,3 балла по шкале Рихтера фактически полностью разрушило исторический центр Л’Акуилы с населением около 74 тыс.человек. Три сотни человек погибли, а сам населенный пункт превратился в город-призрак. В числе прочих зданий в руины превратилась и бывшая церковь, перестроенная и приспособленная под концертный зал местной консерватории.
Шигеру Бан и его коллеги, а также волонтеры из числа студентов архитектурно-инженерного факультета университета Л’Акуилы совместными усилиями создали проект нового зала, конструктивной основой которого стал металлический каркас бывшей трамвайной остановки. Стены постройки (ее площадь составила 3 тыс. кв. м) сделаны из свернутой в трубы плотной бумаги, производимой на фабрике в окрестностях Л’Акуилы.
Предполагается, что этот проект послужит толчком для полного восстановления и реконструкции города. Местные власти планируют использовать «бумажную» достопримечательность для обучения студентов консерватории, проведения международных симпозиумов и тематических лекций.
Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com
На фотовыставке в Государственном Музее архитектуры им. А.В. Щусева современные сооружения из дерева будут показаны в парах с их «предками».
Выставка откроется 22 февраля. Идея принадлежит устроителям ежегодной премии АРХИWOOD, которую вручают за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Прием заявок на участие в очередном конкурсе в самом разгаре. А его оргкомитет тем временем представляет проект о том, как «новое деревянное» наследует и переосмысляет вековые традиции.
В основу экспозиции легли фотографии английского архитектора Уилла Прайса, автора книги Architecture In Wood (Thames&Нudson, 2005 год). Он исследовал и фотографировал в разных странах памятники деревянной архитектуры, преимущественно древние. Выставка в МУАРе своеобразно дополняет и развивает его историю. К каждому из строений, запечатленных Прайсом, с его согласия были подобраны пары - современные сооружения, снятые другими фотографами. Прошлое и настоящее в проведенных параллелях может скрепляться отдельными деталями, приемами строительства и декорирования (резьба, спираль) или глобальными темами и понятиями (прозрачность, атектоничность).
Как трансформировался «фахверк»? Где недавно использовался «лемех»? Что общего у музея современного искусства во Франции и японской пагоды? Выставка призвана убедить нас в том, что древние законы деревянной архитектуры актуальны и в нашем мире и давно преодолели географические границы. Лучше всех ими владеют архитекторы, для которых дерево остается главным материалом, - Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Известны они и западным мастерам широкого профиля - Шигеру Бану, Тадао Андо, Петеру Цумтору, Ренцо Пьяно. Прекрасно умеют применять их на практике и наши зодчие – Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Евгений Асс, Юрий Григорян, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, чьи cооружения также представлены на выставке.
С 22 февраля по 22 марта, «Флигель-Руина» Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Организатор AРХИWOOD, официальный сайт: www.arсhiwood.ru
Генеральный партнер проекта: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA)
Официальный партнер выставки: курорт «Пирогово»,
Соорганизатор: PR-агентство «Правила Общения»
Партнеры: Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Российский институт культурологии
Куратор – Николай Малинин
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.