Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Фрэнк Гери реализовал свой первый объект на Австралийском континенте. Это здание бизнес-школы, построенное в рамках проекта обновления кампуса Сиднейского технологического университета (UTS).
Школа названа в честь австралийского бизнесмена китайского происхождения доктора Чау Чак Винга (Chau Chak Wing), который пожертвовал университету 20 миллионов долларов; всего же в реконструкцию и строительство в университетском кампусе планируется вложить один миллиард долларов.
У Гери солидный опыт по возведению университетских зданий – он проектировал для Массачусетского и Принстонского университетов, для университета в Кливленде. Однако в данном случае заказчики хотели создать особое пространство, которое воплотило бы современный инновационный подход к бизнес-образованию, принятый в Сиднейском технологическом. Школа готовит студентов к междисциплинарной деятельности, сочетающей теорию и практику. Они должны научиться интегративному мышлению, которое соединяет традиционные бизнес-навыки с такими, например, дисциплинами как проектирование, дизайн и инжиниринг.
Здание разрабатывалось «изнутри наружу», то есть необычные, «мятые» фасады вознили как результат развития и соединения внутренних пространств. «При осмыслении задачи у меня в голове возник образ дерева: ... растущий, развивающийся организм со множеством ветвей-мыслей», – поясняет автор. Эта идея воплотилась в сооружении, где студентам предоставлена возможность самостоятельной, сосредоточенной работы в аудиториях и других помещениях – в «ветвях дерева», после чего они могут встретиться в официальных и неформальных общественных пространствах – в «стволе». Так метафора была реализована в структуре нового объекта.
Архитектура школы с разных сторон выглядит как две противоположные, но взаимосвязанные стороны одной личности: восточный фасад выложен из кирпича песочного цвета, западный состоит из острых стеклянных граней. Кирпичный фасад напоминает колышущуюся ткань или неровную кору дерева, а может быть, смятое железо. Разное в течение дня и в зависимости от погоды освещение выявляет его сложную форму и меняет цвет. Стеклянный фасад отражает окружающий город. Эти контрастные материалы взяты архитектором из городской ткани Сиднея, где современные стеклянные «билдинги» сочетаются с исторической кирпичной застройкой.
Для «мятой» кирпичной кладки были разработаны пять типов кирпичей, которые затем были изготовлены на заказ, и стены выкладывались из них вручную, по индивидуальной схеме для каждого участка стены.
Для семинарских занятий предназначены два овальных класса в стилистике сруба – что поддерживает тему дерева. Такая форма позволяет учащимся проще взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, который будет находиться в центре.
Лестница-скульптура из полированной стали, где движение людей (и идей) преломляется и отражается в сияющих поверхностях, стала фокусной точкой входа в это разнообразное пространство.
Лекционный зал на 120 мест удобен и для формата работы в небольших группах.
Кампус Сиднейского технологического университета расположен в южной части Сиднея, и является конечной точкой на «культурном маршруте» города, который берет свое начало у Сиднейского Оперного театра. Вокруг – деловой район Сиднея, поэтому школа Чау Чак Винг призвана стать важным исследовательским и образовательным центром не только для студентов, но также для бизнес-сообщества. Ожидается, что она привлечет десятки тысяч международных посетителей ежегодно, добавляя туристической отрасли Австралии миллионы долларов в год за счет бизнес-мероприятий.
Официальный сайт архитектурного бюро: foga.com
Официальный сайт проекта: ets.edu.au
О том, что Художественный фонд Louis Vuitton, достоин собственного здания от именитого архитектора, заговорили еще в 2001 году. В 2006-м началось проектирование, в 2008-м — строительство. 27 октября 2014 года произведение маэстро Фрэнка Гери предстанет перед публикой.
Фрэнку Гери посчастливилось построить немало музеев и крупных культурных институций. Масштабная работа по заказу Бернара Арно, главы лакшери-концерна LVMH и входящего в него фонда Louis Vuitton, стала логическим продолжением и развитием деконструктивистских принципов, заявленных в здании музея Гуггенхайма в Бильбао, в концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, в музее MARTа в Германии в музее искусств Вейсмана в Миннеаполисе, и, если еще углубиться в историю, то и в постройках для компании Vitra в Германии и Швейцарии.
В этом проекте нет никаких случайностей, все взвешено, продумано и разыграно, подобно грандиозному спектаклю. Это здание – оммаж выдающегося архитектора и влиятельного бизнесмена любимому Парижу.
Место. Конечно — знаковое. Северная окраина Булонского леса – любимая территория семейного отдыха горожан. Рядом – Акклиматизационный сад, маршруты велосипедных, пеших, конных прогулок, ремесленные мастерские, кукольные театры, детская железная дорога, парк аттракционов. Что ж, и сама новостройка – аттракцион, «презревший», как и его автор, все разговоры о том, что время wow-архитектуры прошло.
12 стеклянных «парусов» делают строение на берегу озера легким, а отражающаяся в них листва деревьев «растворяет» постройку в пейзаже. Тем не менее, объект высотой 46 метров хорошо просматривается со всех сторон, становясь еще одним символом Парижа. Внешние галереи усиливают связь объекта с окружением, открывая виды не только на парк, но и на Эйфелеву башню, Триумфальную Арку и Дефанс. Противоречивое сочетание «эфемерности» и значимости.
Время. С одной стороны, проект Гери, естественно, его опережает. Еще до завершения он получил несколько престижных премий в области инженерных инноваций. Всевозможные ресурсосберегающие технологии, продвинутая климатическая система, построенная по геотермальному принципу, большой процент (до 75%) повторного использования материалов, прекрасный уровень акустического и визуального комфорта, абсолютная безопасность для здоровья человека — все здесь есть. Так, 120 000 кубометров земли под фундамент даже выкапывали особым образом, слоями, чтобы облегчить ее дальнейшую переработку. А в стеклянные панели оболочки внедрили тонкий керамический слой, защищающий от солнечных лучей и помогающий снизить потери тепла.
С другой стороны, объект «вписан» в историю самого Парижа, начиная со второй половины 19 века (Булонский лес возник в 1860-м) и в историю искусства — примерно с того же времени. (Любопытно, что и история самой марки Луи Вюиттон начинается в тот же период — в 1854 году.). Выставлять планируется вещи из корпоративной коллекции компании и частного собрания ее руководителя. Среди них доминируют работы современных художников, но так же представлены и известные имена 20 века: Пикассо, Уорхол, Мур, Кляйн. Кроме постоянной экспозиции и временных выставок, будет организована обширная образовательная программа и мероприятия на стыке различных направлений культуры.
Действие. Как всегда у Гери – артистичное. По эскизам вручную выполнялись макеты, затем окончательный вариант просчитывался с помощью специального разработанного программного обеспечения. Реализация идей также потребовала нестандартного подхода. «Паруса», например, состоят из 4000 стеклянных панелей размером 3 м на 1,5 м, изгиб которых ни разу не повторяется. Для их производства потребовались особые печи и абсолютно новая технология формовки. Если учесть, что стоимость проекта оценена в 200 миллионов долларов, а работали над ним более 600 человек — 250 непосредственно на стройке и 350 архитекторов, инженеров, проектировщиков и технических специалистов крупных компаний в разных странах, то «спектакль» приобретает поистине планетарный масштаб.
Главный герой. Структура здания многослойна. Сначала – черный изоляционный материал. Затем – более 19 000 белого цвета панелей из современного материала Ductal — пластичного бетона, облегчающего работу с формой. И, наконец, 13 500 кв.м. стеклянных поверхностей закрепленных на металлических и деревянных конструкциях.
Внутри расположена аудитория на 360 мест, ресторан, специальная галерея, в которой можно устраивать показы мод и различные светлые, максимально нейтральные выставочные пространства.
Официальный сайт архитектора: foga.com
Официальный сайт фонда: fondationlouisvuitton.fr
Проект квартала рядом с электростанцией «Баттерси» в Лондоне, разработанный Фрэнком Гери и Норманом Фостером.
Бывшая электростанция «Баттерси» на берегу Темзы обладает узнаваемым и, можно даже сказать, культовым силуэтом. Она прекрасно расположена: почти в центре города, напротив большого общественного парка «Баттерси» и внутри развивающейся транспортной сети. Но непосредственно к электростанции примыкают пустующие промышленные площади (более 743 тыс. кв. м.), преобразование которых было неизбежным. Здесь собираются построить новый городской центр, жилой квартал с офисами, пространствами торговли и искусства. Ставится цель создать место с уникальной городской средой и архитектурой. Генплан регенерации территории разработало американское бюро Rafael Viñoly Architects. Он делится на три части, и недавно были опубликованы материалы третьей, завершающей стадии проекта, за которую отвечают Фрэнк Гери и Норман Фостер. Речь идет о территории, примыкающей к электростанции с юго-востока. Этот участок, согласно генплану, соединит электростанцию с будущей станцией метро с помощью главной артерии The Electric Boulevard.
Проект третьей стадии включает в себя более чем 1300 жилых единиц, гостиницу, коммерческие и рекреационные пространства. Его условно можно разделить на две части: располагающийся восточнее от The Electric Boulevard комплекс Prospect Place, стиль которого легко выдает своего автора – Фрэнка Гери, и здание, расположенное западнее от бульвара под названием The Skyline, спроектированное бюро Нормана Фостера.
«С самого начала мы ставили цель создать район, соединенный с исторической тканью Лондона, но который все же имеет свою идентичность и целостность. Мы попытались сформировать гуманную среду, в которой приятно и жить и быть гостем», – говорит Фрэнк Гери. Prospect Place, спроектированный его бюро, включает в себя пять общественных объемов и примерно половину от общего количества жилья на территории. Одно из зданий, своего рода доминанта комплекса, в плане похоже на цветок. Первые этажи зданий двойной высоты отданы под коммерческие функции, которые будут стимулировать жизнь и активность вокруг, так же как парк и многофункциональный общественный центр, расположенные между основными строениями.
The Skyline – волнистое длинное здание, закрывающее собой весь новый район от прилегающего шоссе. Проект Нормана Фостера включает в себя доступное жилье, медицинский центр и гостиницу на 160 номеров. Первые два этажа с восточной стороны – коммерческие пространства. А на крыше, по всей длине дома, разбьют сад, самый большой сад на крыше в Лондоне, откуда будет открываться прекрасный вид на электростанцию «Баттерси».
Весь комплекс планируемых вокруг электростанции трансформаций формально безупречен, как и интенции строительства, но во всем генплане регенерации территории чувствуется какое-то противоречие, которое является, скорее, стилистическим. Иконическая строгость электростанции «Баттерси», ее масштаб, ее историческая ценность формируют определенную мелодию, ритм, которые новое строительство не поддерживает, а, скорее, пытается переиграть.
Смысловая насыщенность легендарной промышленной территории и ее роль доминанты уже подразумевают то, что окружающим новостройкам следовало бы стать контекстом, изящным фоном. Но проект, планируемый сейчас к реализации, – это скорее слишком яркий занавес, который отвлекает внимание от главного героя.
Официальные сайты архитектурных бюро: fosterandpartners.com, foga.com
Cтроительство этого здания в Панаме только закончилось, а виртуальное пространство некоторых профильных СМИ уже превратилось в поле боя. Разброс мнений такой: от «лучший архитектурный объект в стране» до «самый омерзительный проект Гери».
Начать, пожалуй, следует с того, что у этого объекта судьба действительно была непростой. Первое здание мэтра на территории Латинской Америки все никак не могли достроить. Напомним, что концепция музея была разработана международной командой дизайнеров, архитекторов и ученых еще в 2001 году. Потом начались политические и финансовые неурядицы, сменилось руководство страны и стройку заморозили. В конечном итоге объект удалось закончить под эгидой Смитсоновского института и благодаря помощи некоммерческого фонда Amador Foundation.
Конечно, от Гери ждали архитектурной достопримечательности вроде Музея Гуггенхайма или Диснеевского концертного зала. Заказчики своих устремлений не скрывали, и вся команда, включающая бюро Гери, дизайнеров Bruce Mau Design и специалистов по ландшафту из Edwina von Gal & Company, догадывалась об этом. Достопримечательность и получилась: сияющие всеми цветами радуги наклонные крыши музея прекрасно видны и со стороны Панамского канала, и из города, расположенного в нескольких километрах. Планируется, что на базе этого учреждения будут проходить обучение до 40 000 студентов в год, а ежегодный поток туристов превысит 500 000 человек.
В пространственном отношении монолитное железобетонное здание представляет собой композицию из центрального атриума и окружающих его со всех сторон павильонов неправильной формы, перекрытых разноцветными, наклоненными под разными углами кровлями, опирающимися на массивные колонны. Напластования металлических конструкций должны, по замыслу авторов, отразить многообразие флоры и фауны Панамы. Интерьер состоит из восьми галерей, а главная экспозиция носит название «Панама: мост жизни». Во внутреннем пространстве музея немало примечательных объектов, среди которых экран из цветного стекла высотой 8 м и длиной 14 м, две натуральные скалы высотой по 14 м каждая, цилиндрические аквариумы глубиной по 10 м.
Музей биологии в Панаме наверняка станет одним из самых противоречивых в портфолио бюро. Сегодня спектр оценок включает в себя как безусловно положительные, так и резко отрицательные. Одни критики называют этот архитектурный объект лучшим в Панаме, другие сравнивают его с развалившейся после урагана известной сетевой закусочной. А один зарубежный портал, посвященный дизайну и новым технологиям, открыто обвинил Гери в коммерческом подходе к архитектуре. Бюджет проекта составил около 60 млн. долларов.
Официальный сайт архитектурного бюро: foga.com
Официальный сайт музея: biomuseopanama.org
Впервые за четверть века выдающийся архитектор спроектирует что-то для региона, где располагается его бюро. Это будет комплекс, включающий отель, кондоминиумы и музей на пересечении бульвара Санта-Моника и Оушен-авеню.
До конца марта население Санта-Моники должно решить судьбу проекта Ocean Avenue, предложенного городскому совету бюро Фрэнка Гери. Проект предусматривает строительство 22-этажного отеля на полторы сотни номеров, 22 кондоминиумов, жилого дома с 19 апартаментами разной конфигурации и музейного корпуса площадью 3344 кв.м. Можно предположить, что концепция Гери и его коллег будет утверждена, может быть, с незначительными изменениями: все-таки мастер давно ничего не проектировал в округе Лос-Анджелес, где с начала 60-х годов открыта его практика Gehry Partners, LLC. Для калифорнийцев эта работа символична.
Основным зданием комплекса станет гостиничная башня высотой 75 м. В ее архитектуре нашли отражение творческие принципы Фрэнка Гери, его фирменные приемы. Динамичный прямоугольный объем словно бы скручен вокруг своей оси. Рельеф на фасадах образован дугообразными впадинами, опоясывающими высотку. Округлые вырезы в верхней части башни по степени выразительности архитектурного образа конкурируют с каскадной структурой постройки в целом.
В подземном пространстве запланирован трехуровневый гараж. Первый и второй отдадут под магазины и рестораны. На выступе здания и на крыше будут обустроены общественные пространства с озеленением и площадки для панорамного обзора.
Официальный сайт архитектурного бюро: foga.com
Фрэнк Гери спроектировал особняк на две семьи для благотворительного фонда Make It Right, который занимается помощью пострадавшим в Новом Орлеане от урагана «Катрина» в 2005 году.
Всего благотворительный фонд Make It Right, основанный голливудским актером Брэдом Питтом, планирует возвести 150 домов в Лауэр Найнс Уорд, одном из наиболее пострадавших от затопления районов Нового Орлеана. В настоящий момент по проектам известных архитекторов построено уже несколько десятков зданий. Все они сделаны из недорогих материалов вторичной переработки и спроектированы с использованием ресурсосберегающих «зеленых» технологий. Общая конструктивная деталь – свайное основание, позволяющее избежать подтопления.
Площадь особняка, созданного Гери, - около 170 кв.м. Он состоит из двух равных симметричных частей с одинаковым набором помещений. Форма его продиктована утилитарными задачами. Например, на нескольких террасах с навесами обитатели дома могут укрываться во время наводнения, поднимаясь все выше по мере прибывания воды. Верхняя точка – общая кровельная терраса, над которой расположены покрытые влагозащитным слоем фотогальванические панели, обеспечивающие жилище электроэнергией. Для наружной отделки выбраны фиброцементные панели со сроком службы более 50 лет. Этот материал в отличие от дерева не боится сырости, плесени и термитов. Кровля постройки покрыта оцинкованным железом.
Важная деталь: будущие домовладельцы могут сами выбрать цвет, в который будут окрашены внешние и внутренние стены дома. В данном случае хозяева отдали предпочтение песочному и лиловому оттенкам, а также цвету чайной розы.
Официалный сайт архитектора: foga.com
В Гонконге построен жилой дом, получивший название Opus Hong Kong. По его внешнему виду нетрудно идентифицировать автора. Причудливая многочастная структура, «падающие» линии, сдвиги и изломы – Фрэнк Гери использовал в этом проекте многие характерные приемы из своего «деконструктивистского» арсенала.
Opus Hong Kong возник на зеленом холме, возвышающемся над высотной застройкой города. За разноликими небоскребами виднеется живописная гавань Виктория – одна из главных достопримечательностей Гонконга. Такое выигрышное место само по себе располагало к появлению знакового объекта.
Дом Гери отдаленно напоминает кусок корабельного троса: несколько вертикальных объемов, одни - органических, другие - кубических очертаний, слегка скручиваются по спирали подобно веревкам. Это «движение» подчеркнуто меаллическими тягами в стеклянных футлярах, разделяющими лоджии. Криволинейные стеклянные отсеки чередуются с угловатыми каменными. Для облицовки был выбран испанский камень теплого янтарного оттенка, хорошо читающегося на фоне зелени.
Лоджии, как и кубические ячейки, динамично смещены друг относительно друга, что дполонительно усложняет композицию. Внутри же это образцовый дом для весьма обеспеченных жильцов. «Винтовая» структура здания позволила не только снизить нагрузку на несущие стены, но и создать комфортную открытую планировку интерьеров, выстроенную вокруг центрального ядра. Необычная конфигурация объемов обеспечила уникальность каждой квартире, а их на 12 этажах - всего 12. Нижние этажи занимают две двухуровневые квартиры с собственным садом и бассейном. Каждый из оставшихся 10 этажей предназначен лишь для одной квартиры площадью от 560 кв.м до 640 кв.м. Можно представить, какие потрясающие виды открываются из их окон с обзором 360 градусов.
Официальный сайт архитектурного бюро: foga.com
В издательстве Taschen выходит альбом, в котором собраны летние павильоны Serpentine Gallery, созданные знаменитыми архитекторами.
В прошлом году легендарная лондонская арт-галерея отпраздновала два юбилея – сорокалетие своего существования и десятилетие архитектурной программы. Согласно этой программе, неподалеку от основного здания галереи каждое лето появляется новый выставочный павильон. Проектировать их приглашаются звезды мировой архитектуры, у которых еще нет построек в Великобритании. Исключение сделали только для Захи Хадид. Она построила в разные годы два павильона, включая самый первый. За ее творением последовали работы Даниэля Либескинда, Тойо Ито, Оскара Нимейера, Алваро Сизы, Рема Колхаса и других знаменитостей. На разработку проекта дается всего полгода, павильон открывается в начале лета и по окончании сезона разбирается. Теперь этим парадом достижений современной архитектуры, который был доступен жителям и гостям Лондона на короткое время, можно полюбоваться на страницах альбома, подготовленного архитектурным критиком Филиппом Джодидео.
Официальный сайт издательства: taschen.com
Подходят к концу отделочные работы и меблировка в общественных помещениях «скайскрейпера», построенного по проекту притцкеровского лауреата Фрэнка Гери в Нью-Йорке.
Самое высокое в Западном полушарии здание, расположенное на Спрюс-стрит, в северной части Манхеттенского Сити, - первый небоскреб Гери, возведенный в Нью-Йорке. В этом проекте архитектор продолжил свои творческие поиски в рамках органической эстетики. Манера автора, так отчетливо различимая в офисном здании InterActive Headquarters (2007) и концертном зале Уолта Диснея (2003), на этот раз была выражена не совсем обычным образом. Волнообразно изогнутые фасады здания являются реминисценцией произведений Джанлоренцо Бернини, итальянского скульптора XVII века. И действительно, оболочка из стекла и нержавеющей стали чем-то напоминает драпировку.
76-этажный небоскреб Гери (высота 265 м, площадь – более 100 тыс.кв. м) идеально вписан в существующий урбанистический контекст и вступает в диалог с такими объектами, как знаменитый Бруклинский мост, Вулворт-билдинг Кэсса Гилберта или штаб-квартира фирмы «Крайслер».
Внутреннее пространство поражает функциональным многообразием. Более 900 жилых апартаментов, школа площадью 9 тыс.кв. м, офисы Центрального госпиталя Нью-Йорка, подземная парковка на 175 автомобилей для госпиталя, а еще фитнес-центры, игровые зоны для детей, бассейн под открытым небом, гриль-терраса, художественные студии, библиотека. Кроме того, бюро Фрэнка Гери спроектировало масштабную общественную зону (площадь), примыкающую к зданию.
Официальный сайт архитектурного бюро: foga.com
25 января 2011 года торжественно открылся New World Center в Майами-Бич - образовательный центр и концертный зал оркестра New World Symphony. Автор проекта - Фрэнк Гери.
New Word Center - это здание площадью 9350 кв. м с концерным залом на 765 мест, 25 аудиториями для индивидуальных занятий и двумя - для занятий ансамблей, звукозаписывающей студией Knight New Media Center на третьем этаже и террасой на крыше.
Одно из главных помещений комплекса - Sun Trust Pavilion, многофункциональный круглый зал с 13-ю рядами кресел, который может использоваться как концертный зал, для репетиций, показа фильмов, лекций, конференций. Концерты проходят на 10 передвижных площадках на разных уровнях. Зал можно трансформировать, приспосабливая для разных функций, от сольного концерта до масштабных танцевальных постановок. Он оборудован десятью камерами-роботами, которые охватывают все, что происходит внутри, и записывают концерты без участия операторов. Рисунок обивки кресел в этом зале разработал Фрэнк Гери, а выполнила фирма Poltrona Frau.
Обычные для Гери вздыбленные, круглящиеся формы на этот раз проявились в интерьере. Их видно с улицы сквозь бескаркасный стеклянный фасад. Одна из квазицилиндрических форм - изгибающийся коридор, который, постепенно сужаясь, ведет из вестибюля к концертному залу. Другие - округлые стены аудиторий. Снаружи находится Miami Beach SoundScape - пплощадь, рассчитанная на 1000 человек, перед плоской белой стеной здания, с уличными звуковыми установками. В здании будут проходить концерты, обучение студентов, то и другое можно будет записывать для радио, телевидения и трансляции в интернет, а также показывать на стене-экране перед площадью.
Помимо архитектора Фрэнка Гери в работе принимали участие инженер-акустик - Ясухиса Тойота, один из лучших специалистов в своей области. Miami Beach SoundSpace оформили West 8 - известные ландшафтные архитекторы из Нидерландов.
Официальный сайт архитектора: foga.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.