Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
С 27 января по 6 февраля пройдет совместный воркшоп студентов Московской архитектурной школы МАРШ и Лионского института инноваций и креативных стратегий Confluence.
Проблемы, с которыми сталкивается Таруса сегодня, типичны для малых исторических городов России — отсутствие достаточного количества рабочих мест, ветхость исторической застройки, и уникальны — с каждым годом поток туристов вымывает культурную идентичность Тарусы. При этом отсутствует долгосрочная стратегия развития города, пространственный сценарий которой и должен появиться в результате 10-дневного воркшопа МАРШ и Confluence.
Феномен Тарусы. Место зимнего воркшопа – Таруса, удивительный город, вместивший в свое патриархальное пространство огромный и разнообразный опыт – духовный, культурный, политический.
Основанный в XIII в., он стал популярным среди художников в конце XIX в. благодаря усилиям Василия Поленова, который основал в Тарусе дом творчества. Здесь находилась дача основателя Пушкинского музея Ивана Цветаева, где провела детство его дочь Марина, здесь похоронен художник Виктор Борисов-Мусатов. Таруса находится в 117 км от Москвы, за пределами 100-километровой зоны, где в советское время запрещалось селиться бывшим политзаключенным. В 1940-70-е годы — это центр внутренней эмиграции советской культурной элиты, где мирно уживаются как репрессированные, так и лояльные режиму люди. Здесь жил и работал писатель Константин Паустовский, рядом провел последние годы жизни после лагерей поэт Николай Заболоцкий. В Тарусе в 1964-м скрывался от ареста Иосиф Бродский. Здесь задолго до «бульдозерной» прошла первая в СССР выставка художников-нонконформистов.
После распада Союза преемственность не исчезает, в Тарусе сохраняется мощное интеллектуальное и творческое напряжение – здесь периодически живут и работают современные художники и архитекторы: Александр Петлюра, Стас Жицкий, Михаил Лабазов, Лаврентий Бруни и другие. В августе 2016 в доме художника Эдуарда Штейнберга открылась арт-резиденция ГМИИ им. А.С.Пушкина.Потенциал Тарусы не исчерпывается культурно-историческими ценностями, это популярный среди туристов природный заповедник, научный и медицинский центр.
Круглый стол. Центральное место в исследовательской части воркшопа займет изучение физических и нематериальных ценностей города. Именно этой теме будет посвящен круглый стол «Таруса: гуманитарные ценности как ориентиры городского планирования», который пройдет 28 января в Доме Литераторов Тарусы.
Круглый стол соберет экспертов в различных областях гуманитарного знания: сотрудники Фонда Науманна представят результаты летней школы «Свобода в общественном пространстве», историк архитектуры Борис Пастернак расскажет о памятниках архитектуры, Ольга Шишко поделится концепцией создания арт-резиденции в доме Штейберга – одного из новых проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, историки искусства Сергей Куликов и Надежда Коврижкина опишут современный художественный ландшафт Тарусы. Ректор МАРШ Евгений Асс расскажет о собственном опыте работы с малыми городами, в том числе исследовании Тарусы. Под модераторством историка Анатолия Голубовского участники и эксперты обсудят технологии работы с ценностями малых исторических городов применительно к специфике Тарусы.
Воркшоп организован при поддержке Фонда развития образования и культуры Исмаила Ахметова и Центра современной архитектуры.
Московская Архитектурная школа МАРШ (Москва), основанная в 2012 году известным российским архитектором Евгением Викторовичем Ассом, является образовательным центром с развернутой программой исследований и рефлексивных практик, побуждающих студентов не только размышлять и анализировать, но и видеть и чувствовать. Миссия школы – воспитание думающих и чувствительных архитекторов. Ректор МАРШ Евгений Асс и преподаватель курса Наринэ Тютчева станут тьюторами воркшопа.
http://march.ru/
Название лионского Института инноваций и креативных стратегий в архитектуре Confluence (Institute for Innovation and Creative Strategies in Architecture) можно перевести как «слияние», это одна из самых смелых экспериментальных архитектурных школ Европы, которая объединяет архитекторов, художников, философов, инженеров и кинорежиссеров. Одиль Декк, основавшая Confluence в 2014 году, считает, что институт призван «стереть предопределенные границы академических конструкций». Из Франции в Тарусу приедут 5 студентов во главе с доцентом института, приглашенным профессором школы урбанистики Ecole Urbaine at Sciences-Po (Париж) Николасом Ханнекином.
http://confluence.eu/
Организатор воркшопа — Лаборатория архитектурной школы МАРШ лаб
Тьюторы:
Наринэ Тютчева, Евгений Асс, Николас Ханнекин
Ассистенты:
Полина Лызова, Филипп Якубчук
Консультанты:
Борис Пастернак (архитектор, историк акрхитектуры), Анатолий Голубовский (историк, культуролог), Егор Коробейников (экономист)
Экспертный совет:
Ирина Коробина, Илья Мейтыс, Михаил Лабазов, Андрей Савин, Андрей Чельцов, Тотан Кузембаев, Юрий Виссарионов, Стас Жицкий.
Участники международного воркшопа-конкурса концепций для здания культурно-образовательного центра в Махачкале cоздали восемь версий «пространств образования будущего». В этой публикации представлены все проекты и впечатления победившей команды от творческого процесса и работы с тьютором, японским архитектором Хироки Мацурой.
Продолжаем рассматривать итоги воркшопа-конкурса «Пространство образования будущего», прошедшего недавно в Махачкале. О значении события и предпроектных исследованиях можно прочитать здесь.
Бриф. Участникам было выдано достаточно подробное техническое задание. На территории между парком и тихой улицей Абубакарова Благотворительный фонд «ПЕРИ» планирует построить здание культурно-образовательного центра «Периметр». Участок имеет длинную, вытянутую форму (ширина около 21-25 метров, длина – около 70 м). С юго-западной стороны соседствует с домом Расула Гамзатова, образцом позднего совмодернизма. С противоположной стороны ведется строительство частного дома. Новый объект привнесет в район функциональное разнообразие и должен стать ярким архитектурным событием, одновременно здание нужно гармонично и вежливо вписать в малоэтажную жилую застройку.
В функциональной программе «Периметра» выделяются два основных блока. Первый – бизнес-инкубатор «ПЕРИ Инновации», сейчас он действует в не слишком удобных помещениях Университета. Здесь нужны пространства, в которых молодые дагестанские ученые и предприниматели будут заниматься разработкой и продвижением IT- и других высокотехнологичных продуктов. Нужен коворкинг, лаборатории, конферец-зал, хостел, молельная комната и сервисные помещения. Второй блок – центр детского дополнительного образования с классами для занятий и комнатой преподавателей. В программу «Периметра» также включены входная зона с гардеробом, жилая зона с квартирами для гостей центра, офисы администрации, технические помещения и фойе для различных мероприятий и выставок. Для всех функций прописан определенный, но в то же время открытый для корректировки метраж (общий – около 2000 кв.м). Участникам воркшопа предлагалось продумать организацию пространств, объемно-пространственную композицию и образ здания.
Выиграл проект PIC (Peri Innovation Center). Авторам – Анне Петровой (Россия), Патрисии Урлан (Румыния), Джеффри Стивенсу (США) – удалось вместить и выразить все необходимое в самой, наверное, сдержанной и скромной форме из всех представленных. Их здание состоит из нескольких кубических объемов, между которыми на единой оси образуется серия внутренних двориков, а на крышах – система террас. Через дворики можно пройти от улицы Абубакарова к парку.
Простая внешняя форма скрывает театрального характера сценарий внутренних пространств – затягивающий, открывающий по ходу движения интригующие перспективы и виды на разные помещения. Фасады из традиционного для Дагестана камня архитекторы соединили со стеклянными плоскостями. С улицы здание выглядит основательным, «укрепленным» и в то же время гостеприимным, привлекающим прохожих большим окном-витриной. А в парк полностью открывается прозрачными стенами.
Минималистичное и чистое решение отчасти объясняется вдохновением, исходящим от тьютора этой команды – японского архитектора Хироки Мацуры (партнер бюро MASA architects и MAXWAN, Роттердам). На участников и организаторов воркшопа он произвел впечатление человека исключительно приятного, но немного «с другой планеты». Не всегда удавалось понять его эмоции и реакции, но мыслил он поэтично, образами – например, написал имена участников своих команд на горшках с растениями.
«Хироки общался с нами на равных, выслушивал, рассматривал предложения и лишь намекал, в каком направлении нужно двигаться. Советы давал необычные, не прямые указания на действия, а метафоры. Например, предлагал посмотреть на объект с другой стороны, будто через зеркало. Говорил: «Вам повезло, у вас очень мало времени, вы не испортите. Сделали схему из кубиков, теперь должны быть аккуратными с деталями, должны воспроизвести концепцию максимально читаемо». И будто резал руками воздух, объясняя свое видение», – рассказала представительница команды Анна Петрова, студентка МАрхИ.
Похоже, жестикуляция тьютора стала в этом проекте не последним фактором формообразования. По словам Анны, все члены их команды быстро нашли общий язык: «Патрисия сразу сосредоточилась на идее «интимных пространств, внутренней оси-«улицы» с двориками, подобными тем, что мы видели, гуляя по городу. Она разрабатывала планы. Джеффри удивил всех, привезя с собой стационарный компьютер. В процессе работы он быстро набрасывал варианты в 3D моделях, дальше все вместе обсуждали, вносили изменения. Мне был интересен социально-психологический аспект – как привлечь к зданию внимание, сделать так, чтобы в него захотелось войти и было комфортно. Подача проекта должна была быть максимально понятной обычному жителю города, не профессионалу, поэтому я также разрабатывала 3D-визуализацию, у нас в этом плане сильная школа».
Что будет дальше? Авторство проекта останется за победителями, и они будут привлечены к дальнейшим этапам реализации, обещает заказчик. В ближайшее время по тендеру выберут компанию, которая займется рабочей документацией. И уже летом этого года планируется начать строительство. Остается надеяться, что реализация сохранит емкость и чистоту авторской мысли, и вслед за «Периметром» в Махачкале появится еще много интересной и осмысленной современной архитектуры.
На пресс-коференции по итогам конкурса организаторы рассказывали, что выбор победителя оказался сложным. Вошедшие в жюри архитекторы известных британских, норвежских, итальянских бюро, деятели культуры и образования дали большой разброс мнений и к консенсусу пришли в результате совещаний по скайпу. По словам Полины Филипповой, исполнительного директора Фонда «ПЕРИ», любое из восьми предложений могло бы стать ярким архитектурным событием для Махачкалы. Представляем вашему вниманию работы участников.
Концепция: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБЛАКО
Авторы: Олжас Капабаев (Казахстан), Анна Будникова (Россия), Владислав Храмов (Россия), Садиа Моуната (Бангладеш)
Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
В здании предусмотрены два входа, общественный со стороны парка и приватный для сотрудников и детей со стороны улицы Абубакарова. На первом этаже расположены многосветные общественные пространства, которые перетекают друг в друга и перекрываются структурой «Интеллектуального облака». В ней размещаются коворкинг, лаборатории, офисы, переговорные. Плюс она включает в себя системы освещения, вентилияции, рекуперации и охлаждения воздуха. Световые проемы обеспечивают необходимую освещенность рабочих пространств.
Перегрев здания уменьшает особое стекло, таким образом, большая остекленная поверхность фасада, не характерная для местного климата может быть использована в этом здании, как символ открытости общественных пространств. Для выработки электроэнергии и тепла в здании будут применены солнечные батареи и тепловые насосы.
Концепция: EDUCATION HUB
Авторы: Паркер Амманн (США), Камиль Цунтаев, Люба Крутенко (Россия)
Тьютор: Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка»
В основу проекта положена идея взаимодействия и сотрудничества как главного условия качественного обучения. Три одноэтажных блока (детский (350 м2), офисный (250 м2) и жилой (160 м2) объединены между собой общим четырехуровневым пространством, в котором размещены основные общественные зоны: входной холл, выставочная зона и конференц-зал. Также внутри общественного блока расположены коворкинг и лаборатории, связанные напрямую с конференц-холлом пандусом-библиотекой. Для отделки использованы два типа материалов – для трех одноэтажных корпусов предполагается использовать дагестанский известняк, а для центрального объема – структурное матовое остекление.
Три основных блока имеют простую пространственную структуру и предназначены каждый для своей специфической функции, в то время как центральный блок представляет собой сложную композицию из разноуровневых многофункциональных пространств.Конференц-зал на 150 человек предназначен не только для проведения лекций или публичных мероприятий, cкорее это большая гостиная, где все, кто учится и работает в образовательном центре, могут собираться, чтобы провести время вместе.
Коворкинг представляет собой куб, который подвешен на двух фермах над конференц-залом и в который можно попасть на лифте или по лестнице с любого этажа главного корпуса, или по пандусу-библиотеке из конференц-зала. Таким образом, конференц-зал, библиотека и коворкинг связаны между собой в единое пространство. К основному объему, формирующему это общее пространство, примыкают на разных уровнях маленькие блоки, которые выполняют функции отдельных кабинетов, переговорных и комнат для телефонных разговоров. Это создает необходимую иерархию пространства и при всей его открытости и прозрачности оставляет место для уединения и индивидуальных занятий.
Концепция: ПЕРИПОЛИС
Авторы: Ильдар Биганяков (Россия), Хунг Танг Данг (Вьетнам, Великобритания), Камиль Гаджикасумов (Россия), Эльмира Магомедова (Россия, Великобритания)
Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ
Здание состоит из трех основных пространств, тесно связанных с парком и его окрестностями. Пространство первого этажа разделено на две основные зоны: центр дополнительного образования для школьников и общественное пространство с выставочным залом и кафе. Общественное пространство здания так же выходит за его границы в виде небольших модулей/павильонов, которые могут служить площадками для интернет-сообществ, шахматистов, книжных клубов и т.д. Эти модули создают связь между общественным и не общественным.
Пространство первого и второго этажа спроектировано для наиболее удобного использования здания сотрудниками Peri Innov¬ations, резидентами, пользователями коворкинга.
Пространство на крыше, напоминающее своей морфологией типичный квартал в городе, создано для вдохновения. Оно также содержит в себе часть программы центра, позволяя наибольшему количеству людей пользоваться крышей.
Концепция: ТИНК ТЕНК БАШНЯ
Авторы: Дарья Кириллова , Николай Медведенко (Россия), Биляна Асенова (Болгария), Саша Чабати (Италия)
Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ
«Идея Тинк Tенк Башни вытекает из специфики контекста и из двухсторонней ориентированности участка. Мы решили создать, основываясь на выводах нашего анализа участка, высокое здание, которое обращено в городской парк, и это становится его наиболее ярким элементом. На противоположной стороне находится двухэтажное здание, которое сливается с окружающим жилым районом и завершает уличный фронт, следуя исторической городской застройке этой области. Между двумя частями здания создается система дворов, которая создает ощущение присутствия в историческом доме Расула Гамзатова».
«Мы предлагаем создать новое общественную площадь перед Тинк Тенк Башней, продолжающей и соединяющей основные оси. Площадь и само здание, носящее открытый характер, будет точкой притяжения и станет важной частью общества. Связь с парком достигается за счет чередования дворов внутри здания и слоев прозрачности. Городской парк проникает в пространство Тинк Тенк Башни и создает ощущение, что это одно единое зеленое пространство».
«Тинк Тенк Башня создает смотровую площадку для жителей города, которая располагается на крыше здания – с видами на горы и море. Наша цель закрыть часть здание, где располагается приватная жилая зона и открыть в сторону здания Расула Гамзатова. Таким образом, мы предлагает стратегию развития данной территории в будущем – как потенциального музея-дома и создания нового общественного центра для города».
«Новое общественное пространство создает различную атмосферу внутри здания. Дворы обладают более интимной и домашней атмосферой и служат местом встречи и общения различных посетителей здания. Одновременно с этим внутреннее пространство может раскрываться во дворы, с помощью раскрытия стеклянных перегородок и создавать полуоткрытое пространство для различных мероприятий. Пространство коворкинга открывает вид на город, горы и море».
Концепция: ОРАНЖЕРЕЯ
Авторы: Арсен Ахмедханов, Наталья Бавыкина (Россия), Эдуардо Манчини (Италия), Анастасия Тер-Саакова (Россия)
Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
В основу проекта легла идея оранжереи как высокотехнологичного футляра, внутри которого в бережных и комфортных условиях появляются ростки новой культуры, как растительной, так и интеллектуальной.Само расположение участка диктует решение о создании новой связи парка и жилого квартала. Выбор ширины здания связан с необходимостью создания пешеходных улиц, идущих вдоль границы участка.
Образовательный центр Пери должен стать одной из крупнейших общественных площадок в Махачкале и иметь уникальный образ, выделяющийся из окружающей застройки. При этом форма здания должна быть вписана в застройку, не подавляя ее. Прозрачный, невесомый, ажурный объем должен стать фоном для уже сложившейся застройки и одновременно новым архитектурным акцентом.Современная трактовка древних дагестанских традиций легла в основу формирования внутреннего пространства. Живописное разнообразие, чередование открытых и закрытых, общественных и более приватных пространств сочетаются с четкой и простой системой открытых лестниц, соединяющих последовательно все этажи. Как и в древности, лестницы становятся дополнительным общественным пространством для неформального общения учеников и учителей.
Функционально «Оранжерея» – здание мега-блок, способное, благодаря своим габаритам и универсальности пространства, предложить городу новый тип образовательного центра и городской достопримечательности. Внутренняя планировка построена на системе мобильных перегородок. Неизменными остаются только вертикальные шахты лестниц, лифтов и инженерных коммуникаций. Ключевым пространством здания становится трансформируемый конференц-зал, оснащенный системой подъемных плунжеров, формирующих различные сценарии использования пространства.
Зал находится на первом этаже, примыкая и к общественной входной зоне и к зоне офиса Пери-инновации. На втором уровне находятся детские студии и коворкинг, имеющие дополнительный вход с улицы благодаря устройству пандусов вдоль здания. На третьем этаже находятся резиденции и лаборатории. Наверху, под стеклянной крышей находятся библиотека и молельная комната.
Внутри будущего здания будет поддерживаться комфортный климат круглый год благодаря системе «двойной фасад», где между слоями остекления организована высокотехнологичная оранжерея для различных растительных культур, выращиваемых по системе гидропоники. Датчики температуры, влажности, освещенности помещения приводят в действие автоматическую систему открывания фасадных фрамуг. Самоочищающиеся стекла внутри и снаружи обеспечивают визуальную связь внутреннего и внешнего пространства.Здание оборудовано полным комплексом специальной противопожарной защиты. В подвале расположен резервуар с водой для полива растений и экстренного пожаротушения.
Концепция: ПЕРИБОКС
Авторы: Дарья Зайцева , Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов (Россия)
Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA (Нидерланды)
Обдумывая, что такое образование будущего, авторы решили обратиться к метафоре сказки. Сказка нацелена на обучение ребенка в семье правилам и цели жизни. В дагестанских сказках героям часто приходится проявлять смекалку, и происходят различные пространственные метаморфозы. Здание трактовано как волшебный ларец, который дарит сказочную атмосферу.
Простая форма прямоугольника, разделенного на три части: общественную, административную и открытый двор. Проект предусматривает защиту от солнца, естественную вентиляцию, использование тепловой трубки, сбор и фильтрацию дождевой воды, использование материалов местного производства.
Концепция: ЗЕЛЕНЫЙ ПОРТАЛ
Авторы: Дарья Ожиганова (Украина), Дарья Прима (Белоруссия), Марат Невлютов, Руслан Гусейнов (Россия)
Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
«Мы разработали концепцию образовательного центра в соответствии с потребностями функционирования города. Главной идеей проекта является создание портала. Это понятие имеет несколько значений: главный вход в пространство, разрыв в пространстве-времени, связь между временами. Так или иначе портал соединяет разорванные времена и пространства, открывает вход из одного в другое. Портал – связь между парком и городом, публичной и приватной жизнью, старой и новой Махачкалой. Здание нового образовательного центра должно стать соединяющим звеном, шагом в некоторое потенциальное будущее, которое еще не случилось»
Конфигурация здания представляет собой два разнонаправленных блока, связанных переходом. В первом блоке, который обращен к парку, размещены функции конференц-зала, коворкинга, выставочного зала. Во втором блоке – офисы резидентов, детский образовательный центр и
квартиры для гостей. Посетитель из публичного парка попадает сначала в общественное пространство первого блока, далее через выставочный
зал проходит во двор, где обнаружит много зелени и вид на дом Расула Гамзатова.
Двор – особое пространство. Являясь непосредственно продолжением парка, он создает совершенно иное настроение. Из него посетитель может попасть в здание Пери-Инновации и детский образовательный центр. Таким образом, по мере перемещения происходит градация от открытости и публичности к приватности и уединенности.
Современное образование более не является строгой дисциплинарной практикой, осуществляемой в закрытых пространствах классов и аудиторий. Ему свойственны открытость, свобода, игровой и междисциплинарный подход. Поэтому пространство центра не имеет строгой функциональной дифференциации, оно скорее разделено по типу образовательной активности. А так как современное образование стремится заполнить все сферы нашего существования, то оно оказывается не просто фрагментом нашей жизни, но формой «проживания в мире».
Жюри воркшопа-конкурса
Магомедрасул Гитинов, архитектор Начальник Управления архитектуры и строительства Махачкалы;
Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им . Пушкина;
Евгений Асс, архитектор, ректор Московской архитектурной школы «МАРШ» , глава архитектурного бюро «Архитекторы Асс»;
Шарлотта Скене Катлинг (Charlotte Skene Catling), архитектор, глава архитектурного бюро Skene Catling de la Peña, лауреат Национальной Премии Королевского института британских архитекторов (RIBA) 2015 ( Великобритания);
Магдалена Хаггард (Magdalena Haggärde), архитектор, глава архитектурного бюро 70 ° N Arkitekturas (Норвегия);
Дэниэль Берлин (Daniel Berlin), архитектор, архитектурное бюро Snøhetta (Норвегия);
Вито Таддей (Vito Taddei), архитектор, глава бюро «Exclusiva Design» (Италия);
Джон Паддифут (John Puddefoot), директор Международной школы UWC в Дилижане/UWC Dilijan College (Великобритания - Армения);
Патимат Гамзатова, эксперт фонда «ПЕРИ», Член-корреспондент Российской академии художеств;
Наталья Изосимова, Председатель попечительского совета фонда «ПЕРИ»;
Полина Филиппова, Исполнительный директор фонда «ПЕРИ»
Международный воркшоп «Пространство образования будущего» поставил перед 30 молодыми архитекторами задачу разработать концепцию здания культурно-образовательного центра Благотворительного фонда «ПЕРИ». Проектированию предшествовало изучение места, результаты которого прокомментировал научный руководитель и тьютор воркшопа Ярослав Ковальчук.
«Махачкала – город парадоксов, где в невообразимых сочетаниях встречаются сельский и городской образ жизни, многоэтажная застройка и частный сектор, новые технологии и приверженность традициям. Сейчас город находится в положении догоняющего развития, поэтому претерпевает серьёзные трансформации в очень короткие сроки. Некоторые изменения фундаментальны и затрагивают все стороны жизни горожан, некоторые – почти незаметны, но не менее важны. Одной из принципиальных возможностей для гладкого и
бесконфликтного развития города является образование. Строительство нового образовательного центра «Периметр» – симптоматичное явление для новой Махачкалы», – из предисловия к описанию концепции «Зеленый портал».
О проекте. Воркшоп, проведенный благотворительным фондом «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова совместно с МАРШ лаб – Центром архитектурных инициатив и исследовательской лабораторией школы МАРШ с 1 по 10 февраля в Махачкале, заслуживает пристального внимания по нескольким причинам. Во-первых, он дал возможность встретиться, обменяться опытом и интенсивно получить новый в работе над сложной и интересной задачей тридцати молодым архитекторам разных регионов России и стран мира – США, Италии, Вьетнама, Бангладеша, Румынии, Казахстана, Белоруссии, Украины. Их выбрали по конкурсу портфолио из 100 претендентов. По рекомендации экспертов к участию были приглашены также пять архитекторов из Дагестана.
Во-вторых, в форме воркшопа впервые, наверное, в практике современной российской архитектуры был проведен конкурс с серьезной перспективой реализации проекта-победителя. Предмет проектирования – «Культурно-образовательный центр «Периметр» для уже существующих и новых программ Фонда «ПЕРИ» в сфере инновационного образования и бизнеса, содействующих самореализации талантливой молодежи Дагестана. При этом у «ПЕРИ», как у заказчика, было четкое представление о том, что это должно быть современное, знаковое, мотивирующее к градостроительным преобразованиям здание, и достаточно смелости, чтобы по предложению МАРШ лаб доверить разработку концепции молодежного центра молодым авторам в экспериментальном, но таком близком теме проектирования образовательном формате.
В-третьих, в Махачкале ничего подобного еще не происходило. Основанный в XIX веке, сейчас город, раскинувшийся между предгорьями Кавказа и Каспийским морем, интенсивно, но точечно и полифонично застраивается. Там есть интересные исторические памятники, однако выдающихся произведений современной архитектуры пока не наблюдается. Проектирование такого значимого общественного объекта, как культурно-образовательный центр, быстро стало резонансным явлением. Особую важность имела публичность процесса.
Два этапа воркшопа – исследовательский и проектный – завершались открытыми презентациями результатов. «Общественные слушания», как их назвали организаторы, собирали полные залы неравнодушных горожан. О том, какое это достижение, позволяет судить комментарий Патимат Гамзатовой, Члена-корреспондента Российской академии художеств, дочери писателя Расула Гамзатова и члена жюри воркшопа: «Махачкала, по сути, – это одна большая стройплощадка. Проекты одобряются или нет в архитектурных инстанциях, но никакого обсуждения никогда не происходит. Сам его факт имеет огромное значение. И то, что в этом международном воркшопе поучаствовали пять дагестанских архитекторов – уже большое дело. Это явление всколыхнуло общественность, и все с огромной надеждой смотрят на возможность нового проектирования в Дагестане».
Первые три дня из десяти участники погружались в контекст и проблематику проекта: изучали развитие и современное устройство образования, архитектуру и градостроительную структуру Махачкалы, городские сообщества в их связи с традициями ислама. Результаты исследований легли в основу дальнейшей работы над концепциями. О том, как был понят «гений места», мы побеседовали с научным руководителем и тьютором воркшопа – Ярославом Ковальчуком.
В интервью Archi.ru, предваряющем воркшоп, Вы говорили о том, что на Северный Кавказ с его древней специфической культурой нельзя механически переносить стандартные схемы, которые работают в Москве и других городах Европы. Вы намеревались проанализировать ситуацию и понять, какое пространство нужно именно дагестанской молодежи. Что же оказалось правильным для Махачкалы?
В исследовательской части я курировал направление «Городские сообщества». Еще до прибытия на место мы изучили исторические и аналитические обзоры. К счастью, о Северном Кавказе, Дагестане и Махачкале написано немало. Очень полезными, например, оказались работы урбаниста Егора Коробейникова и социолога Екатерины Капустиной. В самом городе, в основном в центре, в окрестностях будущего «Периметра», нам удалось провести небольшое «полевое исследование». Мы разговаривали с экспертами из разных гуманитарных областей – культурологами, географами, историками, антропологами, художниками, деятелями образования, в частности, с деканом архитектурного факультета махачкалинского Технического университета.
Много всего нам рассказала Зарема Дадаева, директор музея города. Поразило, что этот небольшой музей по содержательности не уступает Музею Москвы. В итоге мы пришли к довольно неожиданным для меня выводам: Махачкала оказалась современным, вполне светским городом. В середине XX века он был очень уютным, зеленым, и здесь бесконфликтно уживалось множество национальностей. В 1990-х прибыло много переселенцев из сельской местности, а интеллигенция стала интенсивно уезжать в Москву и другие города. Возник дисбаланс между истончившейся городской культурой и новыми сообществами. Горожане в первом поколении привыкли к совсем другой жизни. Процесс их адаптации длительный и болезненный, но через него проходили многие города мира. Так было в Англии на рубеже XVIII-XIX веков, так сейчас происходит в Китае. С другой стороны, новые горожане открыты для всего нового. Дети, молодежь быстро впитывают исламские городские традиции, которые отличаются от сельских.
Означает ли это, что новые горожане, в недавнем прошлом сельские жители, готовы принять самую авангардную, современную архитектуру?
В Махачкале уже сложился своеобразный градостроительный калейдоскоп, и здесь можно строить самые разные здания, но они должны иметь высокое художественное качество. Этому городу нужна современная архитектура, а еще больше, по моему мнению, – современный урбанистический и ландшафтный дизайн. Градостроительный бум сильно разрушил среду, и старожилы переживают, что старый, уютный, человечный город исчез. Чтобы вернуть утраченную атмосферу, здесь нужно много работать над улицами, парками и другими пространствами между зданиями.
Тем не менее, задачей воркшопа было проектирование здания, как сказано в условиях, «современного здания с отсылкой к традициям». Предъявлялись ли к его архитектуре, к внутренним помещениям, какие-то специфические требования, связанные, например, с особенностями образа жизни?
В целом мы проектировали современное образовательное здание, важно, что оно должно стать символом современного образования и современной архитектуры в Махачкале. В начале я волновался, что нам придется проектировать что-то специфическое мусульманское, но оказалось, что нужно сделать интересное и удобное сооружение. При этом религия – важная часть жизни дагестанской молодежи, но мужчины и женщины получают образование и работают наравне, в одних пространствах. Девушки могут работать в офисе и ходить в платках, но так же, как их коллеги, молодые люди, они владеют компьютерными программами и занимаются инновационными разработками. Это открытое, восприимчивое к новым идеям и технологиям общество. Мы могли наблюдать это в коворкинге «ПЕРИ-Инновации». В его команде много людей, приехавших из аулов, но их профессионализм убеждает в том, что в Махачкале могут развиваться любые просветительские и образовательные проекты, типа «Стрелки» или МАРШ. Там еще стоит вопрос безопасности, редко, но происходят теракты, и при проектировании «Периметра» об этом нужно было подумать. Главный же местный фактор, который влияет на архитектуру – климат. В Махачкале нередко бывают такие ветра, что на них, образно говоря, можно лежать, и случаются ураганы, срывающие крыши. Летом очень жарко, а зимой резкие перепады температуры, от минус 20 С до плюс 5 С. С этой точки зрения было особенно важно обратиться к опыту традиционной архитектуры. К локальным материалам – распространенным здесь разновидностям Дербентского камня. К планировочным решениям с внутренними двориками, защищающими от жары и ветра. Во всех проектах участников эти и другие традиции получили очень интересную интерпретацию.
Перед архитекторами также стояла задача создать пространство для новых принципов образования. Как были сформулировали эти принципы, и как они проявились в проектах?
Мы исходили из того, что новые знания человек получает не от учителя к ученику, а в основном в процессе общения на равных. Тьютор, у которого больше опыта, не навязывает его директивно, он рассказывает человеку, какие у него есть варианты, куда он может двигаться. «Периметр» объединит под одной крышей школьников, студентов, молодых предпринимателей, и им нужны центры общения, взаимообмена. Вся структура здания должна быть построена на балансе закрытых помещений, классов и лабораторий, и открытых, общественных пространств разного масштаба, простых и сложных.
Как вы распределяли участников по проектным группам?
Во-первых, мы старались сформировать интернациональные команды. Во-вторых, изучив портфолио, стремились, к тому, чтобы в них оказались специалисты с разными навыками и компетенциями. Кто-то, к примеру, круто «рендерит», кто-то рисует, а у кого-то сильные аналитические тексты. Также принимали во внимание пожелания самих участников. Например, студенты МАРШ, которых мы разделили по разным командам, захотели работать вместе, и пришлось немного скорректировать состав групп. В результате все остались довольны, и получились хорошие сильные проекты. Многие члены жюри потом написали, что удивлены их уровнем и качеством проработки.
Восемь команд под началом тьюторов – архитекторов Хироки Мацуры, Ярослава Ковальчука, Наринэ Тютчевой и Петра Попова – через семь дней представили концепции, каждая из которых, по словам организаторов воркшопа, достойна реализации. О том, кто победил, и что предлагали участники читайте здесь.
Фотографии предоставлены пресс-службами МАРШ лаб и Фонда «ПЕРИ»
Официальный сайт Фонда ПЕРИ: http://peri-foundation.com/
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.