Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Чилийский архитектор, куратор предстоящей Венецианской архитектурной биеннале Алехандро Аравена получил Притцкеровскую премию 2016 года. Общественность расценила это как утверждение смены архитектурной парадигмы.
К 48 годам у Алехандро Аравены, основателя компании Elemental, cложился позитивный образ героя с горящим взором, самоотверженно борющегося за лучшее качество жизни. Свое отношение к архитектуре как к полю битвы он сделал темой 15-й Архитектурной биеннале, которая пройдет в Венеции с 28 мая по 27 ноября под заголовком «Репортаж с фронта». Решение авторитетного жюри Притцкеровской премии мировую архитектурную общественность не разочаровало, но всколыхнуло. Среди претендентов были такие «зубры», как Стивен Холл, Сантьяго Калатрава, Дэвид Чипперфильд, Кенго Кума, Моше Сафди. В выборе в пользу Аравены увидели (см. комментарии к соответствующему посту в фейсбуке ArchDaily) очередное подтверждение тому, о чем заговорили еще во время мирового финансового кризиса, начавшегося в конце 2008 года: «звездная» архитектура отходит на второй план, уступая место архитектуре социальной направленности. Именно за ее возрождение, о чем открыто говорится в официальном заявлении жюри, чилиец и получил «Притцкера».
Не так давно Аравена приезжал в Москву и обозначил свои профессиональные позиции в публичном разговоре с Кириллом Ассом, состоявшемся в Образовательном центре МСК «Гараж». Сооснователь Еlemental говорил о том, что здания, которые проектирует его команда, могут отвечать на вопросы климата, бюджета, функциональности, потребностей социума. Форма рождается из совокупности этих и множества других факторов, но никогда не бывает определяющей. А если она при этом получается провокационно «неправильной», как в проекте «Сиамских башен», так за этим стоит просчитанная необходимость диагонально нарезать стекло в целях его экономии и замаскировать потенциальные ошибки строителей: когда все здание «кривое» несколько «криво» вставленных стекол – допустимая погрешность.
Архитектор при этом, по-мнению Аравены, права на ошибку не имеет, особенно в проектировании социального жилья. Он постоянно сравнивает этот процесс с нейрохирургической операцией. Последствия неправильных решений и действий могут оказаться необратимыми и катастрофическими. Проект бюджетного комплекса в чилийском городе Икике, реализованный Elemental в середине «нулевых», стал настоящей революцией в своей типологии. Средств, субсидированных государством, хватало на обустройство жилья площадью 40 кв. м. на семью. Предполагая, что этого для нормальной жизни семье даже из трех-четырех человек маловато, архитекторы спроектировали 40 кв. м. как половину дома, оставив место для второй половины, которую жильцы когда-нибудь смогут достроить сами, чем многие из них воспользовались. После по такой схеме был построен целый ряд комплексов. Работу в этом направлении Аравена и его коллеги начинали фактически как волонтеры и около года, пока не нашлись спонсоры, трудились бесплатно, хотя Алехандро полагает, что проектировщики социального жилья должны получать самые высокие гонорары.
Имея в портфолио немало объектов выразительного, запоминающегося облика, Аравена считает более важным показателем уровня жизни в городах не здания, а пространства между ними. Чем больше бесплатных, осмысленных территорий, доступных горожанам, тем им комфортнее. Так, на его взгляд, проявляется в архитектуре настоящая демократия.
Венецианскую биеннале архитектуры Аравена считает лучшей трибуной для донесения тем и идей, волнующих тех, кому на ней дали слово, до всего мира. Как куратор он планирует развернуть дискурс, который будет интересен всем, а не только узкому кругу профессионалов. Что из этого получится, узнаем совсем скоро.
Фото предоставлены пресс-службой The Pritzker Architecture Prize
28 октября в Музее «Гараж» Алехандро Аравена и Кирилл Асс обсудят социальные проблемы, порождающие ту или иную архитектурную форму, высокую востребованность современной архитектуры и свойственные ей черты «нового язычества».
«Есть несколько битв, которые необходимо выиграть, и несколько рубежей, которые необходимо отстоять, чтобы повысить качество городской среды и, вследствие этого, качество жизни горожан, — говорит Аравена, комментируя концепцию предстоящей Венецианской биеннале. — Мы бы хотели, чтобы посетители 15-й Международной архитектурной биеннале в Венеции увидели именно это: истории успеха, которые стоит рассказать, и образцовые примеры, которыми стоит поделиться. Это те примеры, в которых архитектура меняла, меняет и будет продолжать менять среду, выигрывая все новые битвы и защищая все новые рубежи».
Отдельная тема, которую затронут участники, — эстетика советского послевоенного модернизма и связанная с ним система расселения в крупных городах.
Алехандро Аравена — куратор 15-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Автор книг «Los Hechos de la Arquitectura» (2002), «El Lugar de la Arquitectura»(2002), «Material de Arquitectura» (2002) и монографии «Elemental» (2002). На 11-й Венецианской биеннале (2008) бюро Аравены Elemental выиграло «Серебряного льва» за проект функционального и лаконичного жилого комплекса для мексиканского города Монтеррей.
Кирилл Асс — художник и архитектор, сотрудник бюро Александра Бродского, преподаватель школы МАРШ. Сокуратор выставок «АрхМосква» 2003–2004 годов. Автор выставок «Палладио в России» и «Простота». Архитектор выставок «Кунсткамера Яна Шванкмайера» (2013), «Взгляни в глаза войны» (2014), «Современники будущего» (2015).
При поддержке Форума и Шоу технологий «Открытые инновации».
Среда, 28 октября, 20:00
Вход свободный, необходима регистрация:
https://garagemca.timepad.ru/event/257975/
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.