Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В берлинском Музее архитектурного рисунка открылась выставка фантазий советских архитекторов. До 18.02. 2018
Юрий Аввакумов, Михаил Белов Погребальный небоскреб, или городской самовозводящийся колумбарий, 1983/1988 Шелкография, 86 × 61 см
Экспозиция в музее, основанном Фондом Сергея Чобана, расширяет знания о «Бумажной архитектуре». Это явление, прежде всего, связывают с интеллектуальными поисками молодых архитекторов 1980-х, участвовавшими в зарубежных конкурсах с широкими, стимулирующими творческую мысль темами. Известно, что эпицентром движения был МАРХИ, а одним из его лидером и впоследствии главным куратором и исследователем — Юрий Аввакумов. Однако склонность к профессиональным размышлениям на бумаге, противостоящим рутине типового проектирования, можно было наблюдать не только в столице. Наряду с работами москвичей выставка также представляет работы авторов из Таллина и Новосибирска, где новые концептуальные подходы к проектированию также выразительно формулировались в графике.
Виктор Смышляев, Евгений Буров Дом на Зубовской площади, 1985/1986 Акварель и карандаш на бумаге, 59 × 80 см
Дмитрий Иванов Два перспективных небоскреба, 1986 Соус, бумага, 80,2 × 60,2 см
Алексей Пестов Мост будущего, 1987 Карандаш, акварель, темпера, бумага, 79,3 × 55,3 см
Архитектурные фантазии Александра Бродского, Юрия Аввакумова, Алексея Пестова, Леонарда Лапина и других участников данного проекта не были утопиями, не претендовали на реализацию, не давали ключей к решению проблем человечества. Но они демонстрировали альтернативное, ничем не скованное видение архитектуры и жизнеустройства, в чем-то оказавшееся пророческим.
Леонхард Лапин Век эстонской архитектуры на шахматной доске, 1984 Тушь, бумага, 44,5 × 41,8 см
Аво-Химм Ловеер Дорога из Парижа в Таллинн, 1982 Акварель, 40 × 46 см
Юлеви Эльянд В Риге, 1972 Тушь, бумага, 39,7 × 28 см
Юлеви Эльянд Инопланетяне в Таллинне, 1973/2002 Тушь, бумага, 42,3 × 27,8 см
Лев Евзович, Марк Хайсман Троллейбусная остановка „Кропоткинская“, 1984 Темпера, бумага, 54,3 × 55,8 см
Тийт Кальюнди Дом для доктора Бенджамина Спока, 1975/1984 Тушь, карандаш, цветные карандаши, бумага, 69,5 × 72 см
Леонхард Лапин Дом-машина (Вилла Валери I в Лаагри), аксономертия, 1976 Тушь, гуашь, бумага, 51 × 51 см
Аво-Химм Ловеер Августовский штурм в архитектуре, 1982 Акварель, 33 × 45 см
Тоомас Рейн „Нирвана“, дом целителя Вигалы Зассь в Сааремаа, 1983 Алкидная эмаль, тушь, гуашь, картон, 100 × 100 см
Именно на эту выставку в Берлине отправился призер конкурса «АрхиГрафика 2016-2017» в номинации «Архитектурная фантазия», грек Андреас Папастергиоу. На него, как на приверженца визионерского рисунка, «бумажные» работы советских архитекторов произвели глубокое впечатление. Как и сам музей, который он назвал маленьким бриллиантом современной архитектуры. Оргкомитет конкурса благодарит Фонд Сергея Чобана — Музей архитектурного рисунка за предоставленный «Специальный приз».
Выставка архитектурных рисунков 1920-1990-х годов в берлинском Музее Фонда Чобана отражает градостроительные преобразования, пережитые столицей Германии в XX веке. До 25.06.2017
Этот проект продолжает успешное сотрудничество Фонда Чобана с Немецким музеем архитектуры во Франкфурте-на-Майне. За XX век Берлин пережил столько трансформаций, сколько, пожалуй, ни один другой город Европы. Достаточно вспомнить разделение на две изолированные части после Второй мировой войны и их последующее воссоединение. Особые исторические условия постоянно ставили перед архитекторами и градостроителями много задач, открывали пространство для новых идей и перспектив. Сегодня город продолжает активно расти и строиться, поэтому дискуссии о том, как должна выглядеть столица Германии, по-прежнему остры.
Рисунки известных архитекторов Ганса Шаруна, Ганса Пёльцига, Фрая Отто, Готфрида Бема, Захи Хадид, Алвару Сизы Виейры и других мастеров, выбранные для этой экспозиции, связаны со знаковыми моментами в архитектурной истории города. Не являясь последовательной хронологической документацией данного периода, выставка демонстрирует спектр различных идей и точек зрения, стимулирует к сравнению того, что было построено и осталось на бумаге, акцентирует высокое художественное качество экспонатов.
В дополнение к реализованным проектам, таким, как жилые дома Алвару Сизы или ОМА, выставка представляет конкурсные подачи. Например – предложение Ганса Шаруна 1922 года для высотного здания у вокзала Фридрихштрассе, в конкурсе на которое принимали участие и другие маститые архитекторы, включая Ганса Пельцига и Людвига Миса ван дер Роэ.
Проекты для здания Рейхстага представлены в экспозиции несколькими важными работами, начиная с вариантов стеклянного купола со смотровой площадкой Готфрида Бема до конкурсного проекта Нормана Фостера, прорисованного Гельмутом Якоби.
Выставка фокусируется и на конкурсе «Берлин завтра», проведенном в начале 1990-х с целью сбора идей по реконструкции центра города после объединения. В том соревновании приняло участие немало знаменитых авторов, в их числе – Бернард Чуми, Марио Беллини, Мануэль Софа-Моралес, рисунки которых вошли в экспозицию.
http://www.tchoban-foundation.de/
В Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана в Берлине до 12 февраля 2017 года проходит выставка рисунков одного из основателей легендарной группы Archigram.
Новая выставка в Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing посвящена знаменитому английскому архитектору, который отмечает в этом году свое 80-летие. В 1982 году архитектурный форум Aedes впервые представил впечатляющую экспозицию его работ в Берлине, и вот, спустя 40 лет, Питер Кук снова здесь. Ретроспектива охватывает широкий спектр произведений мастера — от периода «Аркигрэма» до проектов его бюро СRAB, от 1968 года до нашего времени, от Plug-In City до Hidden City.
Питер Кук известен как один из родоначальников объединения молодых английских архитекторов-бунтарей, создавших журнал Аrchigram (игра слов, совместившая Architecture и Telegram) в 1960-х. После учебы они не спешили втягиваться в рутину архитектурных офисов и стремились продолжить вдохновляющий дискурс, начатый еще в студенческие годы. Все полученные вузах представления о форме и пространстве были отвергнуты. Их интересовало, как может выглядеть мир будущего, и вопрос, может ли архитектура вообще иметь какие-либо границы. Archigram искал новые решения и концептуальные модели, фокусируясь на развитии общества. Были придуманы подводные и шагающие города, мобильные города-трансформеры, подключающиеся к рассредоточенным «источникам питания», виллы-гибриды. Эти темы и всевозможные архитектурные метаморфозы стали «делом жизни» и главными героями графики Питера Кука. например, в серии Way out West он ставит вопрос: почему язык архитектуры так ограничен? Символы современной западной архитектуры: план-решетку, небоскреб и озелененную площадь он сплавляет в единое вертикальное целое.
Некоторые рисунки основаны на реальных проектах: к примеру, концепция планировочного развития Франкфурт-Оберрад (1986 г.) под названием Real City: Frankfurt, оставшаяся нереализованной. В экспозицию вошли и рисунки, посвященные исследованию «Мимикрирующих городов» (Hidden City), формы и границы которых теряются в окружающей их природе.
К выставке издан каталог.
Питер Кук родился в Саутенд-он-Си в Великобритании в 1936. Изучал архитектуру в Колледже искусств в Борнмуте (1953 – 1958), затем – в школе Архитектурной Ассоциации в Лондоне. Международную известность снискал благодаря архитектурному изданию Archigram, издававшемуся одноименной группой в 1960-х. С 1980-х Кук преподает во всемирно известных ВУЗах, включая MIT, UCLA, Harvard, the Barlett School и других. Теоретизирование совмещает с активной практикой. В 2005 году в Лондоне основал CRAB studio вместе с Гэвином Роботемом.
http://www.tchoban-foundation.de
С 12 марта по 10 июля в Музее архитектурного рисунка в Берлине состоится выставка произведений из крупнейшего мирового собрания графики.
Коллекция Альбертины, художественного музея, расположенного в центре Вены, насчитывает более миллиона произведений и охватывает шесть веков истории искусства, от позднего Средневековья до наших дней. Корпус рисунков и печатной графики включает как работы старых мастеров – Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Рубенса, так и художников XX-XXI веков – Энди Уорхола, Ансельма Кифера, Алекса Катца, Георга Базелица и Герарда Рихтера.
Раздел архитектурной графики с 35 000 единицами хранения не менее значителен. Его формирование как специальной коллекции в рамках общего собрания началось в 1919-1920 годах. До 1980-х годов в нее попадали изображения архитектуры, идентифицированные по географическому принципу, а также эскизы к архитектурным проектам.
Экспозиция, которую покажут в Берлинском музее, основанном Фондом Сергея Чобана, – представительная и тщательно продуманная выборка рисунков выдающихся авторов разных эпох. Среди них – Антонио Пизанелло (1395 – 1455), Франческо Борромини (1599 – 1667), Гюбер Робер (1733 – 1808), Эгон Шиле (1890-1918), Ханс Холляйн (1934-2014) и Заха Хадид (р. 1950).
Каждая вещь демонстрирует какой-то особый художественный аспект – технику графики, работу с цветом, узнаваемый авторский почерк, экспрессию. Выбор произведений также основывался на связях рисунков с архитектурной теорией их времени. К выставке выпущен специальный каталог. Куратором экспозиции выступил Директор «Коллекции архитектурной графики» Альбертины – Доктор наук Кристиан Бенедик (Dr. Christian Benedik).
Выставка Architectural Master Drawing from the Albertina
Музей архитектурного рисунка в Берлине: http://www.tchoban-foundation.de
Открытие: 11 марта 2016 г., 19.00
Даты проведения: 12 марта – 10 июля 2016 года
С 3 октября по 14 февраля в Музее архитектурного рисунка в Берлине экспонируются рисунки из собрания Сэра Джона Соуна. В фокусе – роль классической традиции в творчестве английских архитекторов второй половины XVIII- начала XIX веков.
В Музее Сэра Джона Соуна (1753-1837) хранится одна их самых больших в Великобритании коллекций архитектурных рисунков. Сначала ее основатель собирал архитектурную графику как пособие для работы своей мастерской – копилку идей, материал для изучения, анализа, сравнений, но позже приступил к систематическому формированию музейной коллекции, сегодня по значимости сопоставимой с собранием Королевского Института Британских Архитекторов.
Лондонская премьера выставки «В погоне за античностью. Рисунки гигантов британского неоклассицизма» (In Pursuit of Antiquity: Drawings by the Giants of British Neo-Classicism) состоялась в 2008 году. Берлинский Музей архитектурного рисунка, основанный Фондом Сергея Чобана, представляет графические работы великих мастеров, отобранные для этой экспозиции куратором, историком архитектуры Джереми Массоном, впервые в Германии. Рисунки самого Сэра Джона Соуна, Роберта Адама, Георга Дэнса Младшего, Сэра Вильяма Чемберса и Джеймса Уатта отражают амбициозное стремление ведущих английских архитекторов позднего XVIII века достичь классического совершенства и воссоздать величие античного мира в объектах всех масштабов – от крупных общественных зданий до деталей частных интерьеров.
В числе произведений, включенных в экспозицию, – изумительно детальный разрез одной из трех неоклассических церквей Соуна – церкви Святой Троицы на Мэрилебон-роуд. Этот проект напоминает о глубокой убежденности Сэра Джона и его современников в том, что по архитектуре судят об обществе. Лондон в те времена был центром могущественной империи, и не удивительно, что отсылки к Риму встречались повсеместно. На выставке можно увидеть рисунки Соуна к двум триумфальным аркам на Даунинг-стрит – в честь победы в битвах при Ватерлоо и Трафальгарской. Наряду с изображениями монументальных сооружений выставлены и рисунки к предметам убранства домов – каминам, мебели. Детали их декора, отсылающие к Египту, Греции, Риму, также иллюстрируют надежду элиты английского общества на приход нового «Золотого века».
Один из разделов выставки посвящен классической традиции в архитектурном образовании — штудиям британских студентов-архитекторов, у которых изучение, обмеры и зарисовки памятников античности были фундаментом учебной программы. Неслучайно оказались в экспозиции и античные фантазии и зарисовки руин французских и итальянских художников, таких как Персье, Клериссо и Пиранези. Вместе с оригинальными антиками они служили источниками вдохновения для английских зодчих.
Время работы выставки «В погоне за античностью. Рисунки гигантов британского неоклассицизма» (In Pursuit of Antiquity: Drawings by the Giants of British Neo-Classicism)
Понедельник, пятница – 14:00 – 19:00
Суббота-Воскресенье – 13:00 – 17:00
Официальный сайт Музея архитектурного рисунка в Берлине http://www.tchoban-foundation.de
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.