Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Масштабной выставкой «Баухауз #всеэтодизайн» Музей Дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне впервые представляет исчерпывающий обзор дизайна Баухауза. 26.09.2015 – 28.02.2016
Экспозиция включает в себя множество редких, зачастую ранее не демонстрировавшихся экспонатов из областей дизайна, архитектуры, искусства, кино и фотографии. Одновременно выставка проводит параллель между дизайном Баухауза и полемикой и тенденциями в современном проектировании, а также работами сегодняшних дизайнеров, художников и архитекторов. Таким образом выставка «Баухауз #всеэтодизайн» раскрывает удивительную актуальность легендарной культурной институции сегодня. В числе художников и дизайнеров Баухауза, чьи работы представлены на выставке, такие мастера, как Марианна Брандт, Марсель Бройер, Лионель Файнингер, Вальтер Гропиус, Василий Кандинский и другие. Современный раздел включает в себя работы Олафа Николая, Адриана Зауэра, Энцо Мари, сэра Нормана Фостера, Opendesk, Константина Грчича, Хеллы Йонгериус, Альберто Меда и Джерши Сеймура.
Миссией институции Staatliches Bauhaus (нем. «Государственный Дом Строительства»), основанной Вальтером Гропиусом в 1919 году в Веймаре, было воспитание дизайнеров нового типа. Учащиеся Баухауза приобретали ремесленнические и художественные навыки наряду со знаниями о человеческой психике, процессе восприятия, эргономике и технологии; этот набор дисциплин продолжает определять профессию дизайнера и по сей день. Помимо этого, само понимание концепции дизайна в Баухаузе наделяло дизайнеров широкими творческими полномочиями: они должны были не просто создавать предметы для повседневного использования, но и принимать активную роль в улучшении общества. Данный подход Баухауза наметил очертания концепции всеобъемлющего понимания дизайна, которая сегодня с новой силой приобретает актуальность. Такие ключевые понятия современности, как социальный дизайн, открытый дизайн или дизайн-мышление, представляют собой возобновление дискуссий о том, каким образом дизайнеры могут поместить свою работу в более широкий контекст и помочь развитию общества. В этом актуальном ракурсе выставка рассматривает Баухауз как комплексную, многомерную «лабораторию модернизма», имеющую тесные связи с современными тенденциями дизайна.
Выставка состоит из четырех тематических разделов и открывается обзором исторического и социального контекста, в котором происходило становление Баухауза. Второй раздел исследует как «иконы», так и менее известные объекты мастеров Баухауза, а также историю их зарождения на стыке искусства, ремесла, технологии и индустрии. Следующая часть экспозиции обращается к теме пространства и демонстрирует, какое количество разнообразных специалистов привлекалось к формированию теории дизайна в Баухаузе – включая театральных художников, архитекторов с их рассуждениями о минимальных жилищах, а также художников, развивавших теории цвета и пространственные модели. С этой точки зрения Баухауз предстает как, по сути, первый художественный «тотальный эксперимент» периода модернизма, исследующий проникновение дизайна во все сферы жизни.
Завершающий раздел выставки посвящен коммуникативной деятельности Баухауза, от типографики и выставок до экспериментального киноискусства и фотографии, а также мифов и клише, которые зачастую создавались намеренно и продолжают окружать Баухауз и по сей день. Современный взгляд на феномен Баухауза достигается за счет сопоставления на протяжении всей экспозиции исторических экспонатов эпохи существования школы и работ современных дизайнеров. В их числе изготовленные с использованием цифровых технологий предметы мебели студий Minale-Maeda и Front; серия мебели Hartz IV Ван Бо Ле-Менцеля; манифесты таких дизайнеров, как Хелла Йонгериус и Opendesk; интервью с такими мастерами, как сэр Норман Фостер, Энцо Мари, Sauerbruch Hutton, арт-директор Boss Womenswear Ясон Ву, а также посвящения-оммажи Баухаузу авторства Майка Мейре, Studio Miro, Dokter and Misses и других дизайнеров.
Современные экспонаты дают представление о широком спектре влияния, которое продолжает оказывать Баухауз в самых разных областях – от автомобильного дизайна Mercedes-Benz до серии мебели из трубчатого металла Pipe (2009) Константина Грчича для Muji и Thonet, вдохновленной Марселем Бройером. Особая роль среди современных работ, представленных на экспозиции, отводится четырем проектам, выполненным непосредственно для этой выставки лейпцигским художником Адрианом Зауэром, художником-концептуалистом Олафом Николаем, а также Джозефом Грима и Филиппом Освальтом, которые одновременно являются архитекторами и авторами.
Сопоставление исторических и современных экспонатов позволяет увидеть новую, более детальную картину дизайна родом из Баухауза. Она порывает с распространенным клише о том, что так называемый «баухаузовский» дизайн был
главным образом минималистичным, холодным и геометрическим, и демонстрирует огромный интерес дизайнеров Баухауза к общественным взаимосвязям, экспериментам и процессам. Благодаря продвижению открытой концепции дизайна, Баухауз сыграл решающую роль в формировании «вездесущности» дизайна сегодня. Выставка вскрывает удивительные параллели между множеством современных дискуссий в области дизайна и теми, что играли центральную роль в Баухаузе и были посвященытаким темам, как возможности новых производственных методов и материалов, роль дизайнера в обществе или преимущества междисциплинарного сотрудничества. Это нашло отражение и в подзаголовке выставки, который приглашает посетителей и читателей поделится своим собственным мнением.
Дополнением к выставке «Баухауз #всеэтодизайн» служит более чем 400-страничная монография, включающая в себя обширный иллюстрированный каталог, статьи таких известных авторов, как Артур Рюег и Патрик Росслер, а также глоссарий ключевых концепций и терминов, имеющих отношение к дизайну Баухауз. Современный взгляд на Баухауз расширяет и углубляет ряд высказываний известных дизайнеров, художников и архитекторов со всего мира, включая сэра Нормана Фостера, Тобиаса Ребергера, Арика Леви и Хеллу Йонгериус, чьи идеи, проекты и научные работы отражают современное представление о Баухауз.Выставка «Баухауз #всеэтодизайн» подготовлена Музеем Дизайна Vitra и Художественно-выставочной Галереей Федеративной Республики Германия (Bundeskunsthalle). Вслед за премьерой в Музее Дизайна Vitra выставка откроется в Bundeskunsthalle в Бонне весной 2016 года. Куратор выставки – Йоланте Кюглер.
http://www.design-museum.de/en/sprachmicrosites/russian.htm
Музей дизайна Vitra готовит ретроспективу творчества мэтра финской архитектуры. С 27.09.2014 по 01.03.2015
В конце сентября в «заповеднике» современной архитектуры и дизайна Vitra Design Museum, что в Вайле-на-Рейне, откроется грандиозная выставка Алваро Аалто (1898–1976).
Кураторы Йохен Айзенбранд и Катарина Пакома задались цель представить исчерпывающий обзор жизни и творчества мастера, обаяние произведений которого со временем, кажется, только набирает силу. В экспозиции – около 20 архитектурных моделей, около 50 оригинальных чертежей, 40 предметов мебели, 20 осветительных приборов и 10 изделий из стекла. Плюс исторические снимки и, особая гордость организаторов, снимки современного немецкого фотографа Армина Линке, сделавшего целую серию «портретов» зданий Аалто. Собранные материалы – из разных источников, главный – Фонд Алваро Аалто.
Алвар Аалто предстает в экспозиции в самых разных своих амплуа. Как ведущий представитель «антропоцентричного модернизма», приверженец органических форм, первоиспытатель свойств натуральных материалов. Он не просто проектировал здания, интерьеры и предметы, но стремился создать для человека близкую к природе, здоровую, естественную и продуманную до мелочей среду обитания, которую можно было бы назвать «второй натурой». Об этом рассказывают и примечательные ранние творения (здание библиотеки в Выборге (1927-35), и известные проекты «зрелого периода» (Культурный центр в Вольфсбурге (1958-62), и культовые поздние вещи (дворец «Финляндия» в Хельсинки (1975), спроектированный в последний год его жизни, и здание оперы в Эссене, строительство которого было завершено лишь после смерти Аалто в 1988 году).
Помимо «хитов», выставляются и малоизвестные вещи – экспериментальный дом в Мууратсало (1952-53). Освещается вклад Аалто в проектирование стандартизированного многоквартирного жилья — он, в частности, разрабатывал сборные системы застройки в Финляндии. Влияние Аалто распространялось далеко за пределы Финляндии, в экспозицию включены и его проекты для Италии, Швейцарии, Франции, Германии и США.
Стараясь достичь единства внешнего облика зданий и их наполнения, архитектор создал собственную мебельную фирму Artek, которая и сегодня, уже в составе компании Vitra, выпускает предметы по его проектам. Выставка, естественно, подробно освещает и этот раздел творческой биографии.
Экспозиция прослеживает взаимодействие Аалто с другими деятелями культуры и искусства его времени – Ласло Мохой-Надем, Ханс (Жан) Арпом, Александром Кальдером и Фернаном Леже, вскрывает связи между их идеями, передает восприимчивость Аалто к кинематографу, музыке, современному искусству.
Выставку дополняет обширный каталог объемом более шестисот страниц, содержащий, помимо прочего, статьи десяти авторов, таких как, например, Еева-Лииса Пелконен, Акос Моравански и куратор Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) Педро Гаданьо, интервью с Кеннетом Фрамптоном и Алваро Сиза, а также развернутый указатель многочисленных, ранее не выставлявшихся оригинальных чертежей и архитектурных моделей из архива музея Алвара Аалто.
Официальный сайт: www.design-museum.de
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.