Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
«Не надо искать национальную архитектуру, надо выиграть пять-десять иностранных конкурсов. Тогда мир сам заговорит о русской школе», – уверены Левон Айрапетов и Валерия Преображенская, основатели бюро TOTEMENT/PAPER. Для проекта «Генетический код» они придумали сложную структуру, в которой зашифрованы и срез, и сруб, и русский «авось», символизм древних икон и икон авангарда — спешите видеть на «Зодчестве», 20 декабря — последний день работы фестиваля.
«Нам всегда преподносили какие-то каноны, а мы делаем все по-своему, что-то странное, что, как правило, ни в какие каноны не лезет», – говорит Валерия Преображенская про русскую архитектуру в целом. Про объект TOTEMENT/PAPER, выставленный на «Зодчестве 2014», тоже можно так сказать. Элементы скульптуры держатся крепко, но одновременно кажется, что «чудом». Видеоинтервью героев все объясняет.
О спецпроекте «Генетический код»
Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)
Фасад в концепции оказавшегося в шаге от победы бюро TOTEMENT/PAPER представлен в виде собирательного образа, своеобразной картины города, меняющейся в каждый момент его жизни.
Массивный фасад (выполнен из окрашенного в массе бетона) концертного зала кроме мелкоразмерного декора получил и более крупные плоскости другой фактуры, встраиваясь в масштаб Лаврушинского переулка. Композиция в Лаврушинском переулке завершается еще одним стеклянным фасадом. Он служит полупрозрачным занавесом, который одновременно отражает задние фасады исторических зданий галереи, стоящих вдоль пешеходной зоны, и позволяет видеть тяжелую стену выставочного зала, а также отражения домов, расположенных напротив комплекса. Рабочий фасад в Толмачевском переулке также представлен как сомасштабная улице композиция, в которой использованы решения главных фасадов.
Бесспорно, что основным фасадом здания является его северо-западная часть, выходящая на Кадашевскую набережную длинным фронтом. Этот фасад становится главным не только для нового здания Государственной Третьяковской галереи, но и для всего музейного квартала, городской линии застройки, выходящей на набережную. Это один из городских символов. От существующего комплекса Третьяковки фасад унаследовал цветность, массивность и рельефный декор, отсылающий нас к прототипам традиционной русской архитектуры и включающий в работу инструмент временной и пространственной связи между старыми зданиями комплекса, новым зданием и Кремлем, стены и башни которого просматриваются с пешеходного моста и из Лаврушинского переулка. Массивность символизирует закрытость - Хранение во Времени, причем в работу «тяжелых» элементов фасада помимо объема концертного зала и вертикали пожарной лестницы включена криволинейная стена выставочного зала, где и происходит основное действие, где зритель встречается с Искусством (мы предлагаем, чтобы эта стена была выложена из кирпичей, собранных при разборке старых московских зданий). Все эти инструменты - цветность, массивность и декор - олицетворяют Опыт, Накопление, Историю, Прошлое и Время.
Вторым по важности образом главного фасада стала Прозрачность, Пустотность, мимолетность Отражения меняющегося города. Прозрачность символизирует Открытость, Доступность, что подчеркнуто плоским фасадным стеклом входного портала и светопрозрачным покрытием Внутренней улицы, пронизанной верхним светом, одновременно разделяющей и объединяющей Пустотой для трех массивных элементов композиции. Причем криволинейная стена выставочного зала участвует и в формировании фасада, хотя находится внутри здания.
И, наконец, основная плоскость главного фасада - это сложная композиция, собранная из отдельных стеклянных блоков простейших геометрических форм. Именно за этой прозрачной стеной и находится главная ценность - Искусство. Эта ценность помещена внутрь «Хрустального ларца», и именно эта пара символизирует гармонию Хранения - Показа, Закрытости и Доступности, Тяжести и Легкости, Внутреннего и Внешнего, Квартала и Города, Прошлого и Настоящего».
Официальный сайт архитектурного бюро: paperteam.ru
Общую информацию о конкурсе см. здесь.
Публикации других проектов конкурса на нашем сайте.
Проект бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»
В закрытом конкурсе на архитектурно-художественное решение фасадов нового корпуса Государственной Третьяковской галереи, строящегося на пересечении Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, победило бюро SPEECH.
Конкурс был объявлен Москомархитектурой в конце мая, то есть на разработку концепции участникам было дано чуть больше месяца. Проект курировал попечительский совет Третьяковки, а также лично главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он же возглавил жюри, в которое вошли Евгений Асс, Юрий Григорян, Николай Шумаков, Михаил Посохин, бывший директор по строительству и городскому развитию муниципалитета Берлина Ханс Штимманн и другие. В качестве эксперта выступил автор проекта нового музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи, руководитель ГУП «Моспроект-4» Андрей Боков. После консультаций с профессиональным сообществом к участию в конкурсе пригласили 6 бюро: ТПО «Резерв», бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», UNK Project, «Остоженка», SPEECH и TOTEMENT/PAPER.
Сегодня, в среду 3 июля, на пресс-конференции в Москомархитектуре гендиректор Третьяковской Галереи Ирина Лебедева обнародовала имена победителей. Первое место жюри присудило концепции бюро SPEECH, второе досталось команде архитекторов из TOTEMENT/PAPER, а третье – ТПО «Резерв».
Затем Ирина Лебедева рассказала журналистам предысторию конкурса. Проект нового корпуса, расположенного в северной части музейного комплекса и выходящего на набережную, был создан еще в середине прошлого десятилетия ГУП «Моспроект-4». Однако время шло, строительство затягивалось, назрела необходимость в модернизации проекта. «При этом мы должны сохранить основные параметры здания – пятно застройки, высоту, площадь, – рассказывает Ирина Лебедева. – Победившая концепция полностью отвечает потребностям Третьяковской галереи и соответствует образу музея нового тысячелетия. Это не просто отдельно стоящая постройка, а элемент комплекса, соразмерный человеку и пешеходной зоне в Лаврушинском переулке. Это современная стилизация, создающая ассоциативную связь с существующим зданием».
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, решение жюри явилось результатом бурных дебатов и поиска компромисса. Сильные стороны победившей концепции: уважительное отношение авторов к урбанистическому контексту, их современный архитектурный язык, узнаваемость объекта и безошибочная идентификация в качестве части Третьяковской галереи. Главный архитектор подчеркнул, что вариант, предложенный SPEECH, – не окончательный, наверняка образное решение фасадов будет доработано, как-то скорректировано в ходе проектирования.
Здание, в котором разместятся мастерские реставраторов, дополнительные экспозиции и запасники, должно быть построено в 2018 году. По словам Сергея Кузнецова, пересмотр концепции фасадов не повлияет на бюджет проекта, ведь в любом случае доля фасадного оформления в общей структуре затрат составляет около 10 %.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.