Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В Музее архитектурного рисунка в Берлине открылась выставка графики выдающегося американского архитектора-фантаста.
Леббеус Вудс (1940-2012) был личностью неординарной, наделенной мощным воображением. Он преподавал архитектуру, но сам построил мало, больше создавал на бумаге, открывая новые горизонты для других. Выставка, организованная Фондом Сергея Чобана в сотрудничестве с Кристофом а. Кампушем, куратором, давним другом и партнером Вудса, при участии исследовательницы и критика Кристин Файрайс, в 1988 году устроившей первую выставку мастера в Берлине, представляет ряд графических работ, которые до этого нигде не выставлялись. Это рисунки тушью и карандашом, созданные в ранний период творчества, когда Вудс только нащупывал фантасмагорические образы и формы, впоследствии плотно завладевшие его сознанием.
Экспозиция показывает не только визионерские, отвлеченные композиции, но и эскизы к проектам, в которых, впрочем, неукротимая, беспокойная фантазия автора тоже часто брала верх над реальностью. Среди них — листы к проекту 4 Cities & Beyond (1982–1983), «Берлинское метро» (1988), проект Meta-Institute (1994–1995). Есть, конечно, и знаменитые «Геомагнетические летающие механизмы» (1988) – причудливые, отливающие металлической броней объекты, рвущиеся с удерживающих их от полета канатов.
Леббеус нашел в архитектурной графике язык, который передавал его мысли и видения лучше слов – тонами и полутонами, светом и тенью, свободным обращением с цветом. Его нарисованные создания иногда получались удивительно хрупкими и устрашающими одновременно. Несмотря на фантастический облик, они транслируют очень острое переживание своего времени и предвещают не самый радужный сценарий будущего. Выставка действует до 3 октября 2014 года.
До 2 июня в Сан-Франциско, в Музее современного искусства (SFMOMA), действует большая выставка Леббеуса Вудса, известного американского «бумажного» архитектора.
Леббеус Вудс (1940-2012) — странный человек. Он был профессором архитектуры в двух университетах, но не имел диплома архитектора и лицензии на проектирование. Сначала он работал на вторых ролях в нескольких архитектурных мастерских, но с середины 70-х вёл жизнь теоретика, университетского преподавателя и рисовальщика-фантазёра.
Единственное здание, построенное по его проекту, открылось в год его смерти — это павильон в Чэньду, часть крупного жилого комплекса, который проектировал архитектор Стивен Холл, близкий друг. Были у Вудса и враги, о которых он говорил с брезгливой интонацией, — «идиоты-политики, буржуазия и служащие корпораций, которые не видят ничего, кроме рынка». Но не только правила, «спущенные сверху», а любая «прописная истина», любой стереотип, предопределяющий слова и поступки, воспринимался им как покушение на личную свободу, требующее немедленного ответа. Архитектуру он сравнивал с войной.
В своих рисунках Вудс изображал мир, каким его создали бы люди с освобождённым сознанием, и этот мир пугает. Он словно весь состоит из осколков разбитых стереотипов, которые больно ранят при самом лёгком прикосновении. Серии его рисунков, широко известные с начала 90-х годов, были важным источником вдохновения для создателей фильмов о постапокалиптическом будущем. При этом Вудс — виртуоз рисунка. Глядя на листы его серий, каждый раз поражаешься тому, с каким изяществом изображает он этот болезненный, неуютный мир абсолютной свободы.
Рисунки Вудса напоминают постройки американских архитекторов-деконструктивистов, его современников — Питера Айзенмана, который сначала тоже состоялся как университетский гуру и с большим трудом, уже немолодым человеком, смог получить первые заказы; Эрика Мосса, Тома Мейна, того же Стивена Холла. Но Вудс идёт гораздо дальше их — так далеко, как только может зайти архитектор, отказавшийся от воплощения своих замыслов и получивший взамен драгоценное право не оглядываться на техзадание, бюджет и законы гравитации.
На выставке в Сан-Франциско, открывшейся через три месяца после смерти архитектора, показано 175 работ Вудса, созданных за последние 35 лет его жизни: рисунки и макеты как из собственной коллекции музея, так и из других собраний — из Нью-Йоркского музея современного искусства, венского MAK, коллекции Гетти. Она представляет наследие мастера с полнотой, которой не было в его прижизненных выставках, и, насколько возможно при такой короткой дистанции, старается охватить взглядом всё творчество архитектора и подвести ему итог.
Сайт Музея современного искусства Сан-Франциско: www.sfmoma.org
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.