Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Государственный Эрмитаж :: Архплатформа

TAG: Государственный Эрмитаж

Дни финской архитектуры в Петербурге

11.11.15
14:05
Категории: | События | Фестивали

12—13 ноября в городе на берегах Невы пройдет серия дискуссий и лекций, приуроченных к открытию выставочного проекта «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне» в Государственном Эрмитаже. Организаторы — журнал «Проект Балтия» совместно с Генеральным консульством Финляндии и Ассоциацией архитектурных бюро Финляндии (ATL).

Лекции и дискуссии с участием крупнейших архитектурных бюро Финляндии и их петербургских коллег, а также девелоперов, будут посвящены обсуждению опыта финской архитектуры и возможности его применения в России. Кроме того, редакция «Проекта Балтия» анонсирует выход специального выпуска журнала, посвященного финской школе и архитектурной идентичности. Дни финской архитектуры пройдут при поддержке ATL, Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге и Государственного Эрмитажа.


Программа мероприятия:
12 НОЯБРЯ
16:30 Открытие фестиваля
Приветственные слова исполнительного директора ATL Веса Юола, представителей генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге, главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева, президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Олега Романова, председателя петербургского Объединения архитектурных мастерских (ОАМ) Анатолия Столярчука, куратора выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне» Ксении Малич.


17:00 Открытые лекции финских архитекторов:
Пекка Хелин (руководитель бюро Helin & Co)
Туомас Райкамо, Эдгарс Рацинс (архитекторы бюро JKMM)
Юха Луома (партнер бюро LSV, Тампере)
Томми Хейнонен и Лаура Виртанен (ландшафтное бюро VSU)


20:00 Коктейль
Место проведения: Галерея дизайна / bulthaup Большая Конюшенная ул., 2


13 НОЯБРЯ
12:00 Панельная дискуссия «Современная финская архитектура и развитие Санкт-Петербурга»
Участниками дискуссии станут финские архитекторы Пекка Хелин, Туомас Райкамо, Эдгарс Рацинс, Юха Луома, Томми Хейнонен и Лаура Виртанен; а также: Владимир Григорьев (главный архитектор Санкт-Петербурга), Владимир Шабанов («ЮИТ Санкт-Петербург»), Екатерина Гуртовая («ЮИТ Санкт-Петербург»), Святослав Гайкович (руководитель бюро «Студия 17»), Владимир Линов (доцент СПбГАСУ, архитектор бюро «Студия 17»), Елена Миронова (ИТР), Феликс Буянов (руководитель «Архитектурная мастерская Б2»), Илья Филимонов (архитектор бюро «Интерколумниум») и др.
Вопросы к обсуждению:
– Финская архитектура: грани идентичности.
– Применимость финского опыта в России.
– Сотрудничество финских и петербургских архитекторов (опыт и перспективы).
– Жилая архитектура и девелопмент: почему возникла мода на «финские кварталы»?
– Финский стиль жизни и развитие городов: урбанизация и ландшафтный дизайн.

Место проведения:
Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге Преображенская пл., 4


 

18:00 Открытие выставки «Золотое поколение финской архитектуры»
Место проведения:
Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Дворцовая пл., 2

Регистрация на мероприятия 12 ноября: https://goo.gl/b7n8Uo

Регистрация на мероприятия 13 ноября: https://goo.gl/zEA93N
Организаторы: журнал «Проект Балтия», Генеральное консульство Финляндии, ATL
Генеральный партнер: «ЮИТ»
Партнеры: Paroc, Институт Территориального Развития, Государственный Эрмитаж, Галерея дизайна/bulthaup, Sokos Hotels
 

Космос форм

01.07.15
17:11
Категории: | События | Выставки

По 27 сентября в Государственном Эрмитаже — персональная выставка Захи Хадид.

Для Захи Хадид, первой женщины, достигшей таких, заоблачных, высот в профессии архитектора, Государственный Эрмитаж – знаковое место. В 2004 году в Эрмитажном театре ей вручили Притцкеровскую премию. И вот теперь большая выставка в Николаевском зале Зимнего дворца. Хадид стала вторым после Сантъяго Калатравы современным архитектором, который удостоился чести выставляться здесь.

Экспозиция, разработанная специально для этого великолепного, классического пространства, выявляет все стороны многогранной и немыслимо плодотворной личности. Работу Хадид и ее студии представляют около 300 макетов, чертежей, фотографий, скульптур и предметов дизайна. Творческий путь архитектора показан обстоятельно, в развитии – от ранних «бумажных» работ, экспериментальных эскизов 1980-х, первых реализаций, принесших автору известность, до последних громких объектов, включая Оперу в Гуанчжоу, Центр Гейдара Алиева в Баку, Музей искусства XXI века MAXXI в Риме, Лондонский центр водных видов спорта, а также проектов, воплощающихся в жизнь в данный момент – Новый национальный стадион для Олимпийских игр 2020 года в Токио, Институт Слейк Рит в Пномпени, Камбоджа, Центральный банк Ирака и Большой театр в Рабате (Марокко).

Конечно же, подчеркнута любовь Захи Хадид к русскому авангарду, влияние Казимира Малевича. Супрематическое понимание пространства предъявляют такие нереализованные проекты, как «Пик», «Площадь Лестер», «Берлин 2000», «Томигайя», «Тектоник Малевича». Целый ряд проектов демонстрирует результаты исследований Хадид и ее старшего партнера Патрика Шумахера, в которых цифровые инструменты проектирования и инновационные материалы подчиняются природной топографии и морфологии.

И как плоть от плоти архитектурных поисков новых форм и принципов проектирования предстает в экспозиции предметный дизайн Zaha Hadid Architects с характерной для него «космической» текучестью и монолитностью форм.

Фото: Brigitte Lacombe

Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде, Ирак. Изучала математику в Американском университете в Бейруте, а в 1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию – знаменитую сегодня Лондонскую архитектурную школу. В 1979 году, спустя два года после того как она с отличием защитила свой выпускной проект в Ассоциации, Хадид основала собственную архитектурную мастерскую. Ее первый реализованный проект – Пожарная станция Витра – был завершен в 1993 году. До 1987 года Заха Хадид оставалась преподавателем Архитектурной Ассоциации, а позже была приглашенным профессором многих важнейших учебных заведений, включая Колумбийский университет, Гарвард и Йель. В настоящее время архитектор является профессором Венского университета прикладных искусств.

Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем и Zaha Hadid Architects в рамках архитектурной программы проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, изучать и экспонировать произведения XX – XXI веков.
Куратор выставки – Ксения Малич, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. В разработке концепции проекта принимали участие Заха Хадид и Патрик Шумахер, Великобритания.

Источник фотографий экспозиции страница выставки на сайте Государственного Эрмитажа: http://www.hermitagemuseum.org

Страсть к рисунку

18.10.12
10:27
Категории: | События | Выставки

В Эрмитаже, в здании Главного штаба, открылась выставка «Библиотека архитектуры». Произведения из государственного собрания ведут диалог с работами из частной коллекции Сергея Чобана и его Фонда архитектурного рисунка. Мы поговорили с архитектором, который сам много и увлеченно рисует, о том, что и как он собирает.

Расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша коллекция графики?
Начало было положено примерно 10 лет назад. Я уже к тому времени переехал в Берлин и заинтересовался  аукционом Bassenge, который славен своими архитектурными рисунками. Там увидел совершенно потрясающий рисунок, по ничтожной по тем временам цене, смешно даже сейчас называть ее. Я уже тогда хорошо понимал, как выглядит подлинный Гонзага, так вот это был подлинник. И это была первая работа в моей коллекции.
Сколько в ней сейчас работ?
Есть моя частная коллекция, есть коллекция Фонда музея архитектурного рисунка. И в той, и в другой примерно по 300 листов. Фонд призван привлечь внимание общества к актуальному состоянию графики. Это работы нашего времени, то есть, XX и XXI веков, выдающиеся мастера, наши современники. А моя коллекция охватывает XVIII-XIX века - демонстрирует исторический рисунок.
Какие авторы представлены в этих двух собраниях?
Мастера – самые разные. У меня много россики - Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Жан-Франсуа Тома де Томон. Из выдающихся мастеров нельзя не упомянуть Юбера Робера; есть рисунок Пиранези, есть и  Шарль-Луи Клериссо, и Джон Соан, и Шарль де Лафосс. Есть очень хорошие работы Клода Николя Леду, Шарля Персье. А XX и XXI века в Фонде представлены именами Либескинда, Гери, ранней Захи Хадид, Леббеуса Вудса, Алвару Сизы, Альдо Росси. В общем, это крупные современные западные художники.
Каким временем датируются самое раннее и самое позднее произведения?
Самая ранняя работа – Фердинандо Галли Бибиена, это рубеж XVII и XVIII веков. А самая поздняя, пожалуй, Манфреда Ортнера, который передал в Фонд свои работы.
Есть приобретение, которое считаете особой удачей?
Большой удачей было то, что на почти неизвестном аукционе я нашел предварительные рисунки к гравюрам Михаила Махаева с видами Петербурга. Они были не датированы, не атрибутированы, отличались от оригинальных гравюр по композиции. Скажем так: они  представляли собой расширенные поиски композиции. На них изображены знаменитые панорамы Петербурга с сегодняшнего Дворцового моста по направлению на восток и запад.
По каким принципам формируются коллекции?
Здесь важен момент перфекционизма. То есть, не каждый штрих и не каждая «почеркушка» даже выдающегося архитектора на салфетке – это архитектурный рисунок. Честно говоря, для исторических рисунков у меня свой критерий: если я вижу работу, которую точно не в состоянии сделать сам, значит, она достойна моей коллекции. Я не доверяю суждениям специалистов, заочно советующих приобретать Гонзагу или Кваренги. Пока не увижу, что это абсолютно мастерский лист с признаками Кваренги или Гонзаги, никогда не возьму его в собрание, поскольку не верю в неудачные работы мастеров, сомневаюсь в том, что у мастера повело руку. Я говорю, что не нужно снисходительно относиться к работе мастера, а наоборот, понимать, что работа мастера – это высочайший уровень, до которого ты только пытаешься дотянуться. Вот это критерий коллекции.

С.Э.Чобан (род. 1962). Шлюз канала Москва-Волга III 2001. Бумага, акварель, чернила. Фонд музея архитектурного рисунка.

Сегодняшняя архитектурная и визуализаторская культура движется к отмене бумажного носителя. Мы все больше презентуем работы на флешках,  дисках, мы не ходим с брошюрами, мы ходим с «айпадами». С одной стороны, это очень современно и здорово, когда у тебя в руке находится огромное количество информации. Кстати говоря, именно этой тенденции и была посвящена российская  экспозиция на Биеннале в Венеции. Но с другой стороны, как мне кажется, ощущение уникальности безвозвратно уходит. Я вспоминаю юность: сижу на практике, запах осенней листвы перемешивается с запахом влажной акварельной бумаги, на которую накладывается медово пахнущая акварельная краска…Все чувственные ощущения, связанные с созданием уникального произведения на бумаге, уходят в прошлое. Я не просто ностальгирую. Уникальный вид искусства становится подобен коллажу, когда берется часть компьютерной графики, наносится на бумажную основу, переписывается или перемалевывается вручную, одним словом, возникают какие-то коллажные эффекты, в создании которых человек принимает все меньше участия. А для меня очень важно создать такие графические кабинеты и такую коллекцию, которая говорила бы об уникальном качестве архитектурной графики.
Архитекторы дарят свои работы Фонду?
Да, многие. Достаточно назвать Манфреда Ортнера, Цви Хекера, Бена ван Беркеля. Есть спонсоры, которые помогают возвести здание Музея архитектурного рисунка. Есть отклик со стороны институциональных учреждений, таких как Музей Джона Соана, Академия художеств в Париже. Они подписали или находятся в стадии подписания партнерского соглашения, которое позволит нам организовывать редчайшие гостевые выставки. Это, например, экспозиция  Пиранези из серии «Храм Посейдона в Пестуме» из коллекции Музея Джона Соана. Она запланирована на следующий год.

Фрагмент экспозиции «Библиотека архитектуры»

Как построена экспозиция в Эрмитаже?
Коллекционирование всегда инициировалось частными персонами, и коллекция Эрмитажа, появившаяся и пополнявшаяся в результате деятельности не только Екатерины Второй, но и многих коллекционеров, - фактически  вклад частных лиц в процесс формирования «библиотеки архитектуры», как мы и назвали выставку. Ни моя личная коллекция, ни коллекция Фонда не могут претендовать на полноту и значимость собрания Эрмитажа. Речь здесь не идет о сравнении, а скорее о поиске параллелей. Они в традиции коллекционирования архитектурной графики и перекличке отдельных работ. Экспозиция, составленная благодаря Михаилу Борисовичу Пиотровскому, куратору Дмитрию Озеркову, Ксении Малиш и графическому отделу, действительно очень хорошая. «Эрмитаж» – один из немногих музеев, делающих  архитектурную графику достоянием общественности. Была шикарная выставка Тома де Томона, выставка последователей Пиранези.

У вас и Сергея Кузнецова есть традиция архитектурных пленэров. Где вы чаще всего бываете, какие виды и памятники любите зарисовывать?
Мы много раз были в Риме и Венеции. Это места, которые при всей своей туристической известности по-прежнему остаются для меня неизведанными островами, где находишь все время новые точки. Вот, например, совсем недавно, летом, я увидел работу Каналетто, где запечатлена площадь Рыбного рынка рядом с мостом Риальто в Венеции. Раньше это место как-то уходило от нашего взгляда. Мы пошли туда с Сергеем, и с той же точки сделали по рисунку. Совершенно потрясающая композиция с огромными часами. А, например, в Риме меня всегда занимала идея выполнения рисунков с точек, которые использовал Пиранези в своей серии «Виды Рима».

 

Произведения, представленные на выставке «Библиотека архитектуры»

Жан-Франсуа Тома де Томон. Вид Пантеона в Риме, 1790. Акварель. 535 × 777. Государственный Эрмитаж
 

Робер, Юбер. Вилла Мадама, Около 1760. Перо тушь, кисть, акварель. 305 × 419. Государственный Эрмитаж

Гонзага, Пьетро ди Готтардо. Вид эрмитажного театра и набережной Невы, 1800-е. Перо, кисть, тушь, карандаш. 255 × 340. Государственный Эрмитаж

Леббеус Вудс. Архитектурная композиция. 1989 г. Акварель, цветные карандаши, карандаш. © Фонд С. Чобана. Музей архитектурного рисунка. 2012
 
На открытии выставки :

Символическую красную ленту разрезают Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, куратор выставки «Библиотека графики» Дмитрий Озерков, архитектор, художник, коллекционер Сергей Чобан.

Выставка «Библиотека архитектуры» проходит c 13 октября по 16 декабря 2012 года в реконструированном здании восточного крыла Главного штаба, входящем в музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

Информация о выставке на странице Государственного Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org

Материал подготовили: Екатерина Шалина, Андрей Чирков

Редакция сайта Archplatforma.ru выражает особую благодарность за помощь в работе над интервью и фоторепортаж Елене Петуховой.

Крылья и струны

03.07.12
16:59
Категории: | События | Выставки

С 27 июня по 30 сентября в Государственном Эрмитаже проходит монографическая выставка Сантьяго Калатравы.

Мировую известность уроженцу Валенсии Сантьяго Калатраве в 1990-ые принесли мосты новой типологии. К настоящему времени в разных странах мира он построил их более тридцати, и каждый – чудо технологий. Мост Сэмюэля Беккета в Дублине на своей одной опоре способен поворачиваться на 90 градусов, открывая путь судам, проходящим по реке. «Струнный мост» в Иерусалиме – самый длинный (360 метров) транспортный вантовый мост в мире. Мост Конституции со стеклянными ограждениями и большим радиусом кривизны – единственный модернистский мост, которому, хоть и не без проблем, удалось «прописаться» на венецианском Гранд-канале. 

© Santiago Calatrava LLC, 2012
Мост Сэмюэля Беккета. Дублин, Ирландия. 1998–2009

На выставке «Сантьяго Калатрава. В поисках движения», открывшейся в Эрмитаже, можно увидеть и знаменитые мосты, и многие другие творения мастера. Он учился на художника, архитектора, инженера и не разделяет эти специальности, считая архитектуру высоким искусством. Многогранность натуры отражена в 150 экспонатах, выставленных в Николаевском зале дворца. Это макеты и фотографии сооружений, мобильные скульптуры, графика и  живопись, а также керамика и сценография.

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

От произведения к произведению зритель имеет возможность проследить «идею-фикс» мастера – его упорное стремление постичь и перенести в свое творчество конструктивные принципы природы. Калатрава рисует «скелеты» своих зданий, подражая строению рыб, птиц, пальмовых листьев. Органические конструкции, по его мнению, настолько совершенны, что их надо оставлять на виду. И при этом он старается привести архитектурную массу в движение. Иногда это только визуальный эффект, построенный на летящих силуэтах и динамике линий. Так «ввинчивается» спиралью в небо небоскреб в Мальмё, прозванный «Закрученный торсом». 

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

Но в некоторых случаях есть особый механизм, заставляющий архитектурные элементы реально двигаться. Например, у Музея искусств в Милуоки есть «крылья», которые раскрываются и складываются. На выставке представлен макет Церкви Блаженного Хупинеро Серры в Лос Анжелесе, для которой Калатрава разработал кровлю, открывающуюся и закрывающуюся по похожему принципу. Можно увидеть и другие макеты, наглядно демонстрирующие «мобильность» сооружений.

Фото Кирилла Иконникова

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

На открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обмолвился, что данный формат непривычен для этих стен. Николаевский зал, однако, принимал и куда более радикальную современность. Именно здесь в 2009 году проходила выставка «Новояз» – в рамках программы «Эрмитаж 20/21» лондонский галерист Чарльз Саатчи представил творчество молодых британских художников. По сравнению с их работами вещи Калатравы – можно сказать, классика.

Фото Оксаны Милашкиной

Кроме того, архитектурные экспозиции могут стать для Эрмитажа традицией. В музее планируется серия просветительских проектов, посвященных современной архитектуре, и после Калатравы в гости с персональными выставками ждут Заху Хадид и Рема Колхаса. Главная российская сокровищница мирового искусства продолжает перекидывать мосты из прошлого в настоящее и будущее. В  таком контексте экспозиция мастера, прославившегося самыми невероятными мостами, логична и символична одновременно.
 

Страница выставки на сайте Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org

© Santiago Calatrava LLC, 2012
 Мост Конституции Венеция, Италия. 1996–2008

© Santiago Calatrava LLC, 2012
Мост Аламильо. Севилья, Испания. 1987–1992

© Santiago Calatrava LLC, 2012
 Павильон Кувейта на «Экспо-1992». Севилья, Испания

© Santiago Calatrava LLC, 2012
Железнодорожная станция аэропорта Сент-Экзюпери
Лион, Франция. 1989–1994

© Santiago Calatrava LLC, 2012
Транспортный узел Всемирного торгового центра
Нью-Йорк, США. С 2003-го

© Santiago Calatrava LLC, 2012
Моряк. 1995
Черное дерево, нержавеющая сталь

© Santiago Calatrava LLC, 2012
Трансформация: желтый. 2009. Алюминий

Michael Falco
Сантьяго Калатрава. Родился в 1951 году в Валенсии. Оставил местное художественное училище ради учебы в Высшей технической школы архитектуры. Затем  продолжил образование в Федеральном технологическом институте Цюриха, где получил диплом инженера-проектировщика. В настоящий момент обосновался в Нью-Йорке. Филиалы бюро есть также в Валенсии и Цюрихе.




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey