Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Издан альбом «Россия Владимира Шухова. Личный фотоархив. Начало XX cтолетия»
«Я по профессии инженер, а в душе фотограф», - признавался Шухов. И все - таки больше его знают как инженера. Подозреваю, как самого знаменитого, и, можно сказать, народного, ведь телебашню на Шаболовке не зря называют не иначе как Башней Шухова. Вышедший альбом - настоящее открытие творческого наследия Шухова – фотографа, который оказался не менее гениальным, чем Шухов – конструктор и изобретатель. Загруженный работой, Владимир Григорьевич, находил, тем не менее, время, брал фотоаппарат, шел на улицу и фиксировал то, что ему было интересно: старую Москву, лица родных и знакомых, Ялту, Гурзуф, Симеиз, Париж, ход строительства сооружений, узлы и сопряжения, светопрозрачные перекрытия и сетчатые башни, наводнение, мосты и дебаркадеры, домашние интерьеры, где, казалось, остановилось время, детей (а их у Шухова было пятеро) на даче, рождественскую елку, баррикады и Пасхальное воскресенье, пестрый дух того времени.
Он был, безусловно, репортером высокого полета. И тут не обошлось без инженерного чутья. Подобная дотошность и завидное постоянство по нынешним временам может быть сравнимо с ежедневным ведением блога, допустим, в программе instagram. Тогда же фотография только появилась и набирала обороты, фотоаппарат вообще был новинкой, и, разумеется, водился далеко не у каждого, однако пытливый Шухов пользовался купленным в Париже «Вероскопом» конструкции Жюля Ришара, дающим еще и стереоскопический эффект, сравнимый с нынешним 3D. Он быстро оценил, что это весьма полезный инструмент в работе инженера-конструктора, но смог использовать его потенциал куда шире.
Снимки Шухова, как всякие черно-белые кадры, не просто рождают известную ностальгию, они дают полифоническое объемное целостное восприятие происходящего. Эти «живые» извозчики, городовые, дворники и пожарные, даже если и специально позируют, но решительно лишены натянутости и студийной застылости. Профессионал понимает - такой естественности добьется не всякий фотограф. Чувствуется, и особенно в поэтической интерпретации стадий монтажа перекрытий Музея изящных искусств императора Александра III, трехшарнирных ферм Брянского (ныне Киевского) вокзала, и особенно башни на Шаболовке, что за дело взялся большой романтик.
Удивляет не только открытие Шухова-фотографа, но и то, как этот фотоархив смог дойти до нас в целости и сохранности. При том, как легко исчезают письма, как исчезла, скажем, переписка Шухова с Ольгой Книппер, с которой у него был роман. Полторы тысячи фотографий, более двух тысяч стекол негативов и позитивов пережило более сотни лет. Несмотря на уплотнения, переезды, войны, революции семья инженера Шухова смогла все сберечь, и в отличие от прочих фотоархивов, этот хранился у потомков. Отцифровка была произведена в Музее архитектуры им. Щусева. Стараниями Объединенной металлургической компании (OMK), чьи активы находятся в Выксе, там, где сохранились перекрытия листопрокатного цеха и водонапорная башня Шухова, был издан настоящий альбом.
«Россия Владимира Шухова. Личный фотоархив. Начало XX cтолетия» - М.: Фонд "Шуховская башня", ABCdesign, 2012
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.