Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Редактор сайта «Архплатформа.ру» Андрей Чирков побывал на одном из главных архитектурно-экспериментальных «полигонов» Китая – в Central Business District, деловом квартале Гуанчжоу. И собственными глазами убедился в давно известном: для китайцев нет ничего невозможного.
«Новый город» Чжуцзян, город на Жемчужной реке, Гуанчжоу-сити, центральный деловой район – каких только названий нет у этого внушительного по размеру участка земли, с которого не так давно снимали по три урожая риса за год. CBD Гуанчжоу – квинтэссенция современного национального самосознания Китая, стремящегося интегрироваться в мировое сообщество, оставаясь при этом самодостаточным и самобытным. Архитектурная мегаломания Поднебесной, желание построить Сити не хуже, чем в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Сингапуре, охота за звездными урбанистами и проектировщиками – звенья одной цепи, спаянной легендарным трудолюбием и способностью к самопожертвованию во благо государства. Зная китайцев, медленно, но верно идущих к своей цели, можно не сомневаться: они добьются того, о чем мечтают.
Китайцы уже многого добились. С каждым годом крепнет статус двух главных событий из сферы дизайна, архитектуры и строительства – международных выставок China Building Decoration Fair и Furniture Fair. Не случайно проводятся они именно в Гуанчжоу, в специально построенном для этого Выставочном центре.
А планы градостроительного развития у них просто наполеоновские. Например, создать в дельте реки Чжуцзян (Жемчужной) невиданную агломерацию из девяти «миллионников», среди которых Чжухай, Шэньчжэнь, Дунгуань, Гуанчжоу. Фактически, власти Китая хотят воплотить в жизнь беспрецедентный урбанистический проект под названием Megacity: внутри этого мегаполиса только официально будут сосуществовать более 40 млн. человек. Именно тогда CBD в Гуанчжоу, расположенный к востоку от старого города и к северу от Жемчужной реки, превратится в полноценный культурный и финансовый центр агломерации. Пока же он больше напоминает стройплощадку, муравьиная суета на которой не прекращается ни на минуту. Впрочем, многочисленные туристы, впечатленные масштабами изменений, не особенно обращают на это внимание.
В новом Чжуцзяне много интересных с точки зрения архитектуры зданий, но о каком-то архитектурном ансамбле говорить не приходится. Слишком уж разные и неоднозначные подобрались здесь объекты, все как один претендующие на роль достопримечательности. Пожалуй, самый известный из них – шестисотметровая телевизионная башня Canton Tower, созданная бюро Information Based Architecture и Arup. Кантонская высотка, спроектированная с использованием конструктивных принципов, запатентованных нашим соотечественником Владимиром Шуховым, являет собой пространственную вертикаль южной части CBD. Другая очевидная вертикаль – здание Международного финансового центра (IFC), в создании которого участвовали Wilkinson Eyre Architects и Arup. Его высота 440 м, а общая площадь около 500 000 кв.м.
Есть здесь постройки, концепция которых основана на ярком формальном приеме, по большому счету пространственном фокусе. Таков крытый стадион «Хайсиньша» с крышей, похожей на вантовый мост. Отель и выставочный комплекс «Пачжоу» от архитектурного бюро Aedas напоминает какой-то сложный промышленный механизм: благодаря сдвинутым на определенное расстояние в горизонтальной плоскости этажам главный его объем не кажется монолитным и глухим.
Однако самые примечательные объекты центра Гуанчжоу – это Оперный театр Захи Хадид и Гуандунский музей бюро Rocco Design Architects. В основе дизайна последнего лежат китайские декоративно-прикладные традиции и народные промыслы. Прорези на фасадах музея, обнаруживающие алую «изнанку» – это аллюзия на резной узор, которым мастера покрывают шары из слоновой кости, нефритовые поделки и шкатулки для драгоценностей. В общем, здание предстает в виде ковчежца с упрятанным внутрь национальным достоянием.
Интерьер оперного театра, созданного Zaha Hadid Architects, удивляет даже больше, чем архитектура. Такое ощущение, что это сложное, прихотливое, подавляющее пространство, сформированное плавными линиями и заломленными плоскостями, живет своей жизнью, как самостоятельный организм. Его «сердце», большой зал на 2000 мест, пульсирует и просвечивает сквозь решетку изогнутых «ребер». «Я представляла здание как часть города. Вы тоже ощущаете себя его частью, даже находясь внутри», – так в свое время прокомментировала эту работу Заха Хадид.
Фото А. Чиркова
Центром нового здания музея, спроектированного командой архитекторов во главе с Wilkinson Eyre Architects, стал защитный кокон из стекла, внутри которого законсервированы обломки одного из самых знаменитых кораблей в мире.
31 мая 2013 года на исторической территории сухого дока конца XVIII века постройки Портсмутской судоверфи в Великобритании открылся новый музей «Мэри Роуз», где представлено все, что осталось от легендарного тяжеловооруженного корабля, затонувшего в проливе Солент 19 июля 1545 года. Кроме того, в музее собрана крупнейшая в мире коллекция артефактов эпохи Тюдоров. Подобно редкой драгоценности, судно, пролежавшее на дне моря 437 лет, наконец-то обрело достойный «футляр». Над проектом работали три фирмы: бюро Wilkinson Eyre Architects, Pringle Brandon Perkins+Will и Land Design Studio (дизайн экспозиции). По словам директора бюро Pringle Brandon Perkins+Will Криса Брэндона (Chris Brandon), перед архитекторами и дизайнерами стояла задача создать «шоу-рум для уникального артефакта».
Здание имеет эллипсоидную форму и напоминает корпус корабля с пушечными бойницами. Фасады его отделаны черным мореным деревом. Из такого же дерева сотни лет назад строили боевые корабли. Кровля нового музея металлическая. Высота постройки невелика: это сделано для того, чтобы не разрушать существующий архитектурный ансамбль. С двух сторон к главному округлому объему примыкают прямоугольные павильоны. В одном из них запроектирована рецепция, кафе и магазин, а во втором находится учебный центр.
Сердце музея – специальный саркофаг, или защитный кокон, где покоятся законсервированные элементы штирборта «Мэри Роуз». Внутри стеклянного «колпака» поддерживается нужная температура и уровень влажности, чтобы дерево сохранилось как можно дольше. Внутреннее пространство организовано как интерьер трехпалубного корабля. Посетителей окружают старые пушки, ядра, фитили, детали такелажа. Галереи изгибаются, повторяя очертания корабельных палуб. Бюджет проекта составил 27 млн. фунтов.
Официальный сайт архитектурных бюро: wilkinsoneyre.com, perkinswill.com
Реализована первая стадия одного из самых масштабных в мире архитектурно-ландшафтных проектов – «Сады у бухты» (Gardens by the Bay), амбициозной программы по превращению Сингапура в «город-сад». В конце июня был открыт для публики первый из трех парков комплекса – Bay South Garden.
«Парк южной бухты» (генеральный разработчик – фирма Grant Associates) может похвастаться не только роскошной ботанической «начинкой», но и сразу несколькими архитектурными «аттракционами». Главная достопримечательность территории – лес из 18 «супердеревьев» высотой от 25 до 50 метров. Эти гигантские конструкции из стали и бетона представляют собой вертикальные сады, поросшие вьющимися растениями, эпифитами и папоротниками.
«Супердеревья» не только декоративны, но и функциональны: они являются важной частью парковой экосистемы (собирают в накопители дождевую воду, которая потом используется для их же собственного полива, выводят часть отработанных вод и т.п.). На верхушке одного из них расположилось кафе, а самые высокие экземпляры оборудованы лифтами – с их помощью можно подняться на «проложенную» между супердеревьями подвесную прогулочную дорожку. С наступлением темноты деревья расцвечиваются подсветкой и проекциями.
Архитектурное бюро Wilkinson Eyre Architects спроектировало для парка два эффектных гигантских стеклянных купола: это оранжереи Flower Dome – с микроклиматической зоной для флоры Средиземноморья и Cloud Forest Dome – там разместились растения горных дождевых тропических лесов.
Со временем на территории Gardens by the Bay будут открыты еще два парка – Bay East и Bay Central, а полная площадь комплекса составит 101 гектар.
Официальный сайт архитектурных бюро: grant-associates.uk.com, wilkinsonsoneyre.com
Официальный сайт проекта: gardensbythebay.com.sg
Инфраструктура Олимпиады-2012: новые спортивные сооружения, транспортные объекты, жилье для спортсменов, зеленые зоны проектировались не только ради 17 летних дней Игр: они часть комплексного плана развития восточной части британской столицы, рассчитанного на 20 лет.
Лондон получил право на проведение Олимпиады в 2005, представив МОК эффектные проекты спортивных сооружений, разработанные Foreign Office Architects. Но почти сразу было решено, что британцы не станут соревноваться с Пекином, хозяином Игр-2008, по размаху нового строительства. Вместо этого лондонская Олимпиада должна была стать самой «зеленой» и экономичной. Для всех сооружений сразу продумывалась последующая судьба, поэтому часть их — временные постройки, подлежащие демонтажу, часть будет значительно уменьшена в размере (чтобы успешно использоваться как спортивные центры городского или даже районного значения), а остальные — поменяют функцию. Жесткие требования, предъявлявшиеся к архитекторам и инженерам организаторами, стимулировали создание по-настоящему оригинальных и качественных объектов.
Олимпийский парк расположен в районе Стратфорд, в долине реки Ли, на территории не используемых ныне железнодорожных путей и промзоны. Раньше он был почти отрезан от остального города, а теперь там появились десятки новых мостов, дорог и дорожек, в центре Олимпийского парка возведен огромный международный вокзал для скоростных поездов и легкого метро, расширен имевшийся транспортный узел, построен крупнейший в Европе торговый центр.
Среди новых спортивных сооружений главное место занимает Олимпийский стадион бюро Populous: его легкая стальная конструкция, позволившая значительно сэкономить металл (использовано всего ок. 10 тыс. т), вместит 80 000 зрителей. Арена снабжена системой сбора дождевой воды, а ее чаша выкопана в земле, что также уменьшило затраты стройматериалов.
Вынутый при этом грунт пошел на создание ландшафта Олимпийского парка. Единственная декоративная часть стадиона - его внешняя «обертка» из лент нетканого материала-полимера (на тот момент, когда делали эти снимки, она еще не была установлена, сейчас стадион выглядит так). Арену можно легко разобрать, но решено оставить ее в Стратфорде, уменьшив число мест на трибунах до 25 тыс.
Велодром мастерской Hopkins Architects своей обтекаемой формой олицетворяет идею скорости. Но он также и абсолютно функционален. Вантовые перекрытия позволили сэкономить материалы и закончить строительство раньше: за полтора года до начала Игр. Использованная древесина (обшивка фасада из гигантской туи и велотрека из сибирского кедра) добыта «устойчивым» методом, с компенсационными посадками.
Полностью естественная вентиляция и (частично) освещение сочетается с системой сбора дождевой воды на крыше (она обеспечит 70% потребностей здания). Акустика и расположение трибун на 6000 человек точно продуманы ради удобства зрителей. После Олимпиады велодром станет частью «ВелоПарка» для местных любителей спорта.
Центр водных видов спорта мастерской Zaha Hadid Architects встречает гостей у входа в Олимпийский парк. Его волнообразный объем на время Игр снабжен временными трибунами по бокам: сейчас он рассчитан на 17,5 тыс. зрителей, после 2012 — на 2500: тогда в трех бассейнах центра смогут плавать не только профессиональные атлеты, но и школьники во время занятий физкультурой, члены спортивных клубов, обычные горожане. Крыша на стальном каркасе с пролетом в 120 м весит 3000 т и снизу обшита деревом. Боковые фасады, ныне закрытые трибунами, будут остеклены.
Баскетбольный стадион бюро Wilkinson Eyre Architects — самая крупная временная постройка за всю историю олимпийского движения: она вместит 12 тыс. зрителей. На ее каркас пошло 1000 т стали. Снаружи она закрыта белым полимерным материалом площадью 20 тыс. м2. В темное время суток на фасадах арены будут устраиваться световые шоу по проекту студии United Visual Artists.
После Олимпиады ее могут увезти в Рио-де-Жанейро на Игры-2016 или превратить в несколько школьных спортзалов, а на ее месте появится Chobham Manor — первый жилой массив Олимпийского парка.
Стрельбище разместилось в трех павильонах по проекту мастерской Magma: в разноцветных круглых выступах-«присосках» устроены вентиляционные отверстия, а на уровне земли — двери. После Олимпиады сооружения увезут на Игры Содружества-2014 в Глазго.
Большинство новых олимпийских объектов расположено на территории Олимпийского парка площадью более 200 га. Его архитекторы Hargreaves Associates создали холмистый разноуровневый ландшафт, подчеркивающий водные поверхности реки Ли и каналов. Озеленение напоминает о природе Стратфорда до его превращения в 19 веке в промзону.
Основные объекты расположены в южной части парка, а северная больше похожа на лесопарк. После Игр парку присвоят имя королевы Елизаветы II. Зелени в южной половине станет больше, но там также сосредоточится новое строительство, а северная зона в целом сохранит свой пасторальный характер.
Центральное место в парке займет причудливый объект художника Аниша Капура и инженера Сесила Белмонда Orbit, созданный совместно со сталелитейным концерном ArcelorMittal. Это скульптура-смотровая башня высотой 114,5 м, с вершины которой открывается панорама Лондона с радиусом 32 км. Orbit сделан из 560 м красных стальных труб общей массой 2 000 т; 60% использованного материала — вторсырье.
Олимпийская деревня, также расположенная на территории парка, состоит из расставленных по регулярному плану корпусов в 8-12 этажей и рассчитана на 17 000 спортсменов и тренеров. После игр она превратиться в массив на 2818 квартир, половина из которых будет социальным жильем: это станет первым шагом в превращении территории Олимпиады-2012 в новый городской район. Нижняя часть корпусов имеет вид 3-этажных «таунхаусов», а на крышах устроены пентхаусы.
Несмотря на жесткую экономию средств, архитекторы старались разнообразить застройку. Так, бюро Niall McLaughlin Architects украсило фасады своих домов копиями рельефов Парфенона, хранящихся в Британском музее.
Ландшафтный дизайн для деревни выполнен бюро Vogt Landscape, создавшим 10 га скверов и площадей. Их монументальные зеленые холмы и вымощенные природным камнем плазы станут в будущем местом устройства летних кафе и ярмарок. В проекте использованы только местные виды флоры, он включает в себя систему сбора и фильтрации дождевой воды.
Из объектов не-спортивной инфраструктуры Олимпиады самый яркий образ — у энергетической подстанции мастерской NORD: ее стены из черного кирпича напоминают о закопченных фабриках лондонского индустриального прошлого. В верхней части фасадов ажурная кладка обеспечивает естественную вентиляцию находящихся внутри трансформаторов. Плоская крыша рассчитана на колонизацию местными растениями.
Два скромных корпуса медиа-центра мастерской Allies & Morrison для 30 000 журналистов и фотографов после Олимпиады могут стать центром моды, объединяющим колледжи, производство и дизайн-бюро.
К Олимпийским играм по всему Лондону обновлялись парки и музеи, активно строилась инфраструктура (например, линию легкого метро Docklands спешно вели дальше на восток, к Стратфорду), но самым заметным новшеством стала канатная дорога через Темзу. Спроектированная бюро Wilkinson Eyre, она соединила крытую арену O2 в Гринвиче и выставочный центр Excel в лондонских Доках (оба объекта станут местом олимпийских соревнований: по художественной гимнастике, боксу и т. д.). Ее пропускная способность — 2500 человек в час, которых переправляют на расстояние в 1,1 км, поднимая до высоты в 90 м.
Олимпиада-2012 в Лондоне — не только дорогая рекламная акция ради престижа страны, как это часто бывает с Играми. Это также повод для начала программы комплексного развития восточной части мегаполиса — традиционно бедной и занятой загрязненными промзонами. Предыдущей мерой такого рода была реконструкция доков в конце 20 в., теперь же на территории Олимпийского парка в ближайшие десятилетия планируется построить 8 000 квартир в пяти массивах плотной застройки (их значительная часть будет социальным жильем), новую школу на 1000 учеников, кампус University College London, медицинские и развлекательные учреждения и многое другое. С этой точки зрения программа олимпийского строительства с ее транспортными и спортивными объектами и обширными зелеными зонами кажется не такой уж и дорогой (9,3 млрд фунтов, вместе с сопутствующими расходами — ок. 13 млрд): это необходимый резерв для развития Лондона. Но это — дело будущего, пока же британцы сделали все, чтобы лето 2012 запомнилось всему миру как время замечательного праздника спорта.
Спустя 100 лет после отплытия легендарного «Титаника» в свой единственный трагический рейс из Саутгемптона в этом городе открылся Морской музей.
Он находится в реконструированном комплексе Саутгемптонского суда магистратов, относящемся к II* классу реестра объектов культурно-исторического наследия Великобритании. Суд магистратов был спроектирован архитектором Эрнестом Берри Веббером (Ernest Berry Webber) в первой трети XX века. Концепцию реконструкции с увеличением полезной площади предложило бюро Wilkinson Eyre Architects, архитекторы которого работали в тесном контакте со специалистами фонда британского наследия English Heritage. Бюджет проекта составил 15 млн. фунтов. Помещения суда, включая камеры предварительного заключения и дворик для прогулки заключенных, превратились в выставочные залы. К северному фасаду комплекса был пристроен одноэтажный павильон, соединенный с основным зданием вставкой из армированного стекла.
На первом этаже находятся просторное фойе, большой экспозиционный зал, билетные кассы, магазин сувениров и кафе. Вертикальный вектор развития интерьера подчеркнут трехуровневым световым колодцем, включающим в себя территорию бывшего дворика для прогулок. Фойе, входная группа пристроенного павильона и световой колодец пространственно связаны при помощи гигантской стены-экрана, на котором изображен «Титаник».
Образ корабля обыгрывается и в архитектуре музея. Высокая часовая башня символизирует корабельную трубу, а изломы облицованного каменными плитами фасада (постройка состоит из трех связанных между собой объемов) – корпус судна, пострадавшего в страшной катастрофе. Еще большее сходство с терпящим бедствие лайнером придают особенности участка: перепад рельефа с юга на север составляет около 2 метров.
Официальный сайт архитектурного бюро: wilkinsoneyre.com
Закрытая площадка для баскетбола и гандбола станет третьим крупнейших объектом Олимпийского парка в Лондоне.
В работу над баскетбольной ареной вовлечены три архитектурных бюро — Sinclair Knight Merz, Wilkinson Eyre and KSS Design Group.
Расположенный в северной части парка спорткомплекс будет также использоваться во время Паралимпийских игр. Стадион вмещает 12 000 зрителей и может трансформироваться из расчета 10 000 мест для инвалидных колясок.
Баскетбольная арена станет одним из временных построек Олимпиады, и после ее окончания будет разобрана. Потому изначально будет возводиться из материалов, рассчитанных на дальнейшую переработку.
Официальный сатй Олимпиады: london2012.com
30 миллионов фунтов будет вложено в новый выставочный и образовательный центр Лондона, расположенный в западной части Royal Victoria Docks.
Открытие павильона Siemens Pavilion планируется в начале 2012 года. Ожидается, что центр будет привлекать более 100 тысяч посетителей в год. В основе архитектурного проекта, предложенного Wilkinson Eyre, - два смыкающихся параллелограмма, состоящих, в свою очередь из трехгранных конструкций. Их кристаллообразная форма должна контрастировать с гигантскими иглами расположенного по соседству здания выставочного центра десятилетней давности Millennium Dome. В свою очередь, прозрачные отражающие материалы Siemens Pavilion создают динамичную игру света, преломляющегося в его гранях. Центральную часть интерьера, разработанного дизайнером Pringle Brandon (7000 кв.м.), занимает выставочная зона, включающая в себя несколько независимых пространств. Вокруг расположены помещения, предназначенные для аудиторий, конференц-залов, кафе, ресторана и сувенирного магазина. Здание, построенное из повторно использованной стали и цемента, изготовленного на основе вторичного сырья, максимально использует возможности дневного освещения (фотогальванические панели и другие энергосберегающие системы). Павильон Siemens Pavilion должен стать образцом экологичной архитектуры. Официальный сайт архитектурного бюро: wilkinsoneyre.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.