Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В шорт-лист закрытого конкурса на проектирование Нобелевского центра попали концепции архитектурных бюро David Chipperfield Architects (ФРГ), Johan Celsing Arkitektkontor и Wingårdh Arkitektkontor AB (оба – Швеция). Победитель станет известен уже в следующем году.
Конкурс был объявлен в июне 2013 года. Городской комитет Стокгольма уже выделил под строительство участок земли на полуострове Блазиехольме в непосредственной близости от Национального музея Швеции. Ожидается, что Нобелевский центр будут посещать до 600 000 туристов в год. Жюри возглавил исполнительный директор Фонда Нобеля Ларс Хайкенстен (Lars Heikensten). На первом этапе в конкурсную комиссию поступило 11 предложений от бюро из разных стран мира, среди которых были такие сильные команды как Snøhetta, BIG, SANAA. Однако они не вошли в шорт-лист. Предлагаем вашему вниманию краткое описание трех самых удачных, по мнению жюри, концепций. Победитель будет назван в апреле 2014 года. Следует отметить, что во всех работах из шорт-листа «дом» Нобелевской премии представлен в виде отдельно стоящего прямоугольного здания.
Архитекторы David Chipperfield Architects видят Нобелевский центр (Nobelhuset) почти как древнее храмовое сооружение, расположенное в северо-восточной части полуострова, а главный зал, который увенчает будущую постройку, - как сакральное место, своего рода алтарь, откуда открываются панорамные виды на город. В южной части полуострова авторы предлагают создать открытое публичное пространство, «Нобелевский сад», призванный визуально связать восточный и западный берега Блазиехольме. Внутреннее пространство здания сформировано так называемой «Нобелевской тропой», то есть системой лестниц и переходов, ведущей из главного фойе в большой парадный зал.
В проектном предложении Johan Celsing Arkitektkontor есть одно чисто урбанистическое решение, а именно – соединить полуостров Блазиехольме мостом с островом Шеппсхельмен, где находятся Музей архитектуры и Музей современного искусства Швеции. Таким образом, получится своего рода культурный кластер, внутри которого объединятся сразу несколько важных институций. Нобелевский центр в этом проекте – ортогональный объем с ритмичной структурой и множеством регулярных проемов в фасадах и перекрытиях.
Интерьерный ландшафт будет создан при помощи световых колодцев. Архитекторы предложили принципиально иную планировку главного зала – в виде амфитеатра. По мнению авторов, это обеспечит близость к сцене большего количества людей. Зал, по внешнему периметру которого разместят постоянные и временные экспозиции музея премии, будет разделен на три сегмента – по количеству гигантских круглых световых люков в потолке. На верхнем этаже запланирован административный блок, а на крыше – павильонная техническая надстройка с функцией зимнего сада. Планируется, что фасады здания облицуют кирпичом, штукатуркой и серо-голубым шведским мрамором.
Архитектурная концепция бюро Wingårdh Arkitektkontor отличается большей динамикой. Так, объем будущего здания составлен из нескольких блоков, сдвинутых в горизонтальной плоскости относительно друг друга с образованием консолей. Внутри прозрачного цоколя авторы предлагают обустроить кафе, магазины и рестораны, а все «тематические» помещения перенести в верхнюю часть. В интерьере предлагается установить две огромные прозрачные подъемные платформы, которые будут перевозить посетителей с этажа на этаж. Интересная деталь проекта: задник сцены главного зала представляет собой гигантское окно, выходящее на набережную Страндвёген. Снаружи постройку отделают натуральным известняком, а изнутри – традиционным для Скандинавии деревом. На примыкающей к Нобелевскому центру площади Альфреда Нобеля планируют вырыть искусственное озеро, которое сольется с водами залива.
Официальный сайт конкурса: nobelcenter.se
Восточный корпус Художественного музея увеличил площадь выставочного пространства на 30%. Здесь будут экпонировать мировое современное искусство, а в оригинальном неоклассическом здании стало больше места для старых мастеров.
Комплекс Художественного музея расположен в историческом Форест-парке. Оригинальное здание было спроектировано архитектором Кессом Гилбертом (Cass Gilbert) в начале прошлого века. Необходимость реконструкции с увеличением площади возникла в связи с расширением коллекции. Проектом занялось бюро Дэвида Чипперфильда при участии бюро HOK (технический консультант) и Arup (система освещения).
Архитекторы приняли решение пристроить с восточной стороны прямоугольное здание с обширным подземным пространством, светопроницаемым главным фасадом и массивной кровлей. Снаружи новый корпус облицован полированными панелями камня и темного бетона.
Внутрь пристройки можно попасть как через автономный главный вход, так и через зал скульптуры старого музейного здания. Проект реконструкции предполагал расширение магазина сувениров, обустройство лекционного зала на 480 мест, трех учебных аудиторий, нового ресторана, подземной парковки на 300 автомобилей. Примерно половина новых площадей – это выставочные залы и общественные пространства.
Внутреннее пространство Восточного корпуса простое и светлое. Некоторые ячейки решетки потолка (всего их 698) содержат световые люки. Полы сделаны из дубовых досок шириной 15 см.
В Восточном корпусе будут экспонироваться в основном образцы немецкого (Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Ансельм Кифер, Георг Базелиц, Мартин Киппенбергер) и американского (Марк Ротко, Джексон Поллок, Энди Уорхол) современного искусства. Основная экспозиция музея, представленная в старом здании, тоже обновится: из запасников извлекут шедевры работы Гогена, Моне, Ренуара, Гейнсборо, Каналетто, которые публика не видела около 10 лет. Музей откроется для посетителей в июне 2013 года. Бюджет строительства составил 160 млн. долларов, большая часть этих денег – пожертвования.
Официальный сайт архитектурного бюро: davidchipperfield.co.uk
Бюро Дэвида Чипперфильда получило право на реализацию нового здания Музея Изящных Искусств в Реймсе, выиграв международный конкурс. Рядом с античными руинами в центре города появится масштабная структура, состоящая из трех белых «ангаров» с односкатными крышами.
По соседству с римскими Воротами Марса и домами XVIII-XIX веков новое сооружение озадачивает - геометрия форм звучит вызывающе просто и резко. «Реабилитирует» ли новостройку изящная отделка? Планируется, что фасады частично будут выполнены из пропускающих свет пластин мрамора, частично - облицованы керамической плиткой. «Современное здание буквально корнями уходит в историю», - сообщает пресс-служба Чипперфильда.
Подразумевается, что оно вырастет над зоной археологических раскопок - для обозрения в атриуме музея будут открыты фундаменты древних домов, находившихся на этом месте. Художественная коллекция музея будет выставлена в залах по классическому - хронологическому - принципу. Здание общей площадью 14 000 кв.м. позволит достойно представить богатое городское собрание искусства XV-XXI веков, давно не вмещающееся в бывшее аббаство Сен-Дени, где оно прежде экспонировалось.
Официальный сайт аритектурного бюро: davidchipperfield.co.uk
В британском Уэйкфильде открылась художественная галерея Hepworth Wakefield, международный конкурс на проектирование которой еще в 2003 году выиграл архитектор Дэвид Чипперфильд и его коллеги из David Chipperfield Architects.
На строительство долго не было средств, однако ситуация изменилась в 2008 году, когда у выставочной площадки появился директор – Саймон Уоллис, курировавший до этого такие музеи и галереи, как Tate Liverpool, Chisenhale Gallery (Лондон), Kettle’s Yard (Кембридж) и Институт современного искусства (Лондон).
Если анализировать архитектуру этой постройки, то из тренда зрелищного музейного строительства, заданного Гери в Бильбао, она выбивается. Асимметричная композиция из серых бетонных объемов, прорезанных маленькими окнами, выглядит замкнуто и лаконично. Но сходство с фортификационным сооружением объясняется тем, что галерея построена на реке и продолжает линию защитных укреплений, предотвращающих затопление города в периоды «высокой воды». А света внутри достаточно - он проникает в залы также из окон в наклонных крышах. Интерьер музея на первый взгляд выглядит традиционно - череда белых помещений, но каждое отличается неправильной, не кубической конфигурацией, что избавляет посетителей от ощущения «музейной усталости», появляющейся при осмотре экспозиций в классических анфиладах.
Площадь Hepworth Wakefield составляет 5 232 кв. м, в том числе 1 600 кв. м экспозиционного пространства. В его коллекции произведения искусства от XIX века до наших дней. Бюджет проекта оценивается в 35 млн. британских фунтов. Как ожидается, появление в Уэйкфильде подобного статусного объекта даст толчок процессу реставрации центральной части города, где своего часа ждут десятки интересных с точки зрения архитектуры зданий.
Официальный сайт галереи: hepworthwakefield.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.