Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В конкурсе на проект Музейно-просветительского Центра Политехнического музея и МГУ им. М.В. Ломоносова победила команда итальянского бюро FUKSAS и российского - SPEECH Чобан & Кузнецов. Как стало известно на пресс-конференции, состоявшейся утром 26 марта, решающее мнение Попечительского совета совпало с выбором профессионального Жюри.
15 марта 2013 года международное Жюри конкурса (о его предыдущих этапах мы писали здесь) изучило отчеты технической экспертизы по шести проектам, представленным анонимно (под номерами 6001-6006), и составило свой рейтинг. Сегодня, 26 марта, с ним ознакомились и провели решающее голосование члены Попечительского совета Политехнического музея. Его глава, заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Иванович Шувалов, выходя из конференц-зала, где проходило заседание, объявил победивший проект и дал комментарий представителям СМИ: «Все шесть работ, которые мы рассмотрели, - самого высокого мирового уровня. Эксперты признали, что они отвечают ведущим современным тенденциям. Очень жаль, но нужно было выбрать одного победителя. Мнение Попечительского совета совпало с выбором Жюри. Победил проект бюро итальянского архитектора Массимилиано Фуксаса и российской компании SPEECH. Теперь наша задача – познакомить с этой работой широкую общественность, сообщество МГУ, жителей города, чтобы они восприняли проект как свой».
Затем, на пресс-конференции в зале Политехнического музея, где разместилась выставка проектов финалистов, ведущий архитектор бюро FUKSAS Кристиан Салливан подробнее рассказал про проект журналистам.
По авторскому замыслу, вокруг Музейно-просветительского центра должно быть открытое городу пространство. Цельность площади, окружающей здание, обеспечивает его «цокольный» этаж – прозрачный, визуально и физически проницаемый параллелепипед. В нем сосредоточатся различные общественные функции (информационный центр, кафе, конференц-залы...). Это своего рода форум для встреч и общения, и одновременно – «постамент» для главной формы, похожей на гигантскую абстрактную скульптуру сложного абриса. В четырехчастной структуре, контрастирующей с геометрически простым, открытым основанием, несколькими уровнями расположатся выставочные залы.
Части этого причудливого, цельнокроеного «образования» сообщаются между собой посредством атриумов по вертикали и сквозных проходов по горизонтали, что позволит создавать единые экспозиционные пространства. В то же время вырезанные «рукава» удобны для проведения обособленных выставок, обустройства лекториев и кинозалов. Внутреннее пространство отличается функциональной гибкостью, обусловленной концепцией развития Политехнического музея. Это отметил руководитель разработавшей ее британской компании Event Communications Джеймс Александер, один из членов жюри, присутствовавший на пресс-конференции. Он также обратил внимание на высокий уровень проведения конкурса, за что отвечала команда Института «Стрелка» во главе с Денисом Леонтьевым.
В основу образа здания, по словам Салливана, легло представление о некой развивающейся природной форме, сложном организме, находящемся в процессе роста. Части объема символизируют четыре природных элемента. Голубоватый оттенок объясняется запланированным материалом отделки – патинированной медью. «Мы считаем, что этот материал вполне органичен для московского пейзажа и подходит для местного климата», - сказал он. На фоне своих «соседей» по Ломоносовскому проспекту - жилого квартала «Доминион» и Второго учебного корпуса МГУ - здание явно будет выделяться, но не доминировать. Его высота – 35 метров – наименьшая среди представленных решений.
По словам Юлии Шахновской, заместителя генерального директора Политехнического музея, примерные затраты на строительство оцениваются в 180 млн. долларов, и это будут внебюджетные средства. По «инсайдерской» информации, победивший проект - не самый дорогой из шести рассмотренных. В то же время это заметная, знаковая архитектура, какую, очевидно, и хотели видеть здесь заказчики. Им было важно, чтобы здание Музейно-просветительского центра провоцировало любопытство студентов, жителей и гостей города, притягивало внимание и «приглашало» зайти внутрь.
Как подчеркнули на пресс-конференции представители Жюри (Джеймс Александер и Юлия Шахновская), работа бюро FUKSAS и бюро SPEECH Чобан & Кузнецов выиграла по совокупности достоинств. Это и выразительный футуристический образ, отвечающий миссии Музейно-просветительского центра, и цельность и проработанность концепции, и соответствие функциональной программе и техническим нормам. Замысловатая по виду форма, по оценке немецких и российских строительных экспертов, - не самая сложная для реализации, закончить которую планируется в 2017 году.
P.S. До оглашения результатов проект-победитель значился на сайте конкурса и выставке в Политехническом музее под кодовым номером 6005. Сегодня спала «завеса анонимности» и с пяти других работ, несколько дней интриговавшая профессиональное сообщество. Номер 6001 оказался работой «Проекта Меганом» (Россия) и «John Mcaslan+Partners», 6002 - проект «3XN A/S» (Дания) и «Архитектурная Студия Асадова» (Россия), 6003 - «Mecanoo International B.V.» (Нидерланды) и ТПО «Резерв» (Россия), 6004 - «Farshid Moussavi Architecture» (Великобритания) и Архитектурное бюро «Рождественка» (Россия), 6006 - «Leeser Architecture» (США) и «ABD Architects» (Россия).
Пока Жюри рассматривало заключения технической экспертизы, на сайте конкурса шло народное голосование. Здесь в лидеры (по неофициальным пока данным) сначала вышел проект «3XN A/S» (Дания) и «Архитектурной Студии Асадова» (Россия) - на фото вверху. (Говорят, он был и одним из сильных конкурентов проекта-победителя по рейтингу профессионалов). Но затем к народному голосованию подключились поклонники творчества Фаршид Муссави, и благодаря их активности проект «Farshid Moussavi Architecture» и Архитектурного бюро «Рождественка» стал первым - по версии интернет-аудитории.
Подробнее о проектах участников конкурса мы постараемся рассказать в ближайшее время в рубрике «Концепты».
Официальный сайт конкурса: pm-competition.com
С 14 по 16 октября в ЦВЗ «Манеж» пройдет самая важная для Союза архитекторов России ежегодная выставка.
Спецификой Международного Фестиваля «Зодчество» всегда был глобальный охват. По словам организаторов, «это единственная и самая крупная выставочная площадка, где можно одновременно увидеть результаты архитектурной и градостроительной деятельности многих городов и регионов России». Правда, в последние четыре года устроители были вынуждены констатировать снижение активности регионов. В этом году XIX-ый выпуск Фестиваля совпадает с 30-летием Союза архитекторов России, и одним из подарков к юбилею стало возвращение на выставку старых и появление новых участников из разных уголков Российской Федерации.
Так, например, Республика Саха (Якутия) помимо презентации своих архитектурных достижений готовит к первому дню выставки специальную праздничную программу. Будут экспозиции у Чеченской Республики, Башкортостана, Кабардино-Балкарии, Хабаровского, Ставропольского, Краснодарского краев, Челябинской, Оренбургской, Иркутской, Липецкой, Ростовской областей, Томска и Тамбова. В числе столичных коллективов, которые покажут свои проекты на «Зодчестве», - Моспроект-2, SPEECH, мастерские Михаила Хазанова, Сергея Скуратова, Тотана Кузембаева, Гинзбург архитектс. От Санкт-Петербурга выступают «Студия 44» и «Земцов, Кондиайн и партнеры». Самый видный зарубежный эскпонент – дизайн-бюро Эрика ван Эгераата, активно проектирующего и в отличие от многих своих западных коллег-конкурентов успешно реализовавшего в России несколько объектов.
Зарубежные специалисты участвуют и в лекционной программе Фестиваля. Посольство Швеции на национальных примерах успешного экологичного и эффективного развития городов представит концепцию SimbioCity. Петер Арсич, президент Союза архитекторов Сербии, посвятит свое выступление влиянию русских зодчих на сербскую архитектуру. Француз Жан-Мишель Вильмотт (его бюро Wilmotte & associes SA вместе с Моспроектом-2 – попало в число финалистов конкурса на строительство Российского культурного центра в Париже ) прочтет лекцию о «Связи времен в архитектуре». Рекомендуем не пропустить и организованную журналом Speech: лекцию Губерта Ниенхофа, руководителя берлинского бюро gmp Architekten. Он расскажет о новейших спортивных сооружениях. Доклад Брайана Спенсера, архитектора из США, судя по заявленному названию - «Архитектура: Кто мы. Где мы», – это некий обобщенно-философский взгляд на текущий момент в развитии мировой архитектурной мысли.
Запланировано обсуждение целого ряда актуальных российских тем и проблем – от музейного кластера у стен Кремля до новых стадионов России. Об очередном этапе проделанной работы в формате панельной дискуссии отчитается Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково». Концепции по улучшению жизни в столице представят участники программы Architecture&Nature и Молодежное объединение Союза московских архитекторов.
В течение работы Фестиваля по традиции будут награждены победители нескольких профессиональных конкурсов – «Дом XXI века», Архитектурно-строительной Премии Дом года/Best Building Awards, «Пять фасадов архитектуры», Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству. Вечером в воскресенье 16 октября состоится торжественная церемония вручения наград 11 разделов конкурсной программы фестиваля «Зодчество», а также станет известно, кто в этом году получит «Хрустального Дедала» и премию «Татлин».
Куратором Фестиваля, как и в прошлом году, выступает Юрий Аввакумов. В этом году он сосредоточился на глобальной теме - «Русская Архитектура». Ее образцы, способные достойно представить страну в мире, будут показаны в одном из павильонов Фестиваля в «Манеже». Ряд встреч и конференций пройдут и на других площадках – в Центральном Доме Архитектора и МАРХИ.
Полная программа и расписание мероприятий: zodchestvo.com
В Москве открылся Федеральный научно-клинический Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, построенный по проекту мастерской Асадовых. Как признаются сами авторы, в дизайне они стремились уйти от мрачности и обреченности советской и постсоветской госпитальной архитектуры.
Комплекс общей площадью 78 тыс.кв. м включает в себя лечебный, научно-исследовательский, учебный и поликлинический блоки, а также пансионат для проживания детей, проходящих курс лечебной реабилитации. Это дом с квартирами-блоками, состоящими из трех жилых комнат (каждая для одного ребенка и родителя), общей гостиной, кухни и санузлов. Мощностей Центра достаточно для одновременного обслуживания четырех сотен маленьких пациентов, стационар рассчитан на 250-300 коек. Квинтэссенцией как цветового, так и объемно-пространственного решения постройки можно назвать пансионат «Древо жизни». Он состоит из нескольких ярких объемов-башен, приподнятых над землей на круглых опорах. Впрочем, цветные вставки есть и на фасадах других зданий комплекса. В целом же это удачное творение современной архитектуры напоминает городок, собранный из детских кубиков.
Александр Асадов отмечает, что проект готовился совместными усилиями нескольких организаций. Например, архитектурную часть выполнили сотрудники института «Моспроект-2» им М. В. Посохина, конструкции разработаны компанией «Моноракурс», а интерьеры - фирмой «Транзумед». Оснастку Центра уникальным оборудованием взяли на себя немецкие специалисты, имеющие большой опыт в строительстве подобных клиник.
Официальный сайт архитектурного бюро: asadov.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.