Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В феврале в Зиларт Холле прошла Международная научно-практическая конференция «Зиларт: искусство и машина», организованная «Группой ЛСР». О теме конференции и ее связи с «идеальным городом» рассказывает автор концепции Алексей Морозов.
Алексей Морозов, художник, архитектор, член президиума Российской Академии художеств, директор Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года, автор концепции конференции «ЗИЛАРТ. Искусство и машина»
Алексей, как родилась идея конференции?
Мы вместе с Андреем Молчановым, генеральным директором «Группы ЛСР», в течение трёх дней в Венеции во время архитектурной биеннале в мае прошлого года обсуждали эту идею. Работа была непростой. Прежде всего нужно было подобрать правильных спикеров. Мы специально не концентрировались на Италии. Это получилось само собой. Известные художники, архитекторы, деятели культуры, представители крупных европейских компаний, использующих инновационные технологии в реставрации, обработке мрамора, литейном производстве, то есть большинство спикеров, оказалось именно из Италии. Вот, например, дизайнер Тобиа Скарпа. Для меня фамилия Скарпа сакральна. Карло Скарпа, отец Тобиа, является моим любимым архитектором. Но и Тобиа Скарпа на данный момент автор многих уже ставших классикой объектов интерьерного дизайна, таких, как светильник Biaggio для Flos или диван Bastiano для Knoll. Здесь конечно, однозначно, была личная коннотация.
Алессандро Романини, директора Центра визуальных искусств (Centro Arti Visive di Pietrasanta,Italy) и председателя Научного комитета Фонда Раггианти (Fondazione Ragghianti, Italy), чьи труды посвящены диалогу между искусством и технологией от эпохи Возрождения до наших дней, я знаю лично. Он полгода назад получил назначение и стал председателем Научного комитета Фонда Раггианти. Это очень важная институция; и, вообще, Раггианти очень значимое имя в области искусствоведения, сохранения наследия. Личными друзьями Раггианти были многие гениальные архитекторы, художники, от Ле Корбюзье до Пикассо.
Адольфо Аголини, президент группы компаний Фондериа Мариани (FonderiaMariani) – чемпион в литье. У него отливаются все мировые скульпторы от Джузеппе Пеноне до Фернана Ботеро. Как можно было не пригласить такого человека и не устроить ему встречу с нашими скульпторами, не вовлечь его в дискуссию?!
Стефано Коиай проводит практику для американских студентов-скульпторов. У него удивительный стартап — камнеобрабатывающая фабрика, специализирующаяся на производстве современного искусства. Находится это высоко в горах в глухой горной деревушке. Ели кругом, волки на улицы выходят, сам видел. И сюда приезжают студенты из Бостона, Нью-Йорка, чтобы реализовать свои проекты. Известные скульпторы тоже с ним сотрудничают… к примеру Тони Крегг там работает.
Пьетро Веккио (Рестауроталия/ReRestauroitalioSrl) представляет известнейшую компанию. Они с применением инновационных технологий отреставрировали знаменитую церковь Санто-Стефано-деи-Кавальери в Пизе, спроектированную Джорджо Вазари.
Арон Деметз, замечательный художник (его работы служат иллюстрациями к данной публикации — Прим. ред), на данный момент реализует глобальные проекты с архитектором Петером Цумтором, с режиссером Вимом Вендерсом. Он сам из деревни сефардов, расположенной в горах Тироля. Там из поколения в поколение занимались резьбой по дереву, изготовлением мебели. В какой-то момент появились скульпторы. А роботы -манипуляторы, позволяющие обрабатывать большие блоки дерева, дали Арону новую возможность для самореализации. Его путь как художника на тему конференции «Художник и машина» абсолютно проецируется!
Фотограф Массимо Витали ещё до Гурски, сделал все открытия. Его работы находятся в Гуггенхайм-музее, в Центре-Помпиду, во многих других значимых коллекциях. Он — звезда мировой фотографии.
Сначала мы хотели ещё привлечь и производителей роботов. Есть компании, которые выпускают непосредственно манипуляторы, руки. Если мы говорим, о так называемых антропоморфных манипуляторах, — это немецкая компания KUKA Roboter, японская FANUC, шведская ABB. А если мы говорим о готовом продукте, об интегрированном роботе, который выполняет необходимые задачи в области искусства, то это в основном итальянские компании. Но в какой-то момент мы поняли, что в три дня, отпущенные на конференцию мы просто не уложимся. И сконцентрировались на спикерах, которые используют собственно машину в искусстве: скульпторы, архитекторы, фотограф, дизайнеры, какие-то государственные институции, заинтересованные в том, чтобы урбанистика развивалась максимально гуманно. Сейчас в тренде гуманистическая урбанистика, то есть, единственный правильный путь, который ведёт к идеальному городу.
Что для вас «идеальный город»?
Конечно, мы не можем говорить об идеальном городе в том разрезе, как его видели энциклопедисты 18 века и романтики постренессанса. Архитектурно безупречные: регулярная, радиальная или бионическая планировки не сделают город идеальным. Идеальный город — это совокупность градостроительных решений, общественного вкуса, запроса,сформированного гражданским обществом… Это сложный вопрос. Может быть, в комплексе «Зиларт» получится.
При низкой плотности населения в нашей стране сложно обслуживать современные инфраструктурные проекты и решения… Мне кажется, что российская цивилизация должна опереться именно на машину, на технологии, а не на привлеченную дешёвую рабочую силу. У меня была возможность сравнивать нашего человека с другими европейцами. Я много работал на фабриках, на заводах и здесь и там. Русский человек мало способен к нудному, регулярному труду (непринудительному) изо дня в день, от гудка до гудка. В тоже время русский человек замечательно проявляет себя в труде творческом- в сверхзадаче, в порыве. Нужно высвободить человека для творчества. Искусством человек и должен заниматься. Кибернетика нам в помощь в данном случае.
Расскажите о самых перспективных технологиях, помогающих человеку создавать искусство.
В настоящий момент существуют абсолютно прорывные технологии. Мы привезли итальянское агенство «Артемакина», занимающееся сервисом в области художественного производства, и их партнерскую компанию-стартап из Масса-Ломбарда WASP, специализирующуюся на производстве 3D принтеров, они производят аппараты как для миниатюрной печати, так и гигантские. Есть большой принтер, который может, например, печатать модели размером 60 см в диаметре и высотой 1 м. В принципе, из таких блоков уже можно собрать монументальную скульптуру. Соответственно, у них есть и принтер высотой 18 метров, с которым они проводят эксперименты в области строительства.
Как такой принтер облегчает работу художника, дизайнера, архитектора?
Такой принтер полностью меняет конфигурацию работы. По сути, машина становится ассистентом художника. Скульптор, например, это та профессия, которая подразумевает помощника в мастерской. Без ассистента ты не можешь даже сварить достаточно крупный каркас, многое не можешь сделать. И, конечно же, каким бы замечательным ни был ассистент, он все равно будет привносить своё видение, своё понимание. И здесь встаёт очень важный вопрос, вопрос самоидентификации: где заканчивается ассистент и начинается художник, и наоборот. Технологии в данном случае помогают сохранить идентичность творца. Если говорить о дизайне, об архитектуре, проблематика примерно та же.
В рамках конференции открылся выставочный проект «Диалог через века», в котором представлены произведения, созданные художниками, обладающими не только креативным сознанием, но и особым инженерным подходом к искусству. Представители нового тысячелетия, Арон Деметз и Массимо Витали обращаются к взаимодействию между творчеством и технологиями, понимая, что союз воображения и знания — это необходимая формула идеального баланса между натурой и ее воплощением в художественной форме. Иллюстрирующие публикацию скульптуры Арона Деметза могут восприниматься как олицетворенные деревья, обладающие почти гипнотическим эффектом присутствия. Они вовлекают в свою образность зрителя, насыщая его парадоксальным чувством единения с природой и одновременно отчуждения. Выставку можно посмотреть в Зиларт Холле до 15 марта.
Подробнее: https://zilart.timepad.ru/event/438149/
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.