Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Второй год подряд Притцкеровская премия достается мастеру из Японии. Вслед за Тойо Ито знак высшего признания в области архитектуры получил Шигеру Бан.
Как и в прошлом году, выбор международного Жюри не вызывает вопросов и продолжает курс, взятый на поощрение гуманитарной, социально ответственной архитектуры. В творчестве Шигеру Бана ее линия прорезана, пожалуй, еще глубже, чем у Тойо Ито. На протяжении 20 лет уроженец Токио, учившийся в США, направляет свой талант на помощь нуждающимся в крове, беженцам, жертвам стихийных бедствий – разрабатывает экономичные, легкие в транспортировке и сборке временные сооружения.
Многоэтажные дома из контейнеров в Онагаве, хижины из бумажных «бревен» в Индии, Турции, церковь в память о жертвах землетрясения в Кобэ, впоследствии перевезенная в Тайвань, – для экстремальных обстоятельств он не раз находил не только экономичные, задействующие материалы вторичной переработки и в свою очередь без проблем ей подлежащие, но и эстетичные решения, которые потом внедрял в благополучную, мирную среду. Москвичам и гостям столицы с недавнего времени за примером далеко ходить не надо: павильон ЦСК «Гараж» в Парке Горького с его картонными колоннами – «фирменный» продукт японца, хоть и с некоторыми местными нюансами (в отличие от других сооружений трубы не несут здесь существеннной нагрузки).
Название выставки, открывавшей павильон, поставило Шигеру Бана в один ряд с Константином Мельниковым. Полноправно. Если гениальность измерять новаторством, можно с уверенностью сказать, что Шигеру Бан – гениальный архитектор. Вместо того, чтобы эксплуатировать уже известные достижения высоких технологий, предпочитает изобретать новые конструкции. Экспериментируя с бумагой и деревом, ссылается на японскую рачительность – стремление свести расход ресурсов к минимуму. Картонные трубы по устойчивости, сопротивляемости огню и влаге архитектор довел до норм и кондиций несущих опор – так, что их можно использовать не только во времянкаx.
По образцу плетения китайской шляпы он сконструировал беспрецедентную ажурную структуру из дерева для Центра Помпиду в Меце и закрепил успех изящной находки в других постройках. А проектируя деревянный каркас офисного здания в Швейцарии, сумел обойтись без единого металлического соединения. Частные заказчики, как правило, с удовольствием поддерживают его идеи, даже такие радикальные, как полная прозрачность пространства или отсутствие внешних стен. В портфолио мастера немало вилл с максимально стертыми границами между внешним и внутренним.
Бесконфликтно сочетая в своем творчестве коммерческую архитектуру с благотворительной, Бан спроектировал и реализовал более 60 объектов по всему миру. Новость о премии нашла его в парижском офисе (еще есть бюро в Токио и Нью-Йорке). «Эта награда – безусловно, большая честь, но и искушение, – сказал 56-летний мастер. – Не хотелось бы загордиться и перестать слушать своих клиентов. Я должен не меняться, а продолжать расти, двигаясь в давно выбранном направлении».
Официальный сайт: http://www.shigerubanarchitects.com/
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.