Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В Музее архитектурного рисунка в Берлине до 21 марта продлена выставка, рассказывающая историю драматического сосуществования и противостояния двух течений в русской архитектуре первой половины XX века – традиции и новаторства.
Над проектом «Архитектура как область борьбы» Сергей Чобан, архитектор, коллекционер и основатель Фонда Музея архитектурного рисунка, работал вместе Владимиром и Ириной Седовыми, известными российскими искусствоведами и кураторами. Вводную статью к каталогу выставки, написанную Владимиром Седовым, можно было бы рекомендовать в качестве обязательной литературы всем, кто перед детальным изучением хотел бы окинуть обозначенное «поле битвы» целостным взглядом. Исследователь ловко и деликатно раскладывает «по полочкам» суть и сложные перипетии развития петербургской неоклассики, затем истоки, натиск и вариации московского конструктивизма, борьбу двух течений и попытки их примирения в творчестве одних и тех же архитекторов, и, наконец, бескомпромиссную победу традиции исторического архитектурного языка. Успех проекта у берлинской публики, заставивший продлить выставку, открывшуюся еще в сентябре прошлого года, можно объяснить, как минимум, двумя обстоятельствами. Во-первых – на Западе не ослабевает интерес к русскому авангарду, во-вторых – тема жизнестойкости классической традиции в архитектуре XX века Берлину близка и знакома по собственному опыту.
В собрании Сергея Чобана период 1900 – 1953 годов (хронологический охват экспозиции) представляют около 100 рисунков мастеров первого ряда, среди них – Фомин, Жолтовский, Щусев, Троцкий, Иофан, Леонидов, Чернихов. «Небольшая, но очень качественная коллекция, позволила показать не только ключевые моменты, но и нюансы архитектурных коллизий тех лет», – говорит Ирина Седова. Как куратор Ирина компоновала экспозицию и составляла каталог. В двух камерных залах берлинского музея (проект бюро SPEECH) разместилось более 60 работ. Группировка рисунков по времени и смыслу подчеркнута цветами фона – серым и белым.
Экспозиция разбита на три больших раздела. Первый охватывает 1900 – 1917 годы. Это время накопления визуального опыта, академического образования, время, когда русские архитекторы вновь открывают для себя Италию, осваивают язык классических форм, чтобы затем свободно и уверенно заговорить на нем с целью продолжить ту Культуру, скорый уход которой они предчувствовали и переживали.
Здесь есть рисунки Александра Бенуа, внимание которого в Риме приковала арка, ведущая в Ватикан – Arco delle Сampane. «Грандиозное сооружение почти растворяется в ансамбле Площади Св. Петра, но Бенуа оно потрясло. Не архитектор, декоратор, он открывает его для себя и для других как очень интересный и позже многократно востребованный источник», – поясняет Ирина Седова. Тему восхищения классикой подхватывают римские и помпейские виды В.Г. Гельфрейха, зарисовки и проекты римского периода Б.М. Иофана, акварели И.В. Жолтовского, с упоением выписывавшего детали итальянских построек – карнизов, расписных кессонов и арок.
В том же зале на первом выставочном этаже – период 1918 – 1932 годов. В борьбе традиций и новаторства, являющейся темой раздела, не было явного победителя. Новая власть не отвергла неоклассику – напротив, смотрела на нее как на наследие мировой культуры, которое можно и нужно поставить на службу пролетариату. Выставка затрагивает произошедшую при этом «мутацию» стиля. Тенденцию к упрощению, сведению ордера к формуле демонстрируют проектные рисунки Фомина. «Проект Крематория в Петрограде» Ноя Троцкого – пример другой линии развития, дающей выход экспрессии, как тревожной, так и героической.
Архитекторы с берегов Невы, работавшие с традицией, не были обделены заказами. Но в то же время в Москве «зеленый свет» получают радикальные эксперименты, поиски абсолютно нового архитектурного языка для нового жизнеустройства. Удивительное место встречи традиций и новаторства, неоклассики и конструктивизма – ВСХВ 1923 года. В экспозиции этот знаковый эпизод отражен, например, соседством эскиза Жолтовского к одному из павильонов с фронтоном и колоннами («Павильон луговодства, мелиорации, лесного отдела, садоводства и огородничества») и чертежей А.К. Бурова к типовому туалету и скамейкам – конструкциям простым и утилитарным. Характерная конструктивистская графика с ее любовью к жесткой геометрии, твердой линии, локальному цвету представлена конкурсным проектом Смоленского рынка в Москве (Красильников Н. А., Славина Л. С.).
Особая страница, открытие проекта, – чертежи К.Н. Афанасьева, профессора МАРХИ, выполненные, когда он учился у A. A. Веснина. Функциональное, смело и рационально вписанное в рельеф склона здание курортной гостиницы прорисовано почти изысканно — тонкой сетью линий, без цвета. Зафиксирована на выставке и высшая точка подъема экспериментальной мысли – сложносочиненные индустриальные фантазии Якова Чернихова с их головокружительными ракурсами и рафинированными цветовыми созвучиями.
И этот натиск нового уже было заставил иных неоклассиков ломать голову над тем, как сплавить ордер с технократической эстетикой, но Международный конкурс на Дворец советов 1932 года расставил все точки над «i». Выбор пал на неоклассиков – Иофана, Щуко и Гельфрейха. На выставке это событие отмечено уникальным рисунком Иофана к одному из вариантов Дворца, сделанным углем.
«Словарного запаса» конструктивистов оказалось недостаточно, чтобы прославить страну, героически строящую коммунизм. Опора на опыт мировой культуры стала главной программой, и далее лежавшая на поверхности борьба двух течений оборачивается для некоторых архитекторов уже внутренней борьбой – между страстным стремлением продолжать экспериментировать и необходимостью подчиниться требованиям времени. Об этом рассказывает экспозиция второго зала, посвященная 1932 – 1954 годам. Одни архитекторы лишь еще глубже погрузились в классику, чтобы извлечь из ее арсенала свои оригинальные авторские версии – Жолтовский, Фомин. Другие смогли без серьезных потерь отключиться от авангарда и с энтузиазмом присоединиться к «походу за Культурой, Красотой и Гармонией» – Буров, Мордвинов, Афанасьев. Были и те, кто, несмотря на опалу, продолжил модернистские опыты.
Эскиз к «Проекту здания Организации Объединенных Наций» Леонидов создал, будучи для власти уже маргинальной фигурой. Другой пример сопротивления – малоизвестные фантазии на тему деревянной архитектуры Чернихова. Владимир Седов считает, что в этих причудливых башнях выразилась реакция мастера на действительность – его тоска по Новому, которое не успело набрать силу и ушло, как в то же время уходило и деревянное зодчество.
Заключительная и самая помпезная глава в истории сталинской архитектуры – строительство семи высоток – рассказана монументальными листами Л.М. Полякова (гостиница «Ленинградская»), А. Г. Мордвинова и В.К. Олтаржевского (гостиница «Украина»). Тонкого цитирования античного наследия послевоенной архитектуре было уже мало.
Чтобы акцентировать мощь победившей нации, на мегаломанский масштаб нью-йоркских небоскребов потребовалось наложить элементы древнерусского декора, позаимствованного у башен Кремля. Историзм продолжил доминировать, но повернул в другое русло. «Один, из вопросов, на которые пытается ответить выставка: «Почему историзм и сталинский ампир так легко победили конструктивизм в начале 30-х годов?» – комментирует проект Сергей Чобан. Ясный ответ складывается из всех частей экспозиции: изучение прошлого было сквозной темой творчества целого поколения мастеров, и большинство из них в нужное время умело воспользовалось накопленным «культурным багажом», а конструктивизм расцвел яркой вспышкой, из которой просто не успело разгореться пламя. Совсем скоро интернациональный стиль возьмет реванш, начнется борьба с украшательством и классика отойдет в глухую тень. До-поры, как мы уже знаем, – до-времени.
О выставке на сайте Фонда Музей архитектурного рисунка: http://www.tchoban-foundation.de/
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.