Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
1 июня в Берлине открылся Музей архитектурного рисунка. Первый объект бюро SPEECH Чобан&Кузнецов в Европе – небольшое здание и уникальная институция, ставшая большим личным делом авторов проекта.
Тринадцать лет назад на малоизвестном аукционе Bassenge архитектору и художнику Сергею Чобану посчастливилось приобрести за смешные, как он вспоминает, деньги (около 1000 евро) рисунок Пьетро ди Готтардо Гонзага «Архитектурная фантазия к театральным декорациям». С этого началась его коллекция архитектурной графики, сегодня насчитывающая сотни произведений первоклассных мастеров XVIII и XIX веков. В 2009 году был основан благотворительный фонд – Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing, к настоящему моменту сформировавший солидное собрание работ выдающихся архитекторов современности. Открывшийся в Берлине музей – часть программы фонда. Российское бюро SPEECH Чобан&Кузнецов не только спроектировало здание, но и вложилось в его реализацию, заказав сопровождение проекта в Германии немецкому бюро nps tchoban voss.
Движущей силой проекта стала личная любовь его авторов Сергея Чобана и Сергея Кузнецова к архитектурному рисунку, занимающему, в чем можно было убедиться на прошедшей АРХ Москве, существенное место в их практике, а также уверенность партнеров в том, что этот вид искусства в современном мире достоин большего внимания и специального пространства. «Интерес в обществе к архитектуре, к тому, какой она была, какой стала, к тому, как думают архитекторы, растет. Рисунки позволяют проникнуть в творческий процесс, раскрывают путь к проекту. Зачастую графика – это все, что остается нам в наследство от архитектурных замыслов и сооружений», – так Сергей Чобан обосновал актуальность музея, представляя его группе российских журналистов.
Коллекции архитектурной графики есть во многих художественных институциях мира, но отдельных музеев для них еще никто не строил. При этом экспонирование и хранение рисунков – особая тема, в значительной степени определившая облик и технические характеристики здания, появившегося на Кристиненштрассе в Восточном Берлине. Здесь, в районе Пренцлауэрберг, на территории бывшего фабричного комплекса Пфефферберг, уже обосновались архитектурная галерея Aedes, галерея современного искусства Ikeda, художественные мастерские.
Таким образом, музей стал частью арт-кластера, развивающегося в недрах жилого квартала. Заметно отличающаяся от своих «соседей» новостройка соразмерно вписалась в компактную городскую среду, вплотную примкнув к брандмауэру жилого дома.
Общая площадь музейного здания – 498 квадратных метров. Выглядит оно как башня из пяти объемов, поставленных друг на друга живописной стопкой. Каждый – соответствует этажу. Четыре нижних блока отлиты из бетона по 3D-технологии. Со второго уровня за счет изломов фасадных плоскостей и выносов угловых элементов возникает эффект динамического баланса, смещенности ярусов относительно друг друга. Самый верхний блок – прозрачный, установлен перпендикулярно основанию. Обширные фасадные поля без окон, выходящие на площадь, а также узкие окошечки нижнего уровня, придают постройке характер маленькой крепости, что подчеркивает культурную и материальную ценность ее содержимого.
Бетонные стены здания проработаны рельефными изображениями. Когда начинаешь их рассматривать, открывается главная метафора постройки. Объемы будто сложены из множества архитектурных рисунков, задающих «матрицу» зрительного восприятия, пропорциональную деталям кирпичных и оштукатуренных фасадов соседних зданий. За основу дизайн-кода взяты мотивы того самого первого рисунка к театральным декорациям Гонзага, положившего начало коллекции Сергея Чобана. «Листы» наслаиваются друг на друга – где-то видны фронтально, где-то выступают плотные ряды их срезов. Оттенок бетона – «молоко, немного разбавленное чаем» – кажется, специально подобран так, чтобы поверхность вызывала ассоциации со слегка потемневшей от времени бумагой или пергаментом. Таким образом, фасады музея наглядно информируют о его специализации, подготавливают посетителей к встрече с шедеврами мировой архитектурной графики.
Своей скульптурной, «высеченной» геометрией блоков, идеей консольных выносов это здание, с одной стороны, продолжает линию построек немецкого бюро Сергея Чобана nps tchoban voss. Таких, например, как берлинский отель NHow (на фото вверху), где в зеркальной «поперечной» консоли на крыше находится звукозаписывающая студия. С другой стороны, очевидны принципы, которые развивает бюро SPEECH Чобан&Кузнецов в своих российских постройках. В первую очередь это отношение к поверхности, стремление обогатить ее интересными человеческому глазу подробностями, а также единство дизайнерской концепции, выдержанное до мелочей.
Как и в некоторых московских объектах бюро (здания на Ленинском проспекте и в Гранатном переулке), тема, заявленная на фасаде музея, продолжается во внутреннем пространстве. За входной дверью внушительного вида и веса открывается фойе, решенное как домашняя библиотека, обшитая деревянными панелями с таким же рисунком, что и снаружи. Здесь можно посидеть, полистать книги и каталоги, приобрести билеты, а потом на лифте или по лестнице подняться в выставочные залы.
Выставочных залов два – на втором и третьем этажах. По пространственным ощущениям они опять-таки похожи на кабинеты в доме коллекционера. Для любования графикой такой камерный, интимный формат, наверное, оптимален. Это эстетическое удовольствие не терпит суеты и тесноты, не слишком хороши для него большие музейные пространства, особенно где много естественного света, графике вредного. В залах этого музея, способных принять примерно до 70 работ ( в зависимости от размеров), с комфортом будут чувствовать себя человек 30, не больше (поэтому, скорее всего, посещение будет организовано по предварительной записи). Соотношение длины и ширины помещений, их конфигурация просчитаны так, чтобы обеспечить посетителям возможность свободного передвижения, взгляда с расстояния, и в то же время максимальную площадь для развески работ. Изгиб консолей создает пространственную интригу, избавляя от ощущения замкнутости и ограниченности, свойственной прямоугольным залам.
В помещениях, предназначенных для экспозиции, нет окон. Для освещения была выбрана статическая система, дающая ровный «занавесный» свет с ультрафиолетовым спектром, приближающимся к нулю. Идеальные с точки зрения демонстрации и сохранения рисунков условия создают и несущие бетонные стены самого здания. По словам Сергея Чобана, они работают, как оболочки термоса, противостоят любым изменениям среды и обуславливают высокие показатели энергоэффективности.
В залах поддерживаются необходимые 45% влажности, и чувствительные приборы позволяют контролировать этот уровень каждую минуту.
Над выставочными помещениями находится хранилище, оснащенное удобными мобильными стендами и шкафами. На самом верху – прозрачный зал для встреч и камерных конференций, откуда можно выйти на открытую террасу с панорамным обзором.
Исключительные кондиции хранения позволили Музею архитектурного рисунка начать свою работу с выставки оригиналов Джованни Батиста Пиранези. Пятнадцать его рисунков из серии «Пестум» в таком виде больше нигде не выставлялись, и даже в Музее сэра Джона Соуна в Лондоне, откуда они прибыли, в залах вывешиваются копии, а не подлинники. В этой экспозиции уникальность каждого листа подчеркнута выставочным дизайном. Произведения размещены с большими интервалами, и каждое подано как «Мона Лиза», акцентировано цветовым фоном, в одном зале – темно-красным, в другом – серым.
Выставка «Пестум Пиранези. Неизвестные рисунки мастера» – передвижная, в августе она отправится в Нью-Йорк, где будет демонстрироваться в «Морган Лайбрери». А берлинский Музей архитектурного рисунка тем временем будет готовиться к следующей экспозиции, посвященной модернистским и классицистическим тенденциям в советской архитектуре. Всего планируется проводить по 4 выставки в год, и только одна из них будет основана на материалах Фонда Сергея Чобана. Они, прежде всего, формировались для обмена с другими институциями, и помимо Музея Джона Соуна уже есть соглашения с École des Beaux-Arts, MoMa, Государственным Музеем архитектуры им.А.В. Щусева.
История архитектурной графики будет чередоваться в программе с современностью – монографическими выставками ныне действующих мастеров, для экспонирования работ которых в музее также предусмотрено проекционное оборудование.
В кураторский совет молодой институции вошли Ева-Мария Баркхофен, директор архитектурного архива Академии Художеств Берлина, Кристин Файрайс, основатель архитектурной галереи и форума Aedes, которая недавно удостоилась чести быть приглашенной в жюри Притцкеровской премии. Новый частный музей сразу заявил о себе на высочайшем международном уровне, и в этом немалая заслуга его здания, где практически все обусловлено культурой рисунка, до сих пор игравшего в истории архитектуры скорее обратную, подчиненную, роль.
Информация о проекте Музея архитектурного рисунка и церемонии его открытия на официальном сайте бюро: www.speech.su
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.