Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Кульминацией архитектурного фестиваля «Золотое сечение 2013» стала церемония вручения одноименной премии. Что особенного в работах, получивших главный приз?
Премия «Золотое сечение» вручалась раз в два года на протяжении 15 лет, и за это время приобрела репутацию одной из самых почетных наград для московских архитекторов. В этом году вокруг выставки конкурсных работ развернулся масштабный архитектурный Фестиваль, организованный СМА при поддержке Москомархитектуры. В течение двух недель лауреаты «Золотого сечения» разных лет рассказывали о своем творчестве и проводили экскурсии для всех желающих по новым постройкам. Программу дополнили общественные дискуссии, посвященные проблемам существующих и будущих памятников архитектуры.
Пятнадцать номинаций конкурса собрали 146 работ. Их оценивали в два этапа экспертный совет и жюри, состоящие из премированных ранее авторов и архитектурных критиков, в их числе – архитекторы Гнездилов Андрей Леонидович, Плоткин Владимир Ионович, Шабунин Борис Александрович, Юдинцев Владимир Петрович, журналисты Муратов Алексей Михайлович, Фесенко Дмитрий Евгеньевич. В результате из 11 номинантов на Премию высшей награды удостоились три реализованных объекта, одна книга, и еще одно «Золотое сечение» вручили «За преданность профессии». Десять проектов, не вошедших в шорт-лист, были отмечены почетными дипломами.
Если говорить о победивших сооружениях, то их объединяет только одно – разработка новой типологии в рамках уже существующей. В остальном все произведения совершенно разные, как по форме, так и по содержанию.
Здание для индустрии кино и телевидения – само по себе явление исключительное и специфическое. Обычно это огромные площади закрытых съемочных павильонов, которые требуется логично организовать и во что-то «упаковать». Творческая группа под руководством Станислава Кулиша и Вадима Липатова, спроектировавшая кинотелевизионный комплекс «Главкино» на Новорижском шоссе, по мнению жюри, удачно справилась с крупной архитектурной формой.
Благодаря красочным пилонам, гамма которых, кажется, позаимствована у телевизионной заставки паузы вещания, бесконечно длинные фасады не выглядят скучными и монотонными. Внутри обыгран контраст темных рабочих пространств с освещенными холлами, где также активно используется цвет. «Сочетание скрытой технологичности и эффектных иллюзий» – такова, по словам авторов, суть кинопроизводства, отразившаяся в этом объекте.
Жилой комплекс ARTHOUSE, разработанный мастерской «Сергей Скуратов Architects», – два дома, выросших на сложном участке, примыкающем к Серебрянической набережной Яузы между Серебряническим, Николоворобинским и Тессинским переулками. У корпусов общая подземная стоянка, взаимосвязанное образное решение и единый материал исполнения – клинкерный кирпич, обеспечивающий объемам «монолитный», скульптурный облик.
Рука мастера – архитектора Сергея Александровича Скуратова – очевидна и в прорисовке форм, их точеной геометрии, оживленной динамикой наклонных линий, и в скрупулезной – без преувеличения, вплоть до кирпичика – проработке деталей.
Эти здания также отличаются необычно высокими этажами (4,5 м, 5,4 м, на верхних этажах под 9 м). Такую высоту можно встретить в доходных домах начала XX века, но в контексте московских новостроек это новшество.
Sleepbox Hotel Tverskaya архитектурного бюро Архгруп взял «Золотое сечение» в номинации «Интерьер» с формулировкой «за инновационность бизнеса и архитектурной идеи». Идею авторы прорабатывают последовательно уже несколько лет. Первые подобные боксы для сна по их проекту до этого были установлены в аэропорту Шереметьево. В комплексе на Тверской-Ямской замысел отеля, по стоимости сравнимого с хостелом, но превосходящего его по качеству, получил развернутое воплощение.
Двухместные и одноместные «капсулы», предоставляющие все необходимое для того, чтобы отдохнуть, привести себя в порядок, поработать в путешествии, разместились на нескольких этажах здания в центре города. «При разработке дизайна отеля главной целью было создание чего-то абсолютно нетипичного для российского гостиничного бизнеса. Мы хотели, чтобы даже искушенный житель Европы смог без колебаний принять решение поселиться в Слипбокс отеле», – объясняют архитекторы.
«Золотое сечение» получила в этом году и одна выдающаяся книга. «Новые дома. Архитектура жилых комплексов 1920-1930-х годов» – фундаментальный вклад Елены Соловьевой и Татьяны Царевой в исследование московского градостроительства первой трети XX века. Архивные фотографии и современные снимки Владислава Ефимова, 3D-реконструкции, дающие представление о том, как все задумывалось, согласно генпланам кварталов, чертежи и подробнейшие тексты, выявляющие сложную судьбу и ценность исчезающих элементов городской среды. Это труд, также призванный привлечь внимание к зданиям, непризнанным памятниками, а потому незастрахованным от уничтожения.
Награду «За преданность профессии» вручили бывшему главному архитектору Москвы Александру Викторовичу Кузьмину.
Работы, вошедшие в шорт-лист и ставшие номинантами «Золотого сечения»:
С работами лауреатов, номинантов и дипломантом «Золотого сечения» можно также ознакомиться на сайте СМА: www.moskvarch.ru
Лауреаты «Золотого сечения»: С. Скуратов, Н. Демидов, П. Шалимов, В.Липатов, С.Кулиш
Официальными партнерами фестиваля «Золотое сечение 2013» выступили НПО «Космос», ИНСТИТУТ ПРОМОС, Союздорпроект, HONKA, Трансинжстрой, Алюком, ВСК-Электро, Московский метрострой, ИНТЕКО, Институт Градостроительства, группа предприятий «Транспрогресс», МНИИТЭП.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.