Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Как показывать архитектуру, чтобы было интересно всем? Информативно, интерактивно и так, чтобы форма экспозиции поддерживала ее содержание - это было общим у трех выставок, отмеченных 26 мая на Церемонии награждения участников 3-ей Московской Биеннале Дипломами в номинации «Лучшая архитектурная экспозиция».
Вычислить главного претендента на победу в этой номинации не составляло труда уже после первого, беглого обзора залов ЦДХ. Левон Айрапетов и Валерия Преображенская из бюро TOTEMENT/PAPER, отвечавшие за раздел «Сложность/Cложенность», cделали впечатляющую, мультимедийную выставку про восемь западных и два российских бюро, работающих с непростыми, многосоставными структурами.
Конечно, деконструктивистские эксперименты Питера Айземана (Peter Eisenman Architects) и Вольфа Прикса (Coop Himmelb(l)au), cкладчатый параболоид музея в Тель-Авиве от Preston Scott Cohen, «инопланетная» бионика Тома Вискомба (Tom Wiscomb Architecture) и энергичные изломы объектов, сконструированных TOTEMENT/ PAPER и мастерской «Атриум», - благодатный выставочный материал сами по себе. Но «вау-фактор» этой архитектуры здесь был далеко не главным. Кураторы стремились показать разнообразный генезис затейливых форм, представить метод работы архитекторов. На интриге внешнего, лежащего на поверхности, и внутреннего, обычно скрытого от посторонних глаз, и была построена «Сложность/Cложенность». Вам достаточно лицезреть конечный результат – проекты и постройки, многие из которых уже неоднократно появлялись в архитектурных СМИ? Так вот они – на уровне глаз, на светящихся лентах, опоясывающих черные стенды-боксы в зале с ломаным, алым полом.
Хотите узнать больше, заглянуть на рабочую кухню архитектора? Потрудитесь совершить некоторое физическое усилие и пробраться внутрь стендов. А сделать это можно было только «согнувшись в три погибели» - так кураторы напомнили, что архитектуру мы воспринимаем и визуально, и телесно. Внутри же боксов любознательных гостей ждало то, что каждый из авторов счел нужным сообщить о своем методе - черновики, эскизы, чертежи, видео, в том числе раскрывающее «страшную тайну» - в моделировании самых замысловатых структур порой нет ничего сложного.
Архитектура этой выставки – целое, сложенное из автономных, похожих, но не идентичных по конфигурации стендов, с одной стороны, отвечала желанию некоторых участников отмежеваться от коллег по цеху («слож(ен)ности» у всех разные). С другой стороны, она иллюстрировала принцип построения многочастных структур, представляющих собой единство отдельных элементов.
Показывать лучшие образцы современной деревянной архитектуры необходимо в павильоне, который сам является одним из них, убеждены организаторы «Премии AРХИWOOD» - руководитель проекта Юлия Зинкевич (агентство «Правила общения») и куратор Николай Малинин. Все три года существования Премии они уделяли выставке номинантов особое внимание. В этом году впервые провели закрытый конкурс на проект экспозиции. Победил, как мы уже писали, «Периптер» Александра Купцова, Сергея Гикало и Антона Федулова (Gikalo Kuptsov Architects). Строгая и стройная конструкция, интегрированная в подколоннадное пространство ЦДХ слева от входа, отсылала одновременно к античности и деревянному авангарду 1920-х годов, и могла бы служить отличной иллюстрацией к биеннальным дискуссиям о том, как можно сегодня оперировать языком классики, не впадая в «ересь историзма». Планшеты с объектами финалистов AРХИWOOD были вмонтированы с двух сторон в стойки-панели, развернутые под углом, как страницы открытой книги. Посетители переходили от «страницы к странице», оставляя свои пометки на полях, – вбивали колышки рядом с понравившимися проектами даже после того, как были объявлены победители Премии. Сама экспозиция получила от Биеннале Диплом II cтепени.
Все дни работы выставки кипела жизнь на стенде «Друзей Зарядья». Пространство их проекта «Москва - город для людей» работало как наглядное пособие, рассказывающее, как сделать в столице новый востребованный парк. Люди, заходившие на стенд, не только изучали старые фотографии Зарядья, предложения победителей нашумевшего творческого конкурса, реализованные проекты лучших парков мира, но и играли в шахматы и пинг-понг, мастерили что-то с детьми, разрисовывали мелом стойку бара и просто отдыхали в кафе или на лавочках, заодно просматривая познавательное историческое видео. Работа, проделанная командой Петра Кудрявцева, заслужила Диплом III cтепени за «Лучшую архитектурную экспозицию» и специальный «Диплом за социальную значимость проекта и гражданскую позицию организаторов и участников».
Все три вышеназванные выставки, предъявляя зрителю некий материал, пластически, концептуально, интерактивно пытались показать не только «что», но и «как» - как работают архитекторы, как построить из дерева привлекательный объект, как создать общественное «позитивно заряженное пространство». Это оценило и профессиональное сообщество, и публика. Конечно, на АРХ Москве и Биеннале были и другие хорошие экспозиции. Только во многих из них баланс между идеей и воплощением по разным причинам оказался смещенным в сторону первой.
Отдельного упоминания заслуживает кураторский проект архитектора Максима Атаянца, собравшего в одном зале произведения целого ряда мастеров-приверженцев классической традиции. Столь масштабное их появление на форуме, где тон всегда задавали последователи модернизма, - событие, уже признанное критиками экстраординарным. Выставка была оформлена под стать содержанию. Классически ясно. На стенах - планшеты с чертежами, прекрасными отрисовками и фотографиями объектов. В центре зала - богатые макеты, расставленные между постаментами с образцами капителей. На постаментах - тексты интервью с героями выставки, объясняющими свою творческую позицию. Задача равноценно представить маститых неоклассиков, среди которых такие величины, как Томас Гордон Смит, Пьер Карло Бонтемпи, Дэвид Майерник, Жозе Корнелио да Сильва и Этторе Мариа Маццола, Михаил Филиппов, Михаил Тумаркин, Михаил Белов и сам архитектор-куратор, для последнего, по его собственному признанию, была настоящей головоломкой. Атаянц говорил, что старался объективно, независимо от взаимных симпатий-антипатий участников (у «классиков» все еще сложнее, чем у деконструктивистов), преподнести само явление, рассказать людям, «что это вообще за архитекторы такие, что до сих пор рисуют колонны и капители, и зачем они это делают». В определенном смысле данный проект оказался вне конкуренции - слишком экзотичный для АРХ Москвы, поэтому, наверное, и не получил никакого Диплома.
После годового перерыва – в 2011-м это звание решили не присуждать - был назван лауреат в номинации «Архитектор года». Им стало бюро Speech Чобан & Кузнецов. Его основатели Сергей Чобан и Сергей Кузнецов по сложившейся традиции должны сделать персональную экспозицию на следующей АРХ Москве.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.