Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В Москве все больше детских образовательных учреждений строится по нетиповым проектам. Одним из первых объектов, разительно отличающихся от безликих «учебных коробок», встречающихся в каждом микрорайоне, стал детский образовательный центр на улице Маршала Тухачевского в Хорошево-Мневниках – проект Концерна «КРОСТ».
Еще пять лет назад даже в столице нестандартных зданий школ и детских садов насчитывались единицы. В 2011-2012 годах качество архитектуры для детей было объявлено одним из приоритетов градостроительной политики. Под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова был разработан набор рекомендаций по удобным и современным планировочным решениям, а дизайн фасадов проектировщики могли выбирать, исходя из характера окружающей застройки. Как правило, строительство объектов социальной инфраструктуры предписывается девелоперам в качестве обязательства перед городом при реализации жилых кварталов. И, с одной стороны, индивидуальный проект школы или детского садика влечет за собой дополнительные расходы (он примерно на 20% будет дороже типового), но с другой – интересное и комфортное здание детского образовательного учреждения может стать не последним мотивирующим фактором в пользу покупки жилья в том или ином месте.
На сегодняшний день в Москве уже возведено около 20 оригинальных школ и учреждений дошкольного воспитания и примерно столько же проектов находится в стадии реализации. Концерн «КРОСТ» был в числе первых девелоперов, кто начал строить оригинальные сооружения для детей. Образовательный центр в Хорошево-Мневниках, возведенный в 2013 году по проекту его архитектурной мастерской «А-Проект» при участии отечественных и зарубежных специалистов из разных областей, до сих пор остается одним из самых привлекательных образцов типологии, достойным внимательного рассмотрения.
В данном случае ключевым обстоятельством, обусловившим неординарное архитектурное решение, стала распространенная в Европе, но уникальная для России программа этого образовательного центра. Заказчик здания – «Хорошевская прогимназия» – использует методику преподавания, основанную на системе развития детской одаренности, уделяя большое внимание укреплению здоровья воспитанников.
Основная идея центра состоит в том, что при переходе из детского сада в начальную школу дети остаются в дружественной и привычной среде, так как обе структуры сосуществуют в рамках одного здания. Такая преемственность образования позволяет достигать лучшего уровня подготовки учеников. Кроме того, это учреждение было задумано и как социально-культурный семейный центр, включающий, помимо образовательных и спортивных программ, творческие студии, технические кружки, консультации психологов, тренинги для преподавателей и родителей.
Архитектурный комплекс, предназначенный для реализации столь обширной и разнообразной программы, находится в 82-м квартале Хорошево-Мневников, одном из реконструируемых Концерном «КРОСТ» в этом районе и теперь известном под названием UNION PARK. Здание (три надземных этажа, один подземный) занимает небольшой внутриквартальный участок на пересечении улиц Маршала Тухачевского и Генерала Глаголева. Оно представляет собой систему блоков, вмещающих начальную школу на 100 мест и детский сад на 150 мест.
Как правило, административные помещения, требующие естественного освещения, располагаются на верхних этажах здания, но в этом проекте необычное устройство подземного этажа позволило разместить их на цокольном уровне. Это стало возможно благодаря световым приямкам, сделанным по периметру здания. По проекту, на подземном этаже находятся также технические помещения, часть пищеблока и комнаты для собраний родителей и отдыха персонала.
Такое решение позволило освободить на верхних уровнях больше места для детей. На первом, втором и третьем этажах находятся учебные классы, а также помещения для спортивных занятий и отдыха. Внедряемая в прогимназии инновационная система образования предполагает раннее приобщение младших школьников к взрослым дисциплинам. Поэтому в здании предусмотрены классы естествознания, домоводства, кабинеты иностранных языков, современный медиацентр с возможностями интерактивного обучения и пространство для интеллектуальных игр – т. н. «леготека».
Помещения детского сада выделены в отдельный блок с изолированным входом. Пространства групповых ячеек трансформируемы: игровые могут объединяться со спальнями. В процессе обучения воспитанники детского сада и школьники не пересекаются, но имеют возможность общаться в ходе общешкольных мероприятий.
Для всестороннего развития детей созданы скульптурный и гончарный классы, студии живописи и хореографии. Расширенный комплекс физкультурно-оздоровительных помещений включает большой спортивный зал и зал лечебной физкультуры, бассейн с двумя чашами, одна из которых отведена для обучения плаванию, а другая для занятий синхронным плаванием.
Центральную часть здания занимает благоустроенный двор- атриум для проведения различных мероприятий, уроков и отдыха.
Это пространство с остекленным периметром просматривается с каждого из трех наземных этажей, являясь своего рода визуальной связкой между вестибюлем, бассейном и зонами рекреации. Двор выстелен сосновыми досками и замощен натуральным гранитом. Внутри устроен сезонный сад. Высаженная здесь яблоня будет цвести весной, плодоносить летом, ронять листья осенью и скрываться под снегом зимой, демонстрируя детям цикличность природы.
Нестандартное объемно-планировочное решение имеет и яркую, запоминающуюся оболочку. В начале 2012 года Концерн провел закрытый конкурс на разработку фасадов среди европейских бюро. Победили норвежцы из 70ºN arkitektur. Они предложили в качестве основы «штрихкод» в двух оттенках серого (панели из фиброцемента), оживленный яркими вставками – разноцветными оконными рамами и наличниками.
Наряду с энергичными цветовыми акцентами динамику в облик постройки внесло «аритмичное» расположение разнокалиберных окон. Визуальная насыщенность фасадов прогимназии перекликается с полихромными фасадными решениями домов всего квартала, разработанными Ольгой Алексаковой и Юлией Бурдовой (BUROMOSCOW). (В разное время в проектировании кварталов «КРОСТ» в Хорошево-Мневниках участвовали такие архитекторы, как Рикардо Бофилл (Ricardo Bofill Taller de Arquitectura), Рем Колхаас (ОМА), Владимир Плоткин (ТПО «Резерв»)).
В интерьерах цвета еще больше: разноцветные колонны по периметру прямоугольного атриума, копия знаменитой картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня» на одной из стен бассейна, оранжевая плитка на полу и стенах столовой. Оформление помещений образовательного центра – продукт тесного сотрудничества архитекторов и детских психологов.
Комплекс объемно-планировочных и отделочных решений, реализованных в этом здании, создает образовательную среду, способствующую творческому и интеллектуальному развитию детей. Как снаружи, так и внутри, прогимназия выглядит приветливо. Светлые, уютные пространства располагают к познанию мира через игру и к творчеству, и к серьезной учебе.
В проекте детского образовательного центра были использованы новейшие технологии. Система «умный дом» включает единый центр управлением зданием, датчики движения и света, современные системы вентиляции и увлажнения, системы освещения с применением технологии LED (комфорт для детских глаз) и т.д. При строительстве и отделке были использованы только экологически чистые материалы высочайшего качества.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.