Исследование «Периметра»: какая архитектура нужна Махачкале

01.03.16
15:00
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (16296)

Международный воркшоп «Пространство образования будущего» поставил перед 30 молодыми архитекторами задачу разработать концепцию здания культурно-образовательного центра Благотворительного фонда «ПЕРИ». Проектированию предшествовало изучение места, результаты которого прокомментировал научный руководитель и тьютор воркшопа Ярослав Ковальчук.

Вид Махачкалы. Кадр из презентации проекта «Интеллектуальное облако»

«Махачкала – город парадоксов, где в невообразимых сочетаниях встречаются сельский и городской образ жизни, многоэтажная застройка и частный сектор, новые технологии и приверженность традициям. Сейчас город находится в положении догоняющего развития, поэтому претерпевает серьёзные трансформации в очень короткие сроки. Некоторые изменения фундаментальны и затрагивают все стороны жизни горожан, некоторые – почти незаметны, но не менее важны. Одной из принципиальных возможностей для гладкого и
бесконфликтного развития города является образование. Строительство нового образовательного центра «Периметр» – симптоматичное явление для новой Махачкалы»
, из предисловия к описанию концепции «Зеленый портал».

О проекте. Воркшоп, проведенный благотворительным фондом «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова совместно с МАРШ лаб – Центром архитектурных инициатив и исследовательской лабораторией школы МАРШ с 1 по 10 февраля в Махачкале, заслуживает пристального внимания по нескольким причинам. Во-первых, он дал возможность встретиться, обменяться опытом и интенсивно получить новый в работе над сложной и интересной задачей тридцати молодым архитекторам разных регионов России и стран мира – США, Италии, Вьетнама, Бангладеша, Румынии, Казахстана, Белоруссии, Украины. Их выбрали по конкурсу портфолио из 100 претендентов. По рекомендации экспертов к участию были приглашены также пять архитекторов из Дагестана.

На фото вверху и внизу: И. Жолтовский. Дом правительства в Махачкале. 1929 г.

Во-вторых, в форме воркшопа впервые, наверное, в практике современной российской архитектуры был проведен конкурс с серьезной перспективой реализации проекта-победителя. Предмет проектирования – «Культурно-образовательный центр «Периметр» для уже существующих и новых программ Фонда «ПЕРИ» в сфере инновационного образования и бизнеса, содействующих самореализации талантливой молодежи Дагестана. При этом у «ПЕРИ», как у заказчика, было четкое представление о том, что это должно быть современное, знаковое, мотивирующее к градостроительным преобразованиям здание, и достаточно смелости, чтобы по предложению МАРШ лаб доверить разработку концепции молодежного центра молодым авторам в экспериментальном, но таком близком теме проектирования образовательном формате.

В-третьих, в Махачкале ничего подобного еще не происходило. Основанный в XIX веке, сейчас город, раскинувшийся между предгорьями Кавказа и Каспийским морем, интенсивно, но точечно и полифонично застраивается. Там есть интересные исторические памятники, однако выдающихся произведений современной архитектуры пока не наблюдается. Проектирование такого значимого общественного объекта, как культурно-образовательный центр, быстро стало резонансным явлением. Особую важность имела публичность процесса.

Два этапа воркшопа – исследовательский и проектный – завершались открытыми презентациями результатов. «Общественные слушания», как их назвали организаторы, собирали полные залы неравнодушных горожан. О том, какое это достижение, позволяет судить комментарий Патимат Гамзатовой, Члена-корреспондента Российской академии художеств, дочери писателя Расула Гамзатова и члена жюри воркшопа: «Махачкала, по сути, – это одна большая стройплощадка. Проекты одобряются или нет в архитектурных инстанциях, но никакого обсуждения никогда не происходит. Сам его факт имеет огромное значение. И то, что в этом международном воркшопе поучаствовали пять дагестанских архитекторов – уже большое дело. Это явление всколыхнуло общественность, и все с огромной надеждой смотрят на возможность нового проектирования в Дагестане».

На фото вверху и внизу: участок проектирования Центра «Периметр»

Первые три дня из десяти участники погружались в контекст и проблематику проекта: изучали развитие и современное устройство образования,  архитектуру и градостроительную структуру Махачкалы, городские сообщества в их связи с традициями ислама. Результаты исследований легли в основу дальнейшей работы над концепциями. О том, как был понят «гений места», мы побеседовали с научным руководителем и тьютором воркшопа – Ярославом Ковальчуком.

Научный руководитель, тьютор воркшопа, заместитель директора МАРШ лаб Ярослав Ковальчук; общественный деятель, член Жюри конкурса-воркшопа Патимат Гамзатова; архитектурный критик, куратор, директор МАРШ лаб Елена Гонсалес

В интервью Archi.ru, предваряющем воркшоп, Вы говорили о том, что на Северный Кавказ с его древней специфической культурой нельзя механически переносить стандартные схемы, которые работают в Москве и других городах Европы. Вы намеревались проанализировать ситуацию и понять, какое пространство нужно именно дагестанской молодежи. Что же оказалось правильным для Махачкалы?

В исследовательской части я курировал направление «Городские сообщества». Еще до прибытия на место мы изучили исторические и аналитические обзоры. К счастью, о Северном Кавказе, Дагестане и Махачкале написано немало. Очень полезными, например, оказались работы урбаниста Егора Коробейникова и социолога Екатерины Капустиной. В самом городе, в основном в центре, в окрестностях будущего «Периметра», нам удалось провести небольшое «полевое исследование». Мы разговаривали с экспертами из разных гуманитарных областей – культурологами, географами, историками, антропологами, художниками, деятелями образования, в частности, с деканом архитектурного факультета махачкалинского Технического университета.

Знакомство с городом. На первом плане: исполнительный директор Фонда «ПЕРИ», член жюри воркшопа Полина Филиппова и тьютор, архитектор Хироки Мацура.

Много всего нам рассказала Зарема Дадаева, директор музея города. Поразило, что этот небольшой музей по содержательности не уступает Музею Москвы. В итоге мы пришли к довольно неожиданным для меня выводам: Махачкала оказалась современным, вполне светским городом. В середине XX века он был очень уютным, зеленым, и здесь бесконфликтно уживалось множество национальностей. В 1990-х прибыло много переселенцев из сельской местности, а интеллигенция стала интенсивно уезжать в Москву и другие города. Возник дисбаланс между истончившейся городской культурой и новыми сообществами. Горожане в первом поколении привыкли к совсем другой жизни. Процесс их адаптации длительный и болезненный, но через него проходили многие города мира. Так было в Англии на рубеже XVIII-XIX веков, так сейчас происходит в Китае. С другой стороны, новые горожане открыты для всего нового. Дети, молодежь быстро впитывают исламские городские традиции, которые отличаются от сельских.

Означает ли это, что новые горожане, в недавнем прошлом сельские жители, готовы принять самую авангардную, современную архитектуру?

В Махачкале уже сложился своеобразный градостроительный калейдоскоп, и здесь можно строить самые разные здания, но они должны иметь  высокое художественное качество. Этому городу нужна современная архитектура, а еще больше, по моему мнению, –  современный урбанистический и ландшафтный дизайн. Градостроительный бум сильно разрушил среду, и старожилы переживают, что старый, уютный, человечный город исчез. Чтобы вернуть утраченную атмосферу, здесь нужно много работать над улицами, парками и другими пространствами между зданиями.

Тем не менее, задачей воркшопа было проектирование здания, как сказано в условиях, «современного здания с отсылкой к традициям». Предъявлялись ли к его архитектуре, к внутренним помещениям, какие-то специфические требования, связанные, например, с особенностями образа жизни?

В целом мы проектировали современное образовательное здание, важно, что оно должно стать символом современного образования и современной архитектуры в Махачкале. В начале я волновался, что нам придется проектировать что-то специфическое мусульманское, но оказалось, что нужно сделать интересное и удобное сооружение. При этом религия – важная часть жизни дагестанской молодежи, но мужчины и женщины получают образование и работают наравне, в одних пространствах. Девушки могут работать в офисе и ходить в платках, но так же, как их коллеги, молодые люди, они владеют компьютерными программами и занимаются инновационными разработками. Это открытое, восприимчивое к новым идеям и технологиям общество. Мы могли наблюдать это в коворкинге «ПЕРИ-Инновации». В его команде много людей, приехавших из аулов, но их профессионализм  убеждает в том, что в Махачкале могут развиваться любые просветительские и образовательные проекты, типа «Стрелки» или МАРШ. Там еще стоит вопрос безопасности, редко, но происходят теракты, и при проектировании «Периметра» об этом нужно было подумать. Главный же местный фактор, который влияет на архитектуру – климат. В Махачкале нередко бывают такие ветра, что на них, образно говоря, можно лежать, и случаются ураганы, срывающие крыши. Летом очень жарко, а зимой резкие перепады температуры, от минус 20 С до плюс 5 С.  С этой точки зрения было особенно важно обратиться к опыту традиционной архитектуры. К локальным материалам – распространенным здесь разновидностям Дербентского камня. К планировочным решениям с внутренними двориками, защищающими от жары и ветра. Во всех проектах участников эти и другие традиции получили очень интересную интерпретацию.

Перед архитекторами также стояла задача создать пространство для новых принципов образования. Как были сформулировали эти принципы, и как они проявились в проектах?

Мы исходили из того, что новые знания человек получает не от учителя к ученику, а в основном в процессе общения на равных. Тьютор, у которого больше опыта, не навязывает его директивно, он рассказывает человеку, какие у него есть варианты, куда он может двигаться. «Периметр» объединит под одной крышей школьников, студентов, молодых предпринимателей, и им нужны центры общения, взаимообмена. Вся структура здания должна быть построена на балансе закрытых помещений, классов и лабораторий, и открытых, общественных пространств разного масштаба, простых и сложных.

Как вы распределяли участников по проектным группам?

Во-первых, мы старались сформировать интернациональные команды. Во-вторых, изучив портфолио, стремились, к тому, чтобы в них оказались специалисты с разными навыками и компетенциями. Кто-то, к примеру, круто «рендерит», кто-то рисует, а у кого-то сильные аналитические тексты. Также принимали во внимание пожелания самих участников. Например, студенты МАРШ, которых мы разделили по разным командам, захотели работать вместе, и пришлось немного скорректировать состав групп. В результате все остались довольны, и получились хорошие сильные проекты. Многие члены жюри потом написали, что удивлены их уровнем и качеством проработки. 

 

Восемь команд под началом тьюторов – архитекторов Хироки Мацуры, Ярослава Ковальчука, Наринэ Тютчевой и Петра Попова – через семь дней представили концепции, каждая из которых, по словам организаторов воркшопа, достойна реализации. О том, кто победил, и что предлагали участники читайте здесь.

 

Фотографии предоставлены пресс-службами МАРШ лаб и Фонда «ПЕРИ»

Официальный сайт Фонда ПЕРИ: http://peri-foundation.com/

 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(16296)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey