Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Открывшееся в парке Горького основное здание музея современного искусства «Гараж» — исключительный арт-объект Рема Колхаса (ОМА) в неброской и с виду недорогой упаковке.
10 июня реконструированное здание бывшего ресторана «Времена года» (построено в 1968 г.) в новом — музейном — качестве представили прессе, 12 июня его официально открыли для публики. Роль этого проекта для Москвы трудно переоценить: после небольшой паузы и продуктивного, но компактного существования во временном павильоне там же, на территории ЦПКиО, обрела постоянное пристанище институция, в 2008-2010 годах прививавшая москвичам любовь к современному искусству масштабными, мирового класса экспозициями в «Бахметьевском гараже». Учредивший центр современной культуры «Гараж» фонд Дарьи Жуковой стал проводником значимых архитектурных свершений в столице: на первом месте проживания отреставрировал памятник конструктивизма — шедевр Константина Мельникова, после переезда в парк Горького позвал строить временный павильон именитого японского мастера Шигеру Бана и вот дал возможность реализовать свои идеи в Москве, где, как известно, архитекторам-иностранцам пока не очень везет, другому притцкеровскому лауреату — Рему Колхасу.
Для 70-летнего нидерландского архитектора этот проект стал логичным продолжением деятельности в России: сотрудничество с «Эрмитажем», кураторство учебной программы института «Стрелка», в частности, направления «Сохранение». На примере здания «Гаража» он наглядно проиллюстрировал свои убеждения: сохранения достойны не только выдающиеся сооружения, но любые носители духа времени. В этом смысле заурядному, хоть и некогда популярному, объекту общепита сказочно повезло: не все кафе и рестораны превращаются в центры культуры, и далеко не все здания тех лет, даже признанные критиками и историками архитектуры шедеврами совмодернизма, удостаиваются такого отношения и внимания.
Подумать только: когда-то мозаики типа уцелевшего крупного фрагмента «Осени» из «Времен года» мозолили глаза в различных общественных учреждениях и никак не считались высоким искусством, а это панно возили на реставрацию в Венецию вместе с оставшимся в интерьерах глазурованным кирпичом и зеленым кафелем. А затем собрали все в том же виде, в каком нашли, не дополняя новыми аналогичными деталями до утраченного целого. И теперь этот изумрудный кафель, «островками» перемежающийся с грубой кирпичной кладкой, выглядит, (и тут особую роль играет специфическая светотень), не менее ценным декором, чем изразцы XVII века.
Под потолками, раскрытыми до ребристых бетонных перекрытий, — светлые полосы простого кирпича — там была обшивка, прятавшая коммуникации. Теперь часть их — трубы отопительной и охлаждающей системы — открыта взгляду, что вряд ли смутит целевую аудиторию «Гаража», познавшую толк в лофтах.
Нельзя сказать, что прием расчистки и укрепления каркаса, вскрытия слоев и консервации обнаруженного — нечто принципиально новое для практики реконструкций в Москве. Вспоминается недавняя работа бюро Wowhaus над «Электротеатром Станиславского», впрочем, эта команда тоже имеет отношение к институту «Стрелка», и то, что ей могут быть близки какие-то позиции Колхаса, — не удивительно. Однако Wowhaus имел дело со зданиями первой половины XX века, где многое было признано предметом охраны. Колхас же преподнес как ценность останки сооружения, в котором никакой особой ценности не видели, показал, как можно актуализировать архитектурное наследие советского прошлого.
Оболочку здания он переосмыслил скорее функционально, чем эстетически — эстетически новая равнозначна прежним незамысловатым фасадам. Была прямоугольная «стекляшка» на ножках, сейчас вместо нее — коробка из поликарбоната. Прежде открытая летняя площадка между опорами здания визуально частично так же осталась открытой — теперь она обрамлена стеклянными и деревянными cтенами и наполнена не только сервисными (гардероб, кафе, лекционный зал, книжный магазин), но и выставочными функциями: в атриуме, пронизывающем три этажа, можно устанавливать высокие объекты. Прозрачная часть цоколя связывает музей с окружением и пропорционально «работает» в человеческом масштабе.
Верхний «футляр» из поликарбоната, прорезанный ленточным окном, переходящим с длинной стороны на торцевую , — на первый взгляд, выглядит вызывающе просто, недорого и недолговечно, заставляет сравнивать здание с гигантской пластиковой коробкой и, кажется, противоречит самой идее музея — надежного хранения, храма искусств. Даже если речь идет о сломавшем этот стереотип современном искусстве, рубеж XX-XXI веков приучил нас к тому, что для арта строят либо здания-аттракционы, порой затмевающие формой содержание, либо интровертные, функциональные объемы, концентрирующие энергию на экспонатах. И вроде бы новый «Гараж» можно отнести к последним, но его парадокс в том, что запредельно лаконичный контейнер содержит интерьер, который как упорядоченное «мусорное пространство» в трактовке Колхаса стал главным арт-объектом и постоянным экспонатом этого музея. Своего рода эффект «Бильбао», вывернутый наизнанку. Заставить воспринимать обыденное как искусство — ход авангарда, напомнил в своей рецензии Григорий Ревзин («Утопия советской пивной, «КоммерсантЪ»). Илья Мукосей провел параллель с провокационным реди-мейдом Дюшана («Сегодня — это вопрос?» Archi.ru)
Нам видится здесь еще одна, хронологически более близкая и адекватная времени рождения «Времен года» параллель — западный поп-арт 1960-х, когда искусством объявлялось все, что художникам попадалось под руку, в том числе всякий мусор, а любимым материалом стал пластик. В этом смысле произведение «советского поп-арта» — панно «Осень», украшавшее ресторан, получило весьма органичную упаковку. И очень естественно живут в этой упаковке открывшие выставочную программу психоделические, иллюзионистские комнаты японки Яёи Кусамы, подъем которой на мировую арт-сцену тоже пришелся на 60-е.
И гармонично играют на втором этаже в пинг-понг посетители. Не исключено, что многие завсегдатаи парка Горького, внимание которых к новому зданию, возможно, привлекли деревья, задрапированные «мухоморными» полотнами Кусамы, зашли внутрь из чистого любопытства и восприняли проект Риркрита Тиравании «Завтра — это вопрос?» как еще одну обычную, только крытую, площадку для настольного тенниса, а комнаты Кусамы — только как аттракцион с зеркалами, где получаются классные селфи.
Сейчас «Гараж» Колхаса внутри и снаружи гениально соответствует genius loci парка Горького. Лучшей территории для популяризации современного искусства — а это ключевая цель «Гаража» как институции — в Москве не найти. Для затравки кураторы логично выбрали зрелищные, интерактивные и познавательные проекты, отсылающие ко временам молодости здания.
Как будут чувствовать себя и восприниматься «герметичные», сложные вещи, здесь, в общем контексте парка, не располагающем к размышлениям о серьезном, покажет время. Оно же выявит поведение поликарбоната — скептики предсказывают, что через два года фасадные панели неприятно пожелтеют, а оптимисты говорят, что это не простой «тепличный», а высокотехнологичный, дорогой материал, и он соответствует «не временному» статусу здания.
Внешность здания сильно зависит от нюансов естественного освещения. Иногда солнечные блики придают нейтральной молочной поверхности жемчужную переливчатость.
Между двумя слоями поликарбонатной оболочки, обеспечивающей интерьер мягким, рассеянным светом, спрятано вентиляционное оборудование.
Приветливый и гостеприимный вид прямоугольному блоку, издалека кажущемуся стальным (особенно, когда пасмурно) и герметичным, старается сообщить поднятая над входом панель. С противоположной стороны обещают установить такую же.
Музейное пространство развивается на четырех уровнях. Первый этаж — холл-атриум, гардероб, книжный магазин, кафе с отреставрированной мебелью советских лет, подсобные помещения. На втором этаже выставочное пространство, лекторий, проектная и детская комнаты. На третьем этаже расположены четыре зала, мастерская и офисные помещения. На крыше – открытая площадка с деревянным настилом.
Некоторые выставочные площади оснащены подвесными панелями, при необходимости они опускаются, формируя белые кубы и дополнительные поверхности для крепления произведений.
Территория вокруг здания осмысляется как продолжение музея.
Проект Реконструкции — ОМА.
Сопровождение проекта в России — BuroMoscow.
Проект озеленения — бюро Alphabet City Анны Андреевой.
Благоустройство площадки вокруг музея — бюро «Проект Меганом».
Над материалом работали: Екатерина Шалина, Татьяна Карабанова
Редакция благодарит за любезно предоставленные фотографии шеф-редактора портала Archi.ru Нину Фролову
Официальный сайт: http://garageccc.com/ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.