Опыт инвентаризации

09.06.14
15:18
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (12894)

В Венеции открылась Биеннале архитектуры. Один из главных проектов кураторской программы Рэма Колхаса Fundamentals посвящен эволюции базовых элементов, формирующих и наполняющих любое здание.

Крыши, потолки, фасады, стены, полы, окна, двери, коридоры, лестницы, туалеты и прочие внешние и внутренние составляющие сооружений оказались в центре внимания на 14-й Международной выставке архитектуры в Венеции (7.06 - 23.11), став героями экспозиции Elements of Architecture в Центральном павильоне в Джардини. Выступая 5 июня на пресс-конференции, куратор Рэм Колхас подчеркнул, что программа, разработанная его командой, носит исследовательский характер. Если предыдущие Биеннале привлекали публику новыми амбициозными проектами, творчеством архитекторов с громкими именами, то Fundamentals (основы — англ.) обращается к материальным, социальным, политическим и экономическим основам архитектуры, рефлексирует над процессами, которые привели ее к современному состоянию.

Часть «Элементы архитектуры» — про материальное. Это гигантская энциклопедическая работа, проделанная за два года в сотрудничестве с Высшей школой дизайна Гарвардского университета. Авторы исследования буквально разобрали здания на детали, изучили и представили, как менялось со временем то, с чем мы тактильно и визуально, и чаще всего безотчетно, соприкасаемся каждый день. По итогам этого труда была выпущена книга, а для выставки отобраны самые любопытные или малоизвестные эпизоды из истории вышеперечисленных элементов архитектуры
Экспозиция затрагивает не только трансформацию их форм (иконографию), но и смыслов  (иконологию).

Первое, что видят посетители — подшивной потолок в разрезе, обнажающем его главное предназначение — скрывать коммуникации. А над ним высится ренессансный купол, росписи которого предъявляют не слишком востребованную модернизмом эстетическую и утраченную нарративную функции потолков.

Дизайн некоторых залов воссоздает представленные в них элементы, в том числе как часть исторически значимых интерьеров. Комната, рассказывающая про балкон, включая его политическую роль трибуны, завершается арабским балкончиком, закрытым резными решетками. Большую часть помещения, посвященного лестницам, занимают ступени, приглашающие присесть, посмотреть видеоинтервью всемирно известного исследователя лестниц Фридриха Милке и заодно вспомнить о прошедшей сквозь века идее амфитеатра.

Фотографии с вариациями коридорных планировок размещены в пространстве, организованном в виде лабиринта узких переходов. Некоторые залы устроены, как складские и фабричные помещения, в одних высятся стеллажи с грудами балясин, в других стоят работающие станки, например, тестирующие стеклопакеты, и ящики с полузаготовками.

Где-то авторы, оправданные научным подходом, с энтомологическим удовольствием демонстрируют многочисленные разновидности дверных ручек, сопоставляют унитазы разных времен, перечисляют формы окон. Выставка показывает технологическую изнанку архитектуры, строительную кухню, производит ее основательную инвентаризацию. Для чего и кого? Первое ощущение, что в большей степени не для архитекторов — они и так должны все это знать, — а для простых любознательных смертных, которым интересно устройство и состав вещей, какими они были и какими стали. Общечеловеческий смысл экспозиции сконцентрирован и в нарезке фрагментов из культовых фильмов, в которых люди так или иначе, порой курьезно или драматично, взаимодействуют с элементами архитектуры. «Но все-таки, где же здесь архитектура?», – вопрошают пристрастные журналисты, рассматривая достижения инженерной мысли.

Архитектура в истории Колхаса незримо стоит за судьбоносными инновациями, меняющими облик зданий, такими, как например, лифты и эскалаторы, появление которых в начале XX века, обусловило вертикальное развитие сооружений. К подобного рода революционным изобретениям выставка причисляет полы, аккумулирующие энергию танцующих людей, медиафасады, позволившие зданиям «заговорить», вертикальное озеленение, способное превратить «каменные джунгли» в настоящие.

Разбирая сооружения по частям, экспозиция аналитично и беспристрастно показывает архитектуру как объект прогресса, оставляя оценку его путей всем зрителям, а практические выводы — непосредственно архитекторам.

Cайт Биеннале: www.labiennale.org

 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(12894)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey