Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Большие планы :: Архплатформа

Большие планы

15.10.12
18:14
автор:     |    просмотр: (14980)

Выставка «Большая Москва. XX век», действующая в Анфиладе Главного здания Музея архитектуры им. А.В. Щусева, знакомит с ключевыми этапами развития столицы, грандиозными проектами лучших архитекторов прошлого века и дает богатую почву для размышлений о градостроительных идеях сегодняшнего дня.

Комментируя значение открывшейся 25 сентября экспозиции, Ирина Коробьина, директор Музея им. А.В. Щусева, акцентировала внимание на связи проекта с актуальными событиями: «Нашу выставку мы приурочили к подведению итогов конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Для Музея важно реагировать на подобные события, представляя их в историко-культурном контексте. В рамках выставки пройдут общественные обсуждения конкурсных проектов. Мы хотим и должны стать площадкой диалога между профессией и обществом. Почему московское сообщество так болезненно реагирует на любые изменения градообразующей линии? Как правило, они падают как снег на голову. Никто не пытается объяснять смысл и мотивации готовящихся преобразований. Понятно, что в такой ситуации даже чисто интуитивно возникает чувство неприятия и противоборства. Музей архитектуры готов объяснять и продвигать новые идеи с опорой на историю».

Выставка включает практически весь спектр медиа, в которых может быть представлена архитектура: графика, живопись, макеты, фото, видео. Большинство экспонатов происходит из архивов Музея, который в течение века собирал материалы, связанные с предложениями по реконструкции города и строительству новых объектов. Многие работы выставляются впервые. Есть и вещи из личных коллекций.

И.А. Фомин, Г.К. Олтаржевский. Новый корпус здания Моссовета. Перспектива двора. 1929

Экспозиция подробно рассказывает о периоде 1918 -1950-х годов (от генплана «Новая Москва» до сталинских высоток)  – ему отведено несколько залов, в то время как события 1960-1990-х годов уместились в одном последнем. Наряду с макетами и изображениями зданий, созданных под руководством М.В. Посохина, эти десятилетия преставлены на нескольких мониторах кинохроникой; на отдельном экране демонстрируются концепции недавнего конкурса по развитию Московской агломерации.Такая диспропорция концентрирует внимание зрителя на проектах первой половины века. Дает понять: именно тогда с Москвой произошло все то самое важное, что до сих пор определяет ее современную градостроительную структуру вместе с неспрогнозированными или нерешенными в свое время проблемами.

Градостроительные проекты прошлого подводят к любопытному заключению. Некоторые из отверженных когда-то идей сегодня признаются актуальными, перспективными и обретают второе дыхание. Так, уже в самый первый послереволюционный генплан «Новая Москва» И.В. Жолтовский и А.В. Щусев (1918 – 1923 гг.), помимо экологичной идеи города-сада, заложили возможность переноса правительственных зданий из Кремля – сначала в зону между Москвой-рекой и Варваркой, затем – на Ленинградский проспект, с целью не разрушать историческое ядро города возведением новых сооружений. В некоторых проектах, вышедших в финал недавно завершившегося конкурса «Большая Москва», просматриваются явные переклички с положениями того генплана. Жаль, что в самой экспозиции пересечения прошлого и настоящего остались не артикулированными. Только в аннотации к «Параболе Н.А. Ладовского» - конкурсному проекту 1932 года, размыкавшему кольца столицы в северо-западном направлении, говорится, что специфическая, напоминающая воланчик форма сегодняшней «Большой Москвы» своеобразно наследует замыслу градостроителя-авангардиста.

История, как известно, не знает сослагательного наклонения, но выставка на каждом шагу провоцирует фантазию зрителя, предлагая вообразить, как мог бы выглядеть город, если бы нашли воплощение некоторые амбициозные замыслы. Вдруг понравился бы советским властям регулярный город Ле Корбюзье (1928),  начисто стирающий историческую радиально-кольцевую структуру Москвы? Или выросла бы на Красной площади высотка Дома Наркомтяжпрома, спроектированная И.И. Леонидовым (1934)? Или увенчалось успехом строительство «Дворца Советов» Б. М. Иофана на оси магистрали, пронизывающей весь город от Измайлово до Теплого стана?

Г.И. Кошкаров, И.П. Лобов. Планировка Замоскворечья, 1935 год.

В умозрительном соотнесении экспонатов с действительностью, узнавании реализованного и воображении неосуществленного, кажется, и состоит главный «нерв» выставки, делающий ее привлекательной для широкого зрителя. Только, чтобы получить от названных процессов максимум удовольствия, следует быть изрядно подкованным в москвоведении – хорошо помнить, как выглядит то или иное место сейчас, потому что экспликации и визуальный ряд не всегда это подсказывают. Не до конца прослежена степень реализации Генерального плана В.Н.Семенова и С.Е.Чернышева (1935), определившего современный облик столицы с лучами широких проспектов, гранитными набережными, метрополитеном. Без привязки к нему затруднительно оценить нововведения Генплана 1971 года с дальновидным, но так и не получившим последовательного развития предложением создавать новые центры притяжения на окраинах. Более четкая проекция идей прошлого на сегодняшний день, развернутая каким-то образом в экспозиции, могла бы, на наш взгляд, эффективно содействовать решению задач, обозначенных выше Ириной Коробьиной.

Следует, однако, признать, что и без этого выставка удалась. Особо отметим эффект, который производит графика и живопись. Кальки, картоны, бумажные листы и холсты Веснина, Гинзбурга, Гольца, Чечулина, Фомина, Гриншпуна представляют лучших  архитекторов первой половины XX века еще и как великолепных художников. Они так убедительно, энергично и мощно умели преподнести свои замыслы в карандаше и красках, что, кажется, одно это могло бы обеспечить успех многим их проектам.

В.Н. Семенов, С.Е. Чернышев. Схема Генерального плана реконструкции Москвы. 1935 год

Д.П. Осипов. Герб Моссовета

 

Выставка проходит до 13 января 2013 года

Официальный сайт: www.muar.ru

Над материалом работали: Алла Павликова, Екатерина Шалина

Все фото предоставлены пресс-службой МА

автор: |  просмотр:(14980)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey